Цель: познакомить с понятиями “единственное число” и “множественное число”.
Оперативные учебные цели:
– обеспечение активной опоры на ранее
усвоенные знания;
– акцентирование внимания учащихся на введение
новых понятий и установление связи с ранее
изученными понятиями;
– постоянная опора на личный опыт учащихся по
введению новых понятий;
– продолжение работы по формированию культуры
записи заданий;
Оперативные развивающие цели:
Выявление и раскрытие потребностей, обусловивших актуальность и необходимость разработки проблемы, раскрываемой в теме.
Оперативные воспитывающие цели:
Раскрытие практической значимости изучаемой темы на уроках русского языка и других областях жизни.
Ход урока
1. Чистописание.
Оо ок ко ол ло во ов
Работа с фразеологизмами. Записать фразеологизмы в тетрадь. Устно объяснить их значение.
Око за око – за причиненное зло та же расплата.
Околачивать груши – бездельничать.
Окунуться с головой – целиком посвятить себя чему-либо.
2. Словарная работа.
Запишите словарные слова в 3 столбика, распределив их по родам.
Баранка, кофе, мужчина, какао, женщина, завтрак, медленно, чувство, лестница, океан, блюдце.
– Какое слово не вошло в таблицу? Почему? (медленно – наречие)
3. Актуализация знаний.
– Какую часть речи мы изучаем? Что мы уже о ней знаем? Помогут нам в этом слова “по волне”.
(По) волне – (где? по чему?), н.ф. (что?) волна, им. сущ., неодуш., ж.р.
4. Создание проблемной ситуации и установление цели урока.
– А всё ли мы знаем об именах существительных? (Если кто-нибудь назовет число, берем это за тему урока, над которой и будем работать. Если не знают, то выясняем, какими признаками может ещё обладать имя существительное.)
5. Наблюдение над употреблением имен существительных.
Выполнение упражнения № 248.
Чтение текста.
Поиск слова, которое называет один и много таких же предметов.
Разбор слов по составу. Выявление отличий. Подведение к понятиям “единственное число” и “множественное число”. На доске появляются эти надписи.
– Как вы думаете, зачем нам нужны эти понятия? Где они могут нам пригодиться?
6. Первичное закрепление в устной речи.
Упражнение № 249, 250, 251 выполняем устно с проговариванием понятий “единственное число” и “множественное число”.
На доске и в тетради по ходу выполнения упражнений делаем записи:
Ж .р. – (выписываем окончания из упражнений);
М.р. – (выписываем окончания из упражнений);
Ср.р. – (выписываем окончания из упражнений);
После выполнения упражнений делаем вывод, с помощью каких окончаний образуется форма множественного числа у имен существительных женского, мужского и среднего рода.
Сверяемся с учебником с.31 и дополняем таблицу.
7. Динамическая пауза. Учащиеся, стоя, хлопают в ладоши, когда слышат имя существительное.
Лягушки в пруду
Как-то ранней весной
Решили устроить
Концерт под луной.
Басы в тростнике,
Баритоны в кувшинках,
Сопрано у берега, тенор в трясинке.
Травинки украсят
Жучки-светлячки,
Парад завершают
Мотыльки-толстячки.
С. Гвинашвили
8. Повторение изученного.
Разбор 2-х имен существительных как части речи из “Динамической паузы”.
9. Формирование умений ставить имена существительные в единственное число и множественное.
Коллективная работа с комментированием.
– Запишите слова в 3 столбика: 1) имена существительные, которые употребляются только в единственном числе; 2) имена существительные, которые употребляются только во множественном числе; 3) имена существительные, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе.
Очки, небо, духи, пенал, молоко, травы, кофе, машина, джунгли, вьюга, кафе, эскимо, сливки, морозы, ножницы, каникулы, улица, обувь, сумерки, здоровье, собаки, девочка, воздух, ворота.
Приложение 1Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе. |
Имена существительные, которые употребляются только во множественном числе. |
Имена существительные, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе. |
небо | очки | пенал |
молоко | духи | травы |
кофе | джунгли | машина |
кафе | сливки | вьюга |
эскимо | ножницы | морозы |
обувь | каникулы | улица |
здоровье | сумерки | собаки |
воздух | ворота | девочка |
10. Итог урока.
1. В современном русском языке две формы числа: единственное и множественное.
А у наших предков было ещё и двойственное число, которое обозначало пару предметов или парных по природе (части тела и т. д.).
– Приведите свои примеры (рога, глаза, берега, рукава, бока, плечи, бёдра, руки, ноги, колени, уши)
2. Индивидуальная или групповая работа.
– Вставьте недостающие слова в определение имени существительного.
Приложение 2.Имя существительное – это ________________
часть __________ , которая обозначает _________________ и
отвечает на вопросы ______? _______? Имеет постоянные признаки _______________________ и ___________________. Имеет непостоянный признак _____________________. |
Список литературы:
- Школьный фразеологический словарь. М.И. Степанова. –Ростов н/Д : Феникс, 2008.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Учебник “Русский язык” 3 кл. –М. : Баласс, 2010.
- Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс. –М.:5 за знания, 2009.