О полоролевом воспитании мальчиков и девочек

Разделы: Работа с родителями


Психологи говорят, что различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. В зависимости от пола ожидаемого ребёнка строятся родительские представления о том, какой характер мы встретим и как нам себя с ним вести. Если это девочка, то тут же срабатывает штамп – эмоциональная, чувствительная, душевная, и мы будем стараться быстрее и чаще брать её на руки, стоит ей заплакать. И как выясняется, в младенческом возрасте мальчики лучше реагируют на яркие краски, на движущие или новые предметы, а девочки – на ласковое приговаривание. Но всё в том, что мужественность и женственность заложены в каждом. Природа даёт нам и “мужские”, и “женские” гормоны, просто в разном количестве. А родители в большей мере сами формируют психологический пол ребёнка, укрепляют и поддерживают те черты, которые считают мужскими, – в мальчиках, и женскими – в девочках.

 Сценарий родительской встречи

Форма проведения: Лекция-практикум.

Тема: “Актуальность полового развития детей”.

Цель: Обеспечить взаимодействие с семьей по вопросам полового воспитания детей через повышение уровня педагогической образованности родителей.

Задачи:

  • Продолжать знакомить родителей с нормативно-правовой базой.
  • Познакомить с направлениями работы по “Программе социального развития детей дошкольного возраста” Л.В. Коломийченко.
  • Научить видеть основные закономерности развития мальчиков и девочек.
  • Заинтересовать родителей данной проблемой.
  • Развивать чувство доверия детскому саду и чувство коллективизма.

Предварительная работа:

  • Создание видеофильма “Воспитание мальчиков и девочек в режимных процессах”.
  • Анкетирование родителей по вопросам социального развития детей.
  • Подготовка памятки (печать) “Рекомендации для трудных взрослых”.
  • Подготовка экспресс-теста “Определение представлений об различиях в психологический особенностях мальчиков и девочек”.
  • Подготовка списка “Особенности девочек и мальчиков”.
  • Выставка дидактических пособий, игр по половому воспитанию детей.

Ход мероприятия

1. Игра на развитие чувства коммуникативности “Телефончики” (родители стоят по кругу, взявшись за руки, ведущий передает рукопожатие, которое возвращается вновь к ведущему)

2. Оглашается тема встречи, повестка, выбирается секретарь

3. Нормативно-правовая база

В семейном кодексе РФ, статья 63.п.1. говорится:

“Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют имущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами”.

Наш детский сад помогает реализовать право родителей на образование и воспитание детей. Образование наших детей осуществляется на основе государственных стандартов РФ и национально-регионального компонента по направлениям: физическое развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-личностное.

При самоанализе нашей педагогической деятельности педагоги выяснили, что, работая по программе “Радуга” Т.Н. Дороновой, не полностью реализуются разделы “Человек в истории”, “Человек в культуре”, “Человек в своем крае”. Таким образом педагогический коллектив ДОУ решил эту проблему через реализацию “программы социального развития детей дошкольного возраста” Л. В. Коломийченко. Воспитатели изучили данную программу и начали её внедрение: создали предметно-развивающую среду, выделили формы работы. Одно из актуальных направлений социализации детей – половое воспитание.

4. Результаты анкетирования родителей.

При анкетировании родителей с целью тесного сотрудничества в вопросах социального развития детей, выяснилось:

  • Всего проанкетировано 11 человек (58%) из 19.
  • На вопрос: Считаете ли Вы необходимым по-разному воспитывать девочек и мальчиков?

“Да” – ответило 5 человек (45%)

“Нет” – ответил 1 человек (10%)

“Частично” – ответило 5 человек (45%)

  • На вопрос: Какие качества необходимо воспитывать в первую очередь у девочек и мальчиков?

“У девочек” – трудолюбие, чистоплотность, доброта, самоуверенность, сочувствие, отзывчивость, ответственность, честолюбие, женственность.

“У мальчиков” – сила, мужество, уважение к слабому полу, решительность, активность, взаимовыручка, ответственность, трудолюбие, нравственность, заботливость к слабому полу.

Таким образом мы сделали вывод: 55% родителей не придают большого значения половому воспитанию детей. Качества, которыми наделяют родители мальчиков и девочек –одинаковые.

5. Экспресс-тест.

Сейчас мы Вам предлагаем экспресс-тест, цель которого уточнить представления об отличиях мальчиков и девочек (см. Приложение).

Зачитывается тест, родитель должен ответить “да” или “нет”. Затем даются ответы.

6. Работа в группах по определению особенностей девочек и мальчиков.

Родители делятся на 2 группы: у которых девочки и у которых мальчики. Им раздается одинаковый перечень особенностей мальчиков и девочек. Задание: 1 группе выписать особенности, присущие мальчикам;2 группе выписать особенности присущие девочкам. По окончании работы перечень зачитывается.

7. Лекторий воспитателя “Мир мальчиков и девочек”

Мир мальчиков и девочек очень разнообразен и различен. В игре: интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки же чаще играют небольшими группами, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с эстетическим оформлением. Девочки в большей степени ориентируются на партнера в игре, мальчики – на сам ход игры. Мальчикам требуется большее пространство в играх, чем девочкам. Поэтому если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальное: лазают по лестнице вверх, забираются в шкафы. В ориентировке в окружающем: если построить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь (больше улиц, домов, дворов).

По наблюдениям ученых, встретив что-либо новое, мальчики чаще задают вопросы типа “отчего?” или “почему?”. Это означает, что они склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности, в механизмах действия тех или иных устройств, а то и привносить а них свои изменения.

Внимание девочек более привлекает манипулирование с конкретными близкими предметами из окружающей обстановки, чем абстрактное суждение о них. Это проявляется в том, что девочка, видя что-либо новое, после вопроса “это что такое?” оценивает предмет словами “красиво” или “ не красиво”. Видимо отсюда берёт начало интерес представительниц женского пола к нарядам, украшениям, повышенное внимание к своей внешности.

В играх дошкольников проявляется способность к творческой деятельности. Если девочки используют игрушки по прямому назначению, то мальчики, одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение.

Стремление понять суть и природу вещей можно объяснить тот факт, что мальчики ломают игрушки чаще девочек.

Девочки склонны к воспитательско-попечительской деятельности, в основе которой, по-видимому, лежит инстинкт материнства. Ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать– эти черты проявляются уже в ролевых играх девочек-дошкольниц, в их интересе к определенным игрушкам (куклы, посудка).

В комнатах мальчиков обычно бывает больше игрушек, которые готовят их быть деятельными в реальной жизни. Это конструкторы, строительные блоки, ящик с инструментами и гвоздями, коробки с камушками, перышками, шишками, наборы зверушек, рыцари и т.д. Большинство их игрушек способствуют тому, что ребенок приобретает различные навыки и расширяет знания об окружающем мире.

Комнаты девочек чаще наполнены игрушками, которые нужны для более спокойных занятий, ориентированных на дом. Полочки забиты бумажными куклами, коробками с “драгоценностями”, календариками с животными, куклы Барби с принадлежностями. Сразу видно, что большинство вещей ориентированы на домашние дела и уход за “детьми”, однако здесь гораздо меньше игрушек, которые требуют активности и развивают пространственное восприятие и моторику.

Таким образом, мальчики и девочки – это два противоположных мира.

8. Знакомство родителей с работой детского сада по решению задачи полового идентификации детей:

  • Представление дидактических пособий, игр.
  • Видеофильм “воспитание мальчиков и девочек в режимных процессах” (с комментариями воспитателя.

Таким образом мир мальчиков и девочек – это 2 разных мира, а значит и воспитывать их надо по-разному. Психологи утверждают, что основы полового воспитания закладываются именно в дошкольном возрасте (до 7 лет).

9. Родителям предлагаются “Рекомендации для трудных взрослых” (см. приложение).

Родительскую встречу подготовили:

  • Воспитатель группы “Аленка” Гудкова Наталья Алексеевна и Зудова Елена Анатольевна
  • Им оказали активную помощь родители группы.

Литература:

  • “программа социального развития детей дошкольного возраста”. Л.В. Коломийченко. Пермь. 2002.
  • Семейный кодекс РФ. И.В. Аксёнова. Москва. Спарк. 1996.
  • “Мир движений мальчиков и девочек”. С. О. Филиппова. Санкт-Петербург. Детсво-пресс.2001.