Изменение имен существительных по числам

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с понятиями “единственное число” и “множественное число”.

Оперативные учебные цели:

– обеспечение активной опоры на ранее усвоенные знания;
– акцентирование внимания учащихся на введение новых понятий и установление связи с ранее изученными понятиями;
– постоянная опора на личный опыт учащихся по введению новых понятий;
– продолжение работы по формированию культуры записи заданий;

Оперативные развивающие цели:

Выявление и раскрытие потребностей, обусловивших актуальность и необходимость разработки проблемы, раскрываемой в теме.

Оперативные воспитывающие цели:

Раскрытие практической значимости изучаемой темы на уроках русского языка и других областях жизни.

Ход урока

1. Чистописание.

Оо ок ко ол ло во ов

Работа с фразеологизмами. Записать фразеологизмы в тетрадь. Устно объяснить их значение.

Око за око – за причиненное зло та же расплата.

Околачивать груши – бездельничать.

Окунуться с головой – целиком посвятить себя чему-либо.

2. Словарная работа.

Запишите словарные слова в 3 столбика, распределив их по родам.

Баранка, кофе, мужчина, какао, женщина, завтрак, медленно, чувство, лестница, океан, блюдце.

– Какое слово не вошло в таблицу? Почему? (медленно – наречие)

3. Актуализация знаний.

– Какую часть речи мы изучаем? Что мы уже о ней знаем? Помогут нам в этом слова “по волне”.

(По) волне – (где? по чему?), н.ф. (что?) волна, им. сущ., неодуш., ж.р.

4. Создание проблемной ситуации и установление цели урока.

– А всё ли мы знаем об именах существительных? (Если кто-нибудь назовет число, берем это за тему урока, над которой и будем работать. Если не знают, то выясняем, какими признаками может ещё обладать имя существительное.)

5. Наблюдение над употреблением имен существительных.

Выполнение упражнения № 248.

Чтение текста.

Поиск слова, которое называет один и много таких же предметов.

Разбор слов по составу. Выявление отличий. Подведение к понятиям “единственное число” и “множественное число”. На доске появляются эти надписи.

– Как вы думаете, зачем нам нужны эти понятия? Где они могут нам пригодиться?

6. Первичное закрепление в устной речи.

Упражнение № 249, 250, 251 выполняем устно с проговариванием понятий “единственное число” и “множественное число”.

На доске и в тетради по ходу выполнения упражнений делаем записи:

Ж .р. – (выписываем окончания из упражнений);
М.р. – (выписываем окончания из упражнений);
Ср.р. – (выписываем окончания из упражнений);

После выполнения упражнений делаем вывод, с помощью каких окончаний образуется форма множественного числа у имен существительных женского, мужского и среднего рода.

Сверяемся с учебником с.31 и дополняем таблицу.

7. Динамическая пауза. Учащиеся, стоя, хлопают в ладоши, когда слышат имя существительное.

Лягушки в пруду
Как-то ранней весной
Решили устроить
Концерт под луной.
Басы в тростнике,
Баритоны в кувшинках,
Сопрано у берега, тенор в трясинке.
Травинки украсят
Жучки-светлячки,
Парад завершают
Мотыльки-толстячки.

С. Гвинашвили

8. Повторение изученного.

Разбор 2-х имен существительных как части речи из “Динамической паузы”.

9. Формирование умений ставить имена существительные в единственное число и множественное.

Коллективная работа с комментированием.

– Запишите слова в 3 столбика: 1) имена существительные, которые употребляются только в единственном числе; 2) имена существительные, которые употребляются только во множественном числе; 3) имена существительные, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе.

Очки, небо, духи, пенал, молоко, травы, кофе, машина, джунгли, вьюга, кафе, эскимо, сливки, морозы, ножницы, каникулы, улица, обувь, сумерки, здоровье, собаки, девочка, воздух, ворота.

Приложение 1

Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе.

Имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Имена существительные, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе.

небо очки пенал
молоко духи травы
кофе джунгли машина
кафе сливки вьюга
эскимо ножницы морозы
обувь каникулы улица
здоровье сумерки собаки
воздух ворота девочка

10. Итог урока.

1. В современном русском языке две формы числа: единственное и множественное.

А у наших предков было ещё и двойственное число, которое обозначало пару предметов или парных по природе (части тела и т. д.).

– Приведите свои примеры (рога, глаза, берега, рукава, бока, плечи, бёдра, руки, ноги, колени, уши)

2. Индивидуальная или групповая работа.

– Вставьте недостающие слова в определение имени существительного.

Приложение 2.

Имя существительное – это ________________ часть __________ , которая обозначает _________________ и отвечает на вопросы ______? _______?

Имеет постоянные признаки _______________________ и ___________________.

Имеет непостоянный признак _____________________.

Список литературы:

  1. Школьный фразеологический словарь. М.И. Степанова. –Ростов н/Д : Феникс, 2008.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Учебник “Русский язык” 3 кл. –М. : Баласс, 2010.
  3. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс. –М.:5 за знания, 2009.