Цели:
- воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников;
- формирование активной жизненной позиции подростков, желания расширять свои представления о Московской битве, о проявленном мужестве и героизме её участников.
Задачи:
- способствовать овладению учащимися знаний о героическом прошлом нашей области, о вкладе земляков в дело победы;
- формировать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и документальными материалами, навыки использования интернет-ресурсов;
- воспитывать гражданско-патриотические качества личности учащихся, уважительное отношение к людям старшего поколения на примерах героических подвигов своих соотечественников;
- создавать благоприятные условия для реализации коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся.
Современные педагогические технологии:
- технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии здоровьесбережения;
- технологии формирования сценической и певческой культуры учащихся;
- технология проектно-исследовательской деятельности;
- технология совместного творческого воспитания;
- технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании.
Оборудование: презентация в формате Power Point (Приложение 1), фонограммы песен, музыкальные произведения, записанные в формате МР3, военная форма времен Великой Отечественной войны, имитация горящего костра, бревна.
Участники: 12 человек, учащиеся 6–7-ых классов
Ход мероприятия
Звучит музыка: С. В. Рахманинов, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть. Выходят двое чтецов, одетые в солдатскую форму, мальчик и девочка. Слайд 2
1 чтец: Остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников, с фотографий смотрит на нас.
Слайд 3
2 чтец:
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить…
Почему сыновья не вернулись домой,
Сколько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда их еда и землянка их кров,
А мечта - до победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей!
Слайд 4
Звучит тревожно набат. Выходят ещё двое чтецов, одетые в солдатскую форму, мальчик и девочка.
Слайд 5
3 чтец:
Потомки! Вы слышите звуки набата?
То памяти нашей голос живой
Сквозь время рвется. Год сорок пятый
Рождался в суровых боях под Москвой!…
4 чтец:
Война! Жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна напряжена.
В опасности столица!
Раздаются звуки боя. Выходят следующие двое чтецов, одетые в солдатскую форму (мальчик и девочка).
5 чтец: 30 сентября 1941 года Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву.
6 чтец: 2 октября 1941 года 80 фашистских дивизий перешли в наступление. Наши войска вступили в тяжелые оборонительные бои. Началась великая Московская битва.
Звуки боя продолжают звучать. Выходят остальные участники композиции, одетые в солдатскую форму. На фоне звуков боя учащиеся читают стихотворения.
Слайд 6
7 чтец:
Лютая стужа, сугробы по пояс
И молчаливая поступь солдат,
Отлитая в пули партийная совесть
И в сердце присяга: “Ни шагу назад!”
8 чтец:
Солдаты, дети, командиры –
В крови, у смерти на краю,
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву,
Вы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву.
Слайд 7
9 чтец:
Ряды ополченья у стен Мавзолея, Военный парад и последний приказ!
Смотрите, потомки! Сейчас, в наше время,
Вновь оживет о героях рассказ.
Учащиеся перестраиваются.
Мальчики изображают сцену “Бойцы в землянке”. Девочки исполняют песню “В землянке”, музыка К. .Листова, слова А. Суркова. Слайд 8
После исполнения песни мальчики читают стихотворения, постепенно выстраиваясь в одну линию с девочками на передней части сцены.
Слайд 9
Чтец.
Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.
Чтец.
Враг подошел к Москве так близко,
Лишь 30 километров до Кремля,
Здесь мы построим нашу оборону.
Пусть нам поможет русская Земля!
Слайд 10
Чтец.
На стуже залег боец
Во свежей воронке-яме.
Приник он, совсем юнец,
К Земле, как к родной маме.
Задул сиверок, суля
Морозы еще покрепче,
И слышно: сама Земля,
Земля, а не кто-то шепчет
Взволнованные слова
Под сенью тревожной ночи:
Слайд 11
Земля:
Сынок! Позади Москва!
Ни шагу назад, сыночек!
Сынок! Припади ко мне
Почуй прибавленье силы
И недруги на войне
Не минут своей могилы.
Безумствует вражья спесь
И прет нарожон, похоже.
Свобода, сынок, и честь
Нам жизни самой дороже!
Боец:
Сквозь дым и густой свинец
Земля словно ждет ответа.
Рывком поднялся боец
И недруг невзвидит света!
Мальчики, изображающие бойцов, зачитывают строки из писем с фронта. Звучит мелодия песни “Эх, дороги…”, музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина. Слайд 12
1. Дорогая мамочка! Пишу тебе с фронта. Бои… повсюду бои… немец атакует, атакует страшно, безжалостно… но мы устоим! Даю слово, выдержим! Не дадим врагу сердце страны! Сбережем Москву!
Слайд 13
2. Завтра бой… мой первый бой. Сколько злости во мне, сколько негодования и бесстрашия! Какое лютое желание отомстить за безвинно погибших: за сестер и братьев, за отцов и дедов, за матерей и детей!
Мама, мамочка!.. где-то вдалеке слышны орудийные залпы. Враг на подступах к Москве. Приказано остановить врага, обезоружить, обескровить, не пустить ближе, отстоять каждый клочок родной земли. Будем молиться, чтобы смочь, чтобы выстоять, не посрамить честь Родины, священное достояние, вверенное нам поколениями!
Слайд 14
Выходят вперед мальчик и девочка. Девочка поет песню “Закаты алые”, музыка В. Осошник, слова Н. Осошни . Остальные учащиеся, разделившись на пары, исполняют танцевальную композицию. По окончании все выстраиваются полукругом на передней части сцены.
Раздаются звуки канонады, орудий, слышны крики “Ура!!!”. На фоне звуковых эффектов, учащиеся продолжают читать текст.
Чтец:
В дыму пожаров тонет даль седая!
Широк великой битвы разворот.
Колонны танков с флангов наседая,
Неудержимо движутся вперед.
И пехотинцы в грохоте орудий
Идут, не наклоняя головы.
Запомните их лица!
Эти люди фашистов отогнали от Москвы!
Начинает звучать трагическая музыка: В.- А. Моцарт “Реквием”, “Lacrimosa”, на её фоне продолжается чтение.
Чтец:
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Чтец:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть!
Она, как сила, нам нужна!
Слайд 15
Чтец: Будем же помнить подвиг Зои Космодемьянской.
Чтец:
Нас босыми по снегу водили
На допрос и пытку из тюрьмы…
Все равно: враги не победили!
В этой битве победили мы!
Слайд 16
Чтец: Будем помнить подвиг Виктора Талалихина!
Чтец:
Он возвращался после боя
Веселый, сильный, молодой.
Не знал, что небо над Москвою
Останется его Москвой.
Чтец:
Салюты праздничных орудий,
Курантов Новогодний бой.
Он не погиб, поверьте, люди!
Он задержался над Москвой.
Чтец: Навсегда в памяти останется подвиг 28 героев-Панфиловцев. Слайд 17
Чтец:
Из друзей, ушедших в эту осень,
Не один простился с головой.
Но остановили двадцать восемь
Вражеские танки под Москвой.
Чтец: Будем помнить наших земляков Подольских Курсантов. Слайд 18
Чтец:
И память, словно вестовой,
Меня ведет в тот страшный бой.
Гляжу вперед: враги идут,
Асфальт кромсают их подковы,
Но их в селе Курсанты ждут,
Сердца их к подвигу готовы.
Чтец:
Подольские Курсанты! Им
Здесь суждено до смерти драться,
Входить в бессмертие и прощаться
С невозвратимым, дорогим!
Чтец: Будем помнить подвиг Веры Волошиной. Слайд 19
Чтец: В битве под Москвой участвовала в составе специального партизанского отряда, действовавшего по заданию штаба Западного фронта на Можайском направлении. В течение 16 лет числилась в списках без вести пропавших. В 1994-м году указом президента РФ ей посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.
Чтец: Помним Марию Семёновну Поливанову.
Чтец: Мария Поливанова с началом Великой Отечественной войны поступила на курсы снайперов. С октября 1941 года в составе 3-й Московской коммунистической дивизии участвовала в сражении под Москвой. За время службы уничтожила несколько десятков вражеских солдат и офицеров, обучала снайперскому искусству бойцов снайперского взвода. Звание Героя Советского Союза было присвоено 14 февраля 1943 года.
Чтец: Будем помнить нашего земляка Героя Советского Союза Похлебаева Ивана Григорьевича и многих других ценой собственной жизни защитивших Москву.
На фоне звучащей музыки “Реквием” В. – А. Моцарта минута молчания. Слайд 20
Чтец: Гитлеровский план захвата Москвы провалился. Защитники столицы развеяли лживую легенду о “непобедимости” фашистской армии. На полях Подмосковья ей было нанесено первое во Второй Мировой войне крупнейшее поражение стратегического масштаба.
Выступающие делают шаг вперед, исполняют песню “Битва под Москвой”, музыка Ю. Верижникова, слова В. Щербакова. Слайд 21
Слайд 22
Чтец: Будем же помнить каждого и поименно!
Чтец: Воинов славных, в нашей земле погребенных!
Чтец: Тех, кто победу нам добывал в сорок пятом!
Чтец: И оставался до смертного часа солдатом. Будем же помнить!
Чтец: Помнить пожизненно всех награжденных посмертно!
Чтец: Имя пусть будет Ваше бессмертно! Слайд 32
Все: Слава Героям! Вечная слава! И вечная память!
Командир отряда командует: В две шеренги становись!
Учащиеся перестраиваются в две шеренги. Выполняют строевые команды. Под “Песню защитников Москвы”, музыка Б. Мокроусова, слова А. Суркова, строевым шагом уходят со сцены.