Урок русского языка "Правописание жи-ши". 3-й класс. Школа II-го вида, класс VIII-го вида

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 3


Задачи урока:

  1. Формировать умение распознавать и правильно писать слово с сочитаниями -жи-ши.
  2. Развивать фонематическое восприятие, устойчивое внимание, логическое  мышление.
  3. Воспитывать позитивное отношение к предмету, интерес к знаниям, бережное отношение к школьным принадлежностям

Оборудование: образцы написания букв ж, ш; демонстрационные карты – жи-ши; предметные картинки (ежи, ножи, груши, машина, карандаши); муляжи овощей (капуста, морковь, свёкла, огурец, помидор)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

– Ребята, у вас на столах лежат предметные картинки. Посмотрите и

Скажите, что на них изображено?

(У детей на столах картинки, на которых изображены: ежи, ножи, груши, машина, карандаши)

– Сейчас я произнесу слова, а вы послушайте и скажите, что их

Объединяет. (Учитель произносит слова)

– Правильно, в этих словах есть шипящие звуки, и не просто звуки, а

Сочетания жи, ши. И сегодня на уроке вы узнаете, как правильно писать

Слова с сочетаниями жи, ши.

3. Пальчиковая зарядка

– А сейчас приготовим к работе наши руки.

Дети разминают пальцы рук и проговаривают стихотворение:

– Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик средненький,
Этот пальчик бедненький,
Этот пальчик толстячок,
Ну а в месте – кулачок.

– А теперь возьмите в руки игольчатые шарики и покатайте его пальцами

(1 мин.)

4. Минутка чистописания.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

– Давайте вспомним правильное написание сточных букв ж и ш.

(Показ по демонстрационной карте с повторением элементов букв)

5. Динамическая пауза.

– Сейчас, дети, мы приготовим к работе ваши глазки и выполним тренировочные упражнения. Подойдите, пожалуйста, к окну. Посмотрите на метку на стекле (3-5 сек.), а теперь посмотрите вдаль (3-5 сек.).

– А теперь посмотрите на солнышко (2-3 сек.), а теперь зажмурьтесь (3-5 сек.)

6. Словарная работа

– Какое сейчас время года?

– Сейчас, дети, календарная осень. Месяц ноябрь – последний осенний месяц. А осень пора уборки урожая, в том числе и урожая овощей.

Поэтому тема словарной работы – овощи.

(Один ученик работает у доски. Он записывает слова на доске, а остальные дети работают в тетрадях. Учитель показывает муляжи овощей, дети записывают слова.)

7. Работа по теме урока.

– Приближается зима и я приготовила вам загадки о зиме, отгадайте их.

– Покружилась звёздочка в воздухе немножко села и растаяла на моей ладошке.

– Что это?

– Правильно ребята, это снежинка. В слове “снежинка” какой вы слышите звук после звука “ж”?

– Да, слышится звук “ы”. Но существует правило, что -жи- пишется с буквой и.

– Следующая загадка

Что за маленький народ?
Кошке спать он не даёт,
В кладовой шныряет,
Крупу собирает.

– Кто это?

– Правильно, это мыши.

– В слове “мыши” после звука “ш” какой звук вы слышите?

– Да, вы слышите звук “ы”, но существует правило, что “ши” пишется с буквой и.

– Запишите отгадки в тетрадь, подчеркните -жи- и -ши-.

8. Закрепление.

– А теперь продолжим работу по учебнику. Откройте учебник на странице 98. Упражнение № 2. Прочитайте задание. (Прочитайте пословицы.)

– Поспешишь – людей насмешишь.

– С книгой дружить – век не тужить.

– Подберите к пословицам объяснения.

– Поспешишь – людей насмешишь – значит кто торопится, делает много ошибок.

– С книгой дружить – век не тужить – значит много читай – тебе будет интереснее жить.

И действительно, книга – лучший друг. Из книг мы узнаём много нового.

Поэтому к книгам мы должны относиться очень бережно, в том числе и к учебникам. Нельзя загибать страницы. Нужно пользоваться закладками.

– Запишите пословицы в тетрадь. Подчеркните сочетания -жи-, -ши-.

– Скажите, ребята, как же нужно писать сочетания -жи-, -ши-?

У нас на уроке присутствуют гости, и у них для вас есть интересное задание.

(В класс приносят конверт с заданием)

– Я сейчас прочитаю стихотворение. На доске развешены снежинки со словами из этого стихотворения. В этих словах есть правило на правописание -жи-, -ши-. Вы должны найти эти слова.

– Послушайте стихотворение:

– Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

(Дети подходят к доске и на снежинках находят слова с сочетаниями -жи-, -ши.

9. Итог.

– Что нового узнали на уроке?

– И в заключении Катя прочитает стихотворение о правописании -жи-, -ши-.

– Знаем твёрдо: жи и ши
Пишем только с буквой и.
Можно ошибиться.
Это надо всем запомнить,
Надо потрудиться.

10. Домашнее задание.

Дома вы будете выполнять упражнение № 3 на странице 99. Внимательно прочитайте задание. В словах со слогом -ши-, слог -ши- подчеркните.