Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на изменение скорости химических реакций

Разделы: Химия


Тип урока: изучение нового материала.

Автор учебника: Г.Е. Рудзитис: химия 9 класс.

Цель урока: создать условия для усвоения и изучения данной темы.

Задачи:

  1. Образовательные – научить учащихся постигать закономерности, с помощью которых можно управлять химическими реакциями. Продолжить формировать навыки самоконтроля.
  2. Развивающие – развитие умения сравнивать, систематизировать, запоминать увиденное, услышанное, развитие поисковых умений (ставить проблему – выстраивать доказательства – выводы). Развитие умения писать в рабочих тетрадях в заданном темпе, участвовать в обмене мнениями.
  3. Воспитательные – реализовать связь данной темы с жизнью. Уважительное отношение к учителю, ученикам.

Методы: Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, проблемный.

Средства: Схема “Скорость химических реакций и ее зависимость от различных факторов”.

Реактивы: цинк, раствор соляной кислоты, раствор уксусной кислоты, карбонат кальция.

Ход урока

  1. Организационный момент. Вводная часть (мозговая атака).
  2. Объяснение нового материала (демонстрация опыта, самостоятельное проведение опыта).
  3. Закрепление материала.
  4. Домашнее задание.
  5. Рефлексия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Вводная часть

Организационный момент.

Притча (Приложение 1).

Вопросы: Как вы понимаете данную притчу? Какую роль здесь играют условия обитания? Какие факторы влияют на жизнь мышей?

Название темы. Целеполагание для учеников: Изучить скорость химической реакции и факторы, влияющие на изменение данной скорости.

Обсуждение данных вопросов в паре.

 

Мозговая атака:

а) Что сгорает быстрее деревянная доска или древесные стружки?

б) Где с большей скоростью сгорит уголь: на воздухе или в кислороде? Почему?

в) При сочетании каких условий горение одного и тог же вещества происходит особенно быстро? Перечислите эти условия, дайте пояснения.

г) Одинаково ли быстро сгорают при одних и тех же условиях различные вещества. Приведите примеры, дайте пояснение.

Выявление учащимися представления о зависимости скорости горения вещества от площади соприкосновения их с окружающим газом, от концентрации кислорода, природы веществ. Взаимоконтроль учащихся во время ответов.

II. Объяснение нового материала (демонстрация опыта, самостоятельное проведение опыта)

Рассмотрение основных вопросов данной темы в следующей последовательности:

а) Теоретическая часть.

Объяснение вопроса определения скорости химических реакций, факторов, влияющих на скорость химических реакций.

Запись формулы на доске:

V= + C/

Пояснение формулы. Нацеливание на вывод единицы измерения скорости химической реакции.

Участие в объяснении нового материала. Запоминание услышанного, увиденного. Запись в тетрадь в рабочем темпе формулы скорости химической реакции. Вывод единицы измерения скорости химической реакции. Конкретизация факторов, влияющих на скорость химических реакций с записью в тетрадь.

б) Экспериментальная часть:

1. Демонстрационный опыт.

“Подтверждение фактора – природа реагирующих веществ”. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотой.

Наблюдение, участие в обмене мнениями, запись в тетрадь в таблицу. Сравнение скоростей. Вывод.

Повторение техники безопасности при работе с кислотами.

2. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: консультация по выполнению опытов “Влияние концентрации и площади соприкосновения реагирующих веществ на скорость химических реакций”.

Самостоятельное выполнение опытов по инструктивной карте, задание № 1 (Приложение 2). Обсуждение результатов в паре. Запись результатов в тетрадь. Оформление в виде таблицы. Фронтальное обсуждение результатов опытов, запись результатов на доске. Выводы по каждому опыту. Обобщение результатов всех опытов. Формирование общего вывода на основе полученных результатов

III. Закрепление материала

Предложено выполнить упражнение (задание № 2 – Приложение 2).

Выполнение задания. Обсуждение результата и работа по устранению недочетов одной из работ учащегося. Ответы на возникшие вопросы. Вывод по выполнению задания.

Нацеливание на выявление других факторов, влияющих на скорость химических реакций. Планирование изучения этих факторов на следующем уроке.

Ответ учеников на вопрос учителя (реализация межпредметных связей):

1. kt (ингибитор).

2. Температура..

Приводят примеры. Сообщение о ферментах – kt (Приложение 3).

Оценивание ответов учащихся с пояснением.

Восприятие учащимися оценки своих знаний по данной теме.

IV. Домашнее задание

Домашнее задание выдано дифференцировано по учебной и дополнительной литературе. Доведен до учеников объем домашнего задания. Дано пояснение по его выполнению.

Задания на дом:

  • Перечислить условия, которые влияют на скорость химической реакции.

  • Назовите для каждого условия 1-2 примера.

Составьте уравнения реакции и дайте обоснование их осуществления.

Запись домашнего задания. Выяснение вопросов вызывающих затруднение.

V. Рефлексия

Совместное обоснование практической значимости факторов, влияющих на скорость химических реакций.

Достигли ли мы конечной цели? Как я этого достиг? Могу ли я самостоятельно этого достичь? Где мы теперь находимся? Куда мы стремимся? Как это сделать? Как вы думаете, где бы вам могли пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке? Что на уроке вам понравилось больше всего? Что на уроке вам было непонятно? Какие виды работы на уроке вам больше понравились?

Литература:

  1. Гара Н.Н. Программа общеобразовательных учреждений. Химия. 8-9 классы, 10-11 классы. Издательство “Просвещение”, 2008.
  2. Репетитор по химии / под ред. А.С. Егорова. – Изд. 28-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 762 с.
  3. Рудзитис Г.Е. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. уреждений/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 191 с.
  4. Терновая Г.В. Компетентностный подход в образовании (сборник статей и заданий)/ Барнаул: АКИПКРО. – 68с.
  5. Терновая Г.В. Теоретические основы и практика проектирования современного урока: практическое пособие/ Барнаул: АКИПКРО, 2010. 104 с.