Цель: автоматизация звуков [р], [р] в связной речи.
Задачи.
Коррекционно-образовательная:
- совершенствовать связную речь посредством загадок в стихотворной форме, рассказов описательного характера и самостоятельных рассуждений детей.
Коррекционно-развивающие:
- закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез;
- развивать интонационную выразительность;
- упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными;
- совершенствовать слуховое и зрительное восприятие;
- упражнять в составлении слов из букв, в разгадывании кроссворда;
- закрепить умение составлять предложения с заданными словами;
- развивать мышление и память.
Воспитательная:
- воспитывать внимательное, дружелюбное отношение в коллективе.
Оборудование: столы, стулья по количеству детей; магнитная доска; панно: “Зашифрованное слово”, “Геометрический пазл”, буквы, картинки к ним; кроссворд “Африка”; “цветы” с буквами для составления слов; корзинка; 2 портфеля; школьные принадлежности: ручка, тетрадь, карандаш, фломастеры, краски; игрушки: пирамидка, грузовик, паровоз, робот; 2 обруча.
Ход занятия
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Под музыку “Учат в школе” дети заходят в зал, встают около доски.
- Ребята, давайте разгадаем зашифрованное слово. (Шар, кукуруза, обруч, ландыш, арбуз)
- Определите первый звук в названии каждой картинки и выберите карточку с нужной буквой.
- Правильно, это слово “школа”. Сегодня я предлагаю вам поиграть в школу и закрепить звуки [р], [р’].
II. Основная часть.
1. “Урок математики”. “Математические загадки”.
Логопед:
На уроке математики
Надо быть внимательным!
Будем думать и считать,
Примеры вместе все решать.
Дети загадывают математические загадки.
Шел мышонок – сладкоежка,
Нес сестренке три орешка.
Правда, сам не утерпел, -
Два орешка все же съел…
Задает сестра вопрос:
- Орехов сколько мне принес? (Один орех)
Два грузовика у Пети,
У Егора ровно пять.
Сколько будет, если дети
Станут вместе в них играть? (Семь грузовиков)
Пять фломастеров у Ромы.
Взял он красный и бордовый,
А в коробке, посмотри,
Остается ровно … (Три фломастера)
Ира кормит двух котят,
Восемь тоже есть хотят.
Если их кормить всех вместе
Сколько будет? Ровно … (Десять котят)
Белая ромашка,
Розовая кашка,
Розочка лиловая
И тюльпан бордовый.
И оранжевый цветок
Под названьем – ноготок.
Я цветы рисую эти …
Сколько их в моем букете? (Пять цветов)
Сыроежка в шляпке плоской
Притаилась под березкой.
Пробежал я по опушке –
Отыскал там три волнушки.
И лисичек рыжих две
Отыскал я сам в траве…
Сколько ж это по тропинке
Я грибов несу в корзинке? (Шесть грибов)
“Геометрический пазл”
- Перед вами панно с геометрическими фигурами разного цвета. У вас - картинки. Надо подобрать их так, чтобы они подходили по форме и цвету. Собрав пазл, мы узнаем, кто придет к нам на следующий урок.
Например, У меня помидор. Помидор круглый, красный. (Ребенок выкладывает свою картинку на красный круг на панно и т.п.)
2. “Урок чтения”.
Входит Буратино (под музыку “Бу-ра-ти-но!”).
- Здравствуйте! Как у вас интересно. А куда я попал?
Логопед: Здравствуй, Буратино! Ты пришел на урок чтения.
Буратино: Значит, вы сумеете мне помочь. В моей сказочной школе тоже учат читать и писать, но у меня это плохо получается.
Логопед: Не волнуйся, мы тебе поможем!
3. “Цветочная полянка”
- Посмотрите, ребята, на нашу необычную цветочную полянку. Буратино будет загадывать загадки, а вы должны правильно составить слова - отгадки. Работаем в парах: Витя и Настя составляют слова из красных цветов, Аня и Катя – из желтых, Юля и Андрей – из синих.
Загадки Буратино:
Черный он, чернее ночи,
Под землей жить любит очень,
В огороде роет норы,
Длинные, как коридоры. (Крот)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!..
В них ни въехать, ни войти! (Радуга)
Логопед:
- Составьте предложение со словами: Буратино и крот.
(Тоже задание со словами: Буратино, рыба; Буратино, радуга)
На доске логопед закрепляет кроссворд “Африка”.
4. Перемена.
Логопед:
- Буратино, покажи нам, пожалуйста, что лежит у тебя в портфеле?
Буратино достает по 1 предмету, дети составляют предложения.
- У Буратино в портфеле лежит пирамидка.
- Буратино достал из портфеля грузовик. И т.п.
Логопед:
- Ребята, как вы думаете, нужны ли в школе эти предметы. (Нет)
Подвижная игра-эстафета “Соберем портфель”
- Давайте научим Буратино собирать портфель. Разделитесь на 2 команды по 3 человека в каждой. Вы по очереди добегаете до обруча, берете 1 предмет, необходимый в школе, кладете его в портфель и возвращаетесь. Затем бежит следующий участник. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее соберет портфель.
После эстафеты логопед с детьми проверяют портфели.
- Что вы положили в портфель? (Я положил в портфель ручку. Я положила в портфель тетрадь. И т.п.)
- Как мы назовем эти предметы? (Это школьные принадлежности)
- А что вы оставили? (Грузовик, пирамидку, матрешку…Это игрушки.)
Буратино: Ребята, с вами так интересно. Теперь я точно знаю, что нужно брать в школу.
Логопед: Буратино, на прощание мы дарим тебе этот букварь. По нему ты обязательно научишься читать.
Буратино прощается и уходит.
5. “Урок природоведения”
- Сейчас урок природоведения. Сегодня нам предстоит разгадать кроссворд. Каждый из вас будет рассказывать о животном, остальные должны отгадать его название по описанию.
Каждый ребенок дает описание одного животного, а его название, после отгадывания, прикрепляет в кроссворд.
Логопед:
- Какое слово у нас получилось? (Африка)
- О каких животных вы рассказывали? (Мы рассказывали об африканских животных)
III. Итог занятия.
- Ребята, уроки в нашей школе на сегодня закончились?
- Понравилось ли вам играть?
- Что особенно запомнилось?
- Вы все старались, показали свои знания. Вы правильно произносили звук [Р].