Во время доминирования экранной и компьютерной цивилизации школьники младшего школьного возраста должны уметь различать истинное от фальшивого, вечное от минутного т.к. раздумья над истинно художественными произведениями играют не только большую роль в понимании ими литературного персонажа, они заставляют размышлять о жизни, о людях, о самих себе.
Ильин в работе “Литература человековедения” пишет: “В каждом высокохудожественном тексте заложены правила жизни. Но чтобы вникнуть в эти истины школьники должны понимать и осознать прочитанное. К.Д. Ушинский почти как афоризм сформулировал эту мысль: “Читать еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное. Вот в чем главное дело”.
Поэтому целью уроков литературного и внеклассного чтения является приучение ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои языковые, лингвистические и коммуникативные компетенции, обогащать мысль.
Задачи:
– создание творчески обогащенной
образовательной среды;
– формирование интереса к чтению;
– развитие творческого воображения, образность
мыслей;
– воспитание чувства патриотизма и гуманности;
– потребности к эстетической культуре.
Исходя из этнопсихологических особенностей якутских детей, в работе с текстом, нами разработана технология “Азбука нравственности”:
Примерные темы занятий: литературно-музыкальное композиция “Мудрость предков в произведениях якутского народного писателя Н.Е. Мординова – Амма Аччыгыйа”, “Где труд, там и радость” интегрированный урок окружающего мира на тему “Насекомые” и литературного чтения И.А. Крылов “Стрекоза и муравей”, “Белочка – художница тайги” интегрированный урок якутской литературы на тему П. Ноговицын “Белочка” и окружающего мира “Животные. Белка”, театрализованный урок внеклассного чтения “Звонкие строчки С. Маршака” и др.
В ходе реализации данной технологии учащиеся стали победителями и призерами творческих конкурсов, различных олимпиад.