Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность образовательной области “Познание” (“Формирование целостной картины мира”).
Возраст детей: младший дошкольный (II младшая группа).
Цели:
- Обучить детей узнаванию рыбок среди других животных (у рыбок есть плавники на теле, на хвосте).
- Подвести детей к представлению о том, что рыбки живые (они видят, плавают, для их жизни нужен аквариум с водой, песком, камушками или гравием, растениями).
- Обучить детей правилам поведения у аквариума.
- Развивать у детей память, внимание, речь, коммуникативные способности.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, бережное отношение к природе, её обитателям.
Оборудование:
- Аквариум с рыбками, таз с водой и рыбка – игрушка.
- Банка с кормом для рыб, на которой есть наклейка – рыбка, мерная ложечка.
- Выставка “Подводный мир” (иллюстрации, фотографии, рисунки рыб), фланелеграф, модели рыбок разной окраски и формы.
Словарная работа.
Введение в речь детей новых слов: аквариум, плавник, гравий, улитка, моллюск.
Предварительная работа: короткие циклические наблюдения за поведением рыбок.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Учебное задание 1. В аквариуме живут рыбки.
Воспитатель подводит детей к аквариуму с рыбками.
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
Обращает внимание детей на его красоту: среди зелёных растений в аквариуме плавают разноцветные рыбки.
– Ребята, о каком домике говорится в загадке? (Об аквариуме.)
– Как вы думает, рыбки знают или нет, что мы подошли к аквариуму? (Они увидели нас своими глазами.)
– Что можно сказать о величине глаз рыбки? (У рыбки глазки. Они маленькие.)
– Какие по цвету глаза у рыбы? (Глазки темненькие, чёрненькие.)
– А какие по форме? (Круглые.)
– А сколько глаз у каждой рыбки? (Два глаза. Один, два глаза.) А у вас? (У нас тоже два глаза.)
– Где расположены глаза у рыб? (Глаза у рыб находятся на голове.)
– Что ещё находится на голове у рыб? (На голове есть рот.)
– Зачем рот рыбке? (Рыбки едят ртом.)
– А вам, зачем рот? (А мы едим, поём, говорим, смеёмся.)
Воспитатель показывает детям банку с кормом. Дети рассматривают картинку на коробке. Отмеряют ложечкой корм и высыпают в кормушку. Наблюдают за поведением рыбок, обсуждают его.
– А что ещё рыбки умеют делать? Мы с вами выяснили, что они едят, смотрят… (Они плавают.)
– Что помогает рыбкам плавать? (У них есть плавники. Они помогают рыбкам плавать.)
– А где находятся плавники? (На спинке, животике, на грудке, на хвостике.)
– А вы как передвигаетесь? (Мы ходим, бегаем, прыгаем. Нам помогают ноги.)
– Сколько их у вас? (У меня две ноги.)
– А какого цвета рыбки? (Дети рассматривают окраску рыб, обсуждают.)
– Как вы думаете, рыбки у нас живые или неживые? Вот у меня в руках рыбка – игрушка. Она живая или нет? Как можно узнать? Что надо сделать?
Если дети ничего не предлагают, воспитатель опускает рыбку – игрушку в таз с водой и даёт корм.
– Посмотрите и расскажите, как ведет себя эта рыбка в воде. (Рыбка – игрушка не умеет кушать. Она сама не умеет плавать.)
– А что умеют делать рыбки в аквариуме? (Они плавают, едят, смотрят на нас.)
Воспитатель обобщает ответы детей: рыбки живые, потому что они как и мы, едят, двигаются, только рыбки плавают, а мы ходим, бегаем, прыгаем.
Учебное задание 2. Соберём рыбку.
– Ребята, у кого дома есть аквариум с рыбками? А какие рыбки там живут?
– А каких рыбок вы ещё знаете? (Воспитатель показывает изображение рыбки, опираясь на выставку “Подводный мир”)
– Сегодня каждый из вас сможет собрать модель любимой рыбки и поместить в наш аквариум на фланелеграфе.
Дети садятся за столы и рассматривают, что у них лежит в коробочках. В каждой коробочке модель рыбки и плавники к ней. У каждого ребёнка свой цвет рыбки. Формы рыбок могут быть разными. Ребята самостоятельно вставляют плавники в прорези модели рыбки, затем поселяют своих рыбок в большой плоскостной аквариум, расположенный на фланелеграфе.
– Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум. Сколько в нём поселилось рыбок, много или мало? (В аквариуме живёт много рыбок. Мы их можем посчитать…)
– Давайте посмотрим, всем ли рыбкам легко будет плавать? Каким будет плавать трудно?
Дети находят рыбок, у которых вставлены не все плавники или не на том месте хвостовой плавник… Так они учатся видеть свои ошибки и исправлять их.
Физкультминутка.
Рыбки плавали, плескались
В чистой, тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке!
Рыбки плавали, плескались,
Расправляя плавнички,
Все поплавали немножко?
За работу, умницы!
(Дети изображают резвящихся рыбок.)
Учебное задание 3. Домик для рыбки.
Воспитатель вновь подводит детей к аквариуму.
– Ребята, как называется домик, в котором живут наши рыбки? (Аквариум.)
– А где ещё живут рыбки? (В пруду, в речке, в море…)
– Какой формы у нас аквариум? (У нас аквариум квадратный.)
– Из чего он сделан? Из какого материала? (Он стеклянный, прозрачный.)
– Что ещё есть в аквариуме? (Вода, растения, песок…)
– Ребята, а ещё есть моллюски или, по-другому их называют улитками. Вот они – маленькие.
Воспитатель объясняет детям, как надо вести себя около аквариума: нельзя громко кричать, опускать руки, бросать игрушки…
Можно рассматривать рыбок, любоваться ими, кормить их только с разрешения взрослого или воспитателя.
Итог.
– Ребята, скажите, что вы сегодня узнали о рыбках?
– Чему научились?
– Что было интересно?