В последнее время достаточно широкое
распространение получила технология развития
критического мышления. Критическое
мышление – это способность ставить новые
вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы,
принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии: обеспечить развитие
критического мышления посредством
интерактивного включения учащихся в
образовательный процесс.
Предлагается разработка урока по биологии в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления, приемы “Пометки на полях” и “Маркировочная таблица”.
Урок, проведенный с использованием технологии критического мышления, включает три этапа: вызов – осмысление новой информации – рефлексия.
На стадии вызова учащимся предложено, не зная ничего о лишайниках, составить текст и согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить “плюс” или “минус”.
На стадии осмысления новой информации используется прием “Маркировочная таблица” совместно с приемом “Пометки на полях”. Происходит непосредственная, направленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения сопровождается маркировкой текста и заполнением таблицы. Он обязывает отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя текст учебника.
Самая важная стадия – рефлексия. Именно на этой стадии происходит осознание новых приобретенных знаний. Учащиеся возвращаются к первоначальным записям (составлению текста вначале урока) и вносят изменения (исправляют ошибки).
В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать синквейн.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.
Правила написания синквейна:
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
- Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Технология развития критического мышления на уроках биологии предполагает личностную вовлечённость учеников в процесс обучения, заставляет их отойти от привычных схем обучения, способствует их саморазвитию и самосовершенствованию и тем самым служит реализации личностно-ориентированной направленности образования.
Задачи урока:
- Сформировать представление о лишайниках как о симбиотических организмах;
- Определить значение лишайников в природе и в жизни человека;
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому;
- Развивать творческое мышление учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку | Показывают готовность к уроку |
II. Вызов
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Предлагает составить рассказ,
используя 5 слов (слова записаны на доске: гриб,
водоросль, лишайник, таллом, симбиоз,
автогетеротрофный организм. Заслушивает рассказы нескольких учеников. |
Учащиеся составляют рассказ. Выборочно озвучивают свой рассказ. |
Предлагает выполнить тестовое задание
в виде выбора верных утверждений:
|
Выполняют тестовое задание. |
Проверяет выполнение тестового задания: утверждения разбираются вслух, если учащиеся согласны – поднимают руки. | |
Предлагает учащимся задать вопросы, возникшие при выполнении тестового задания, и записывает их на доске. | Задают вопросы, возникшие при выполнении тестового задания. |
III. Осмысление
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Предлагает прочитать текст учебника,
делая пометки карандашом: V – уже знаю |
Читают текст учебника, делая пометки карандашом. |
Закончив работу с текстом, предлагает
заполнить таблицу: Уже знал |
Заполняют таблицу |
Проводит фронтальную беседу: – какая
графа заполнена более емко (коротко)? |
Отвечают на вопросы |
IV. Рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Предлагает исправить ошибки в рассказе,
который учащиеся составили в начале урока. Заслушивает рассказы учащихся. |
Исправляют ошибки. Зачитывают исправленные рассказы |
Формулирует домашнее задание: Составить синквейн на тему “Отдел Лишайники” |
Записывают домашнее задание |