Задачи урока:
- Формировать умение распознавать и правильно писать слово с сочитаниями -жи-ши.
- Развивать фонематическое восприятие, устойчивое внимание, логическое мышление.
- Воспитывать позитивное отношение к предмету, интерес к знаниям, бережное отношение к школьным принадлежностям
Оборудование: образцы написания букв ж, ш; демонстрационные карты – жи-ши; предметные картинки (ежи, ножи, груши, машина, карандаши); муляжи овощей (капуста, морковь, свёкла, огурец, помидор)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
– Ребята, у вас на столах лежат предметные картинки. Посмотрите и
Скажите, что на них изображено?
(У детей на столах картинки, на которых изображены: ежи, ножи, груши, машина, карандаши)
– Сейчас я произнесу слова, а вы послушайте и скажите, что их
Объединяет. (Учитель произносит слова)
– Правильно, в этих словах есть шипящие звуки, и не просто звуки, а
Сочетания жи, ши. И сегодня на уроке вы узнаете, как правильно писать
Слова с сочетаниями жи, ши.
3. Пальчиковая зарядка
– А сейчас приготовим к работе наши руки.
Дети разминают пальцы рук и проговаривают стихотворение:
– Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик средненький,
Этот пальчик бедненький,
Этот пальчик толстячок,
Ну а в месте – кулачок.
– А теперь возьмите в руки игольчатые шарики и покатайте его пальцами
(1 мин.)
4. Минутка чистописания.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа.
– Давайте вспомним правильное написание сточных букв ж и ш.
(Показ по демонстрационной карте с повторением элементов букв)
5. Динамическая пауза.
– Сейчас, дети, мы приготовим к работе ваши глазки и выполним тренировочные упражнения. Подойдите, пожалуйста, к окну. Посмотрите на метку на стекле (3-5 сек.), а теперь посмотрите вдаль (3-5 сек.).
– А теперь посмотрите на солнышко (2-3 сек.), а теперь зажмурьтесь (3-5 сек.)
6. Словарная работа
– Какое сейчас время года?
– Сейчас, дети, календарная осень. Месяц ноябрь – последний осенний месяц. А осень пора уборки урожая, в том числе и урожая овощей.
Поэтому тема словарной работы – овощи.
(Один ученик работает у доски. Он записывает слова на доске, а остальные дети работают в тетрадях. Учитель показывает муляжи овощей, дети записывают слова.)
7. Работа по теме урока.
– Приближается зима и я приготовила вам загадки о зиме, отгадайте их.
– Покружилась звёздочка в воздухе немножко села и растаяла на моей ладошке.
– Что это?
– Правильно ребята, это снежинка. В слове “снежинка” какой вы слышите звук после звука “ж”?
– Да, слышится звук “ы”. Но существует правило, что -жи- пишется с буквой и.
– Следующая загадка
Что за маленький народ?
Кошке спать он не даёт,
В кладовой шныряет,
Крупу собирает.
– Кто это?
– Правильно, это мыши.
– В слове “мыши” после звука “ш” какой звук вы слышите?
– Да, вы слышите звук “ы”, но существует правило, что “ши” пишется с буквой и.
– Запишите отгадки в тетрадь, подчеркните -жи- и -ши-.
8. Закрепление.
– А теперь продолжим работу по учебнику. Откройте учебник на странице 98. Упражнение № 2. Прочитайте задание. (Прочитайте пословицы.)
– Поспешишь – людей насмешишь.
– С книгой дружить – век не тужить.
– Подберите к пословицам объяснения.
– Поспешишь – людей насмешишь – значит кто торопится, делает много ошибок.
– С книгой дружить – век не тужить – значит много читай – тебе будет интереснее жить.
И действительно, книга – лучший друг. Из книг мы узнаём много нового.
Поэтому к книгам мы должны относиться очень бережно, в том числе и к учебникам. Нельзя загибать страницы. Нужно пользоваться закладками.
– Запишите пословицы в тетрадь. Подчеркните сочетания -жи-, -ши-.
– Скажите, ребята, как же нужно писать сочетания -жи-, -ши-?
У нас на уроке присутствуют гости, и у них для вас есть интересное задание.
(В класс приносят конверт с заданием)
– Я сейчас прочитаю стихотворение. На доске развешены снежинки со словами из этого стихотворения. В этих словах есть правило на правописание -жи-, -ши-. Вы должны найти эти слова.
– Послушайте стихотворение:
– Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(Дети подходят к доске и на снежинках находят слова с сочетаниями -жи-, -ши.
9. Итог.
– Что нового узнали на уроке?
– И в заключении Катя прочитает стихотворение о правописании -жи-, -ши-.
– Знаем твёрдо: жи и ши
Пишем только с буквой и.
Можно ошибиться.
Это надо всем запомнить,
Надо потрудиться.
10. Домашнее задание.
Дома вы будете выполнять упражнение № 3 на странице 99. Внимательно прочитайте задание. В словах со слогом -ши-, слог -ши- подчеркните.