Непосредственно образовательная деятельность для II-й младшей группы по теме "Рыбы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность образовательной области “Познание” (“Формирование целостной картины мира”).

Возраст детей: младший дошкольный (II младшая группа).

Цели:

  • Обучить детей узнаванию рыбок среди других животных (у рыбок есть плавники на теле, на хвосте).
  • Подвести детей к представлению о том, что рыбки живые (они видят, плавают, для их жизни нужен аквариум с водой, песком, камушками или гравием, растениями).
  • Обучить детей правилам поведения у аквариума.
  • Развивать у детей память, внимание, речь, коммуникативные способности.
  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость, бережное отношение к природе, её обитателям.

Оборудование:

  • Аквариум с рыбками, таз с водой и рыбка – игрушка.
  • Банка с кормом для рыб, на которой есть наклейка – рыбка, мерная ложечка.
  • Выставка “Подводный мир” (иллюстрации, фотографии, рисунки рыб), фланелеграф, модели рыбок разной окраски и формы.

Словарная работа.

Введение в речь детей новых слов: аквариум, плавник, гравий, улитка, моллюск.

Предварительная работа: короткие циклические наблюдения за поведением рыбок.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Учебное задание 1. В аквариуме живут рыбки.

Воспитатель подводит детей к аквариуму с рыбками.

Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.

Обращает внимание детей на его красоту: среди зелёных растений в аквариуме плавают разноцветные рыбки.

– Ребята, о каком домике говорится в загадке? (Об аквариуме.)

Как вы думает, рыбки знают или нет, что мы подошли к аквариуму? (Они увидели нас своими глазами.)

Что можно сказать о величине глаз рыбки? (У рыбки глазки. Они маленькие.)

Какие по цвету глаза у рыбы? (Глазки темненькие, чёрненькие.)

А какие по форме? (Круглые.)

А сколько глаз у каждой рыбки? (Два глаза. Один, два глаза.) А у вас? (У нас тоже два глаза.)

Где расположены глаза у рыб? (Глаза у рыб находятся на голове.)

Что ещё находится на голове у рыб? (На голове есть рот.)

Зачем рот рыбке? (Рыбки едят ртом.)

А вам, зачем рот? (А мы едим, поём, говорим, смеёмся.)

Воспитатель показывает детям банку с кормом. Дети рассматривают картинку на коробке. Отмеряют ложечкой корм и высыпают в кормушку. Наблюдают за поведением рыбок, обсуждают его.

А что ещё рыбки умеют делать? Мы с вами выяснили, что они едят, смотрят… (Они плавают.)

Что помогает рыбкам плавать? (У них есть плавники. Они помогают рыбкам плавать.)

А где находятся плавники? (На спинке, животике, на грудке, на хвостике.)

А вы как передвигаетесь? (Мы ходим, бегаем, прыгаем. Нам помогают ноги.)

Сколько их у вас? (У меня две ноги.)

А какого цвета рыбки? (Дети рассматривают окраску рыб, обсуждают.)

Как вы думаете, рыбки у нас живые или неживые? Вот у меня в руках рыбка – игрушка. Она живая или нет? Как можно узнать? Что надо сделать?

Если дети ничего не предлагают, воспитатель опускает рыбку – игрушку в таз с водой и даёт корм.

Посмотрите и расскажите, как ведет себя эта рыбка в воде. (Рыбка – игрушка не умеет кушать. Она сама не умеет плавать.)

А что умеют делать рыбки в аквариуме? (Они плавают, едят, смотрят на нас.)

Воспитатель обобщает ответы детей: рыбки живые, потому что они как и мы, едят, двигаются, только рыбки плавают, а мы ходим, бегаем, прыгаем.

Учебное задание 2. Соберём рыбку.

– Ребята, у кого дома есть аквариум с рыбками? А какие рыбки там живут?

– А каких рыбок вы ещё знаете? (Воспитатель показывает изображение рыбки, опираясь на выставку “Подводный мир”)

– Сегодня каждый из вас сможет собрать модель любимой рыбки и поместить в наш аквариум на фланелеграфе.

Дети садятся за столы и рассматривают, что у них лежит в коробочках. В каждой коробочке модель рыбки и плавники к ней. У каждого ребёнка свой цвет рыбки. Формы рыбок могут быть разными. Ребята самостоятельно вставляют плавники в прорези модели рыбки, затем поселяют своих рыбок в большой плоскостной аквариум, расположенный на фланелеграфе.

Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум. Сколько в нём поселилось рыбок, много или мало? (В аквариуме живёт много рыбок. Мы их можем посчитать…)

Давайте посмотрим, всем ли рыбкам легко будет плавать? Каким будет плавать трудно?

Дети находят рыбок, у которых вставлены не все плавники или не на том месте хвостовой плавник… Так они учатся видеть свои ошибки и исправлять их.

Физкультминутка.

Рыбки плавали, плескались
В чистой, тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке!
Рыбки плавали, плескались,
Расправляя плавнички,
Все поплавали немножко?
За работу, умницы!

(Дети изображают резвящихся рыбок.)

Учебное задание 3. Домик для рыбки.

Воспитатель вновь подводит детей к аквариуму.

Ребята, как называется домик, в котором живут наши рыбки? (Аквариум.)

А где ещё живут рыбки? (В пруду, в речке, в море…)

Какой формы у нас аквариум? (У нас аквариум квадратный.)

Из чего он сделан? Из какого материала? (Он стеклянный, прозрачный.)

Что ещё есть в аквариуме? (Вода, растения, песок…)

Ребята, а ещё есть моллюски или, по-другому их называют улитками. Вот они – маленькие.

Воспитатель объясняет детям, как надо вести себя около аквариума: нельзя громко кричать, опускать руки, бросать игрушки…

Можно рассматривать рыбок, любоваться ими, кормить их только с разрешения взрослого или воспитателя.

Итог.

Ребята, скажите, что вы сегодня узнали о рыбках?

Чему научились?

Что было интересно?