Урок обучения грамоте "Письмо строчной буквы "б""

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с алгоритмом написания строчной буквы “б”.
    Научить писать новую букву, писать слоги и слова с буквой “б”.
    Повторить письмо изученных букв.
  2. Развивать мелкую моторику рук, внимание.
  3. Воспитывать аккуратность, прилежание, умение работать в паре.

Оборудование: кисточки, карточки со словами, тетради для штриховки, линейки-трафареты, верёвочки, фонограмма песни “Два весёлых гуся”, компьютер для показа анимированного плаката с новой буквой, конверты с зашифрованными именами, карточки с пронумерованным алфавитом (<Рисунок 1>), вагончики со слогами и сочетанием букв.

(Карточки с заданиями прикрепляются в классе на стены к нарисованным пальмам, цветам, животным)

Ход урока

1. Организационный момент:

Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок (последние строчки дети произносят хором)

2. Зарядка для пальцев:

Звучит песня “Жили у бабуси два весёлых гуся”, под музыку дети изображают на пальчиках гусей.

Жили у бабуси два весёлых гуся

Один серый, другой белый

Два весёлых гуся (руки в локтях согнуты и опираются на парту, пальцы вытянуты, изображая гусиные клювы.Руки и пальцы двигаются в такт музыке, “клювики” открываются и закрываются.)

Мыли гуси лапки в луже у канавки

Один серый, другой белый

В луже у канавки (пальцы широко расставлены, кисти рук поднимаются то вверх, то вниз, изображаем гусиные лапки)

Ой, кричит бабуся,

Ой, пропали гуси (изображаем расстроенную бабусю)

Один серый, другой белый

Гуси, мои гуси (движения повторяются как в первом куплете)

3. Повторение изученного

– Письмо изученных букв в воздухе учителем, а дети угадывают, что это за буква

А, Б, в, и,У, Л, л, М, м.

– Работа в парах.

Ребята, а сейчас поиграем в игру “Кисточка”, закройте глаза.

Учитель быстро проходит по классу и рисует кисточкой буквы на щеках детей, а они угадывают букву и шёпотом отвечают.

Затем аналогичная работа проходит в парах.

Дети пишут друг другу кисточкой по щеке буквы и отгадывают их.

Раздаётся стук в дверь.

Ребята, посмотрите, нам передали письма, но непонятно кто их написал. Давайте расшифруем от кого пришли письма. Возьмите свои алфавиты и начнём работать

1 13 10 15 1 14 1 18 10 15 1 18 16 14 1 15
А л и н а М а р и н а Р о м а н

Расшифрованное слово записывается на доске.

Проговаривается хором с дирижированием слогов слияний, затем учитель стирает слово, а дети записывают по памяти на учительской строке.

Более сильные учащиеся могут помогать более слабым.

Учитель наблюдает за работой, если нужно приходит на помощь, следит за правильной посадкой, положением тетради, ручки.

– Почему слова написаны с большой буквы?

4. Сообщение темы урока.

Ребята, Алина нам прислала загадку, давайте её отгадаем.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Ответы детей.

Правильно это бабочка, показываю рисунок <Рисунок 4>, <Рисунок 5>.

04.jpg (4515 bytes)

05.jpg (20021 bytes)

– На какой звук начинается слово? (на звук Б)

– Дайте характеристику этому звуку (согласный, звонкий)

Сегодня мы будем учиться писать строчную букву “б”, но посмотрите на нашу бабочку у неё не хватает крылышек.

– Конструирование бабочки. Работа с трафаретами <Рисунок 4>, <Рисунок 5>.

– Какие геометрические фигуры нам потребуются? (треугольники)

– Сколько?

– Построение в тетради и штриховка по образцу.

5. Объяснение нового.

– Объяснение алгоритма написания буквы с использованием анимированного плаката.

С 1/3 сверху – влево вверх, “крышечка”, опускаемся, задерживаемся, большим “секретом” уходим в дополнительную строку, разворачиваем ручку, уходим вправо на ширину буквы.

– Показ письма буквы на доске, дети помогают учителю, повторяя алгоритм написания буквы.

– Конструирование буквы из верёвочки.

– Письмо буквы в воздухе с проговариванием.

– письмо в прописи (слежу за осанкой, положением тетради, как держат ручку)

– графический анализ буквы в таблице прописи.

Ребята, найдите одну букву, выполненную по всем правилам, и обведите её.

6. Физминутка.

Я на скрипочке играю
Тили-ли-ли, тили-ли-ли
Пляшут зайки на лужайке
Тили-ли-ли, тили-ли-ли.
Заиграл на балалайке
Тренди-брень, тренди-брень
Скачут зайки на лужайке
Тренди-бренди, тренди-брень
Заиграл на барабане
Бум-бум-бум, трам-там-там…
В страхе зайки разбежались по углам, по углам.

7. Чтение и письмо слогов.

Игра составь поезд

Соединить вагончики так, чтобы получились слоги слияния.

Прочитайте, что получилось, запишите в прописи.

ба, бы, бо, бл (<Рисунок 6>, <Рисунок 7>, <Рисунок 8>, <Рисунок 9>, <Рисунок 10>)

06.jpg (12332 bytes)

8. Игра “Доскажи словечко” (<Рисунок 11>)

На островок налетел ураган,
На пальме остался последний (банан)
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я – крикун, и я – буян,
Я звонкий, круглый (барабан)
Белые (бараны) били в барабаны.

Ребята, все слова отгадки спрятаны у нас в классе, их нужно найти. Дети находят карточки со словами, прикрепляют к доске, затем записывают в пропись.

9. Лексическая работа.

Ребята, прочитайте в прописи пару слов бурлил-бурлили.

– Установите разницу между этими словами.

– Запишите одно из этих слов рядом.

– А сейчас проведём соревнование, чья пара быстрее найдёт в классе и прикрепит к доске карточки со словами близкими по значению слову бурлить (каждая пара успевает найти по одному слову). Учитель хвалит ребят и отмечает, кто вперёд занял своё место.

– Чтение найденных слов хором. Бить ключом, клокотать, кипеть (<Рисунок 12>)

12.jpg (17476 bytes)

10. Работа в парах. Ребята выполняют графическую работу.

– В слове бабочка находят гнёздышки, шалашики, 1/2 и 1/3 части.

Та пара, которая справилась быстрее с работой помогает остальным, затем идёт коллективное обсуждение.

– Ребята, давайте заглянем в конверт к Марине. Марина написала слова, но пока письмо шло, чернила стёрлись.

Каждый ребёнок получает карточку со словом, “чинит” его, а затем записывает в пропись.

Баобаб, бобр, баллон, бубны, бал, булка (<Рисунок 13>, <Рисунок 14>, <Рисунок 15>)

11. Заключительная часть.

– Какую букву сегодня учились писать?

– Задание. Соедините по порядку круги с элементами буквы.

Какая фигура получилась? (треугольник)

12. Рефлексия.

– Заглянем в письмо к Роману, он прислал нам смайлики.

– Выберите тот, который соответствует вашему настроению.

– Спасибо всем за урок.