Урок "Динозавры, кто они?". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель урока: расширить знания учащихся об экологических группах древних пресмыкающихся, их происхождении, эволюции и многообразии в связи со средой обитания.

Литература: учебник: Биология. Животные. 7 класс, авторы: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко (если учитель работает по другому учебнику, то раздаётся распечатанный текст. Приложение 3); Фрагмент видеофильма.

Ход урока

Стадия вызова

“Текли геологические эры,
Свои пределы, нам не указав.
Менялся климат.
На песчаник серый
Встал мезозойский ящер – динозавр”. Вера Инбер

Демонстрируется видеофрагмент о многообразии динозавров.

Ученикам предлагается следующее задание:

  • Вспомнить, что им уже известно о динозаврах.
  • Обменяться своими знаниями в паре.
  • Занести имеющиеся знания в левую часть таблицы в графу “Что я знаю о динозаврах”. (Таблица выдаётся в начале урока. Приложение 1)

Пример/

Что я знаю
о динозаврах

Что хотел бы узнать
о динозаврах

Что я узнал
о динозаврах

Жили очень давно    
Уже вымерли    
Были больших размеров    
Были хищниками или ели растения    
Жили на суше и в воде    
Динозавр в переводе – ужасный ящер    

Откуда появились эти сведения?

Пример.

  • Смотрел фильм ВВС.
  • Читал о них в энциклопедии.
  • Смотрел кино “Парк Юрского периода”.
  • Был на экскурсии в музее.
  • Читал книги.

Теперь поработаем со второй частью таблицы, в которой две графы и заполним графу “Источники информации”.

Пример.

Категории информации,
которыми мы намерены пользоваться
Источники информации
А

Б.

В.

Г.

1. Документальный фильм

2. Книги

3. Экскурсии в музее

4. Художественный фильм

Но основным источником сегодня на уроке станет текст учебника §43, с которым мы будем работать (можно раздать иллюстрации из учебника - Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология хордовые многоуровневый учебник 8 класс).

Обратите внимание на сведения, которые записали в первую графу таблицы. Попробуем их систематизировать, выделить основные категории информации (примечание: категории выделяются до ознакомления с текстом).

Заполним во второй части таблицы вторую графу “Категории информации, которыми мы намерены пользоваться”.

Пример.

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться Источники информации
А. Происхождение

Б. Время жизни

В. Многообразие

Г. Эволюционное значение

Д. Причины исчезновения

1. Документальный фильм

2. Книги

3. Экскурсии в музее

4. Художественный фильм

А теперь подумайте и ответьте на вопрос: “Что бы вы хотели узнать о динозаврах до работы с текстом?”. Запишите эти вопросы в первую часть таблицы в графу “Что хотел бы узнать о динозаврах”.

Пример.

Что я знаю
о динозаврах
Что хотел бы узнать
о динозаврах
Что я узнал
о динозаврах
Жили очень давно Когда появились динозавры?  
Уже вымерли Сколько времени они жили?  
Были больших размеров От кого они произошли?  
Были хищниками или ели растения Где они жили?  
Жили на суше и в воде От чего зависит их многообразие?  
Динозавр в переводе – ужасный ящер Кто произошёл от динозавров?  
  Почему динозавры вымерли?  

Теперь переходим к главному источнику информации – текст учебника §43. Он поможет ответить на ваши вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся сведения, расширить категории информации.

Учащиеся изучают текст учебника.

Стадия осмысления

После прочтения текста вернёмся к таблице. Запишите в графу “Что я узнал о динозаврах” ответы на вопросы, которые сами же поставили перед прочтением текста”.

Пример.

Что я знаю
о динозаврах
Что хотел бы узнать
о динозаврах
Что я узнал
о динозаврах
Жили очень давно Когда появились динозавры? 230-250 млн. лет назад котилозавры
Уже вымерли Сколько они жили? Расцвет мезозойская эра (250-65 млн. лет назад)
Были больших размеров От кого они произошли? От древних амфибий стегоцефалов
Были хищниками или ели растения Где они жили? На суше, в воде, в воздухе
Жили на суше и в воде От чего зависит их многообразие? От среды обитания и питания
Динозавр в переводе – ужасный ящер Кто произошёл от динозавров? Современные пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие
  Почему динозавры вымерли? - изменение климата;

- горообразование;

- изменение растительности;

- крупный астероид.

Стадия рефлексии

  1. Можно поработать с первой частью таблицы и более детально поговорить о том, как расширились знания после прочтения текста.
  2. Можно дорисовать к таблице третью часть и заполнить её (приложение 2). В ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Запишите новую интересную информацию, которую вы получили на занятии, по категориям.
  3. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться

    А

    Б

    В

    Г

    Д

             
  4. Ответить на вопросы:
  • Возможно ли появление динозавров в настоящее время?
  • В чём загадка озера Лох-Несс?