Цель урока: расширить знания учащихся об экологических группах древних пресмыкающихся, их происхождении, эволюции и многообразии в связи со средой обитания.
Литература: учебник: Биология. Животные. 7 класс, авторы: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко (если учитель работает по другому учебнику, то раздаётся распечатанный текст. Приложение 3); Фрагмент видеофильма.
Ход урока
Стадия вызова
“Текли геологические эры,
Свои пределы, нам не указав.
Менялся климат.
На песчаник серый
Встал мезозойский ящер – динозавр”. Вера Инбер
Демонстрируется видеофрагмент о многообразии динозавров.
Ученикам предлагается следующее задание:
- Вспомнить, что им уже известно о динозаврах.
- Обменяться своими знаниями в паре.
- Занести имеющиеся знания в левую часть таблицы в графу “Что я знаю о динозаврах”. (Таблица выдаётся в начале урока. Приложение 1)
Пример/
Что я знаю |
Что хотел бы узнать |
Что я узнал |
Жили очень давно | ||
Уже вымерли | ||
Были больших размеров | ||
Были хищниками или ели растения | ||
Жили на суше и в воде | ||
Динозавр в переводе – ужасный ящер |
Откуда появились эти сведения?
Пример.
- Смотрел фильм ВВС.
- Читал о них в энциклопедии.
- Смотрел кино “Парк Юрского периода”.
- Был на экскурсии в музее.
- Читал книги.
Теперь поработаем со второй частью таблицы, в которой две графы и заполним графу “Источники информации”.
Пример.
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться |
Источники информации |
А Б. В. Г. |
1. Документальный фильм 2. Книги 3. Экскурсии в музее 4. Художественный фильм |
Но основным источником сегодня на уроке станет текст учебника §43, с которым мы будем работать (можно раздать иллюстрации из учебника - Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология хордовые многоуровневый учебник 8 класс).
Обратите внимание на сведения, которые записали в первую графу таблицы. Попробуем их систематизировать, выделить основные категории информации (примечание: категории выделяются до ознакомления с текстом).
Заполним во второй части таблицы вторую графу “Категории информации, которыми мы намерены пользоваться”.
Пример.
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться | Источники информации |
А. Происхождение Б. Время жизни В. Многообразие Г. Эволюционное значение Д. Причины исчезновения |
1. Документальный фильм 2. Книги 3. Экскурсии в музее 4. Художественный фильм |
А теперь подумайте и ответьте на вопрос: “Что бы вы хотели узнать о динозаврах до работы с текстом?”. Запишите эти вопросы в первую часть таблицы в графу “Что хотел бы узнать о динозаврах”.
Пример.
Что я знаю о динозаврах |
Что хотел бы узнать о динозаврах |
Что я узнал о динозаврах |
Жили очень давно | Когда появились динозавры? | |
Уже вымерли | Сколько времени они жили? | |
Были больших размеров | От кого они произошли? | |
Были хищниками или ели растения | Где они жили? | |
Жили на суше и в воде | От чего зависит их многообразие? | |
Динозавр в переводе – ужасный ящер | Кто произошёл от динозавров? | |
Почему динозавры вымерли? |
Теперь переходим к главному источнику информации – текст учебника §43. Он поможет ответить на ваши вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся сведения, расширить категории информации.
Учащиеся изучают текст учебника.
Стадия осмысления
После прочтения текста вернёмся к таблице. Запишите в графу “Что я узнал о динозаврах” ответы на вопросы, которые сами же поставили перед прочтением текста”.
Пример.
Что я знаю о динозаврах |
Что хотел бы узнать о динозаврах |
Что я узнал о динозаврах |
Жили очень давно | Когда появились динозавры? | 230-250 млн. лет назад котилозавры |
Уже вымерли | Сколько они жили? | Расцвет мезозойская эра (250-65 млн. лет назад) |
Были больших размеров | От кого они произошли? | От древних амфибий стегоцефалов |
Были хищниками или ели растения | Где они жили? | На суше, в воде, в воздухе |
Жили на суше и в воде | От чего зависит их многообразие? | От среды обитания и питания |
Динозавр в переводе – ужасный ящер | Кто произошёл от динозавров? | Современные пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие |
Почему динозавры вымерли? | - изменение климата; - горообразование; - изменение растительности; - крупный астероид. |
Стадия рефлексии
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться |
||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
- Возможно ли появление динозавров в настоящее время?
- В чём загадка озера Лох-Несс?