Цель: формировать у детей навыки культурного поведения.
Задачи:
образовательные:
- формировать основы культуры речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение и другие формулы вежливого вербального общения);
развивающие:
- развивать эстетические чувства и желание все делать красиво (сервировать стол, сидеть за столом и т.д.),
- развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам;
воспитательные:
- воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться к товарищам,
- воспитывать культуру взаимоотношений при выполнении заданий.
Материал к занятию: магнитофон с записью спокойной музыки, карточки с изображением неправильных поступков детей “хорошо - плохо”, карточки с изображением лица клоуна, карточка с вежливыми словами, подставка для карандашей, карандаши, скатерть, чашки и блюдце на каждого ребенка, чайные ложки, поднос, лопатка для пирога, салфетница с салфетками.
Ход занятия
Звучит музыка.
- Дети, здравствуйте! Подойдите все ко мне, сделайте круг и возьмитесь за руки.
Доброе утро, ребята,
Милые дошколята!
Вы рано все проснулись?
Вы друг другу улыбнулись;
Поздоровались со всеми?
- Давайте друг другу скажем “Доброе утро!”. Молодцы!
- А теперь, поприветствуем не только друг друга, но и солнце, небо, деревья, цветы. Я не сомневаюсь, что вы знаете много приветствий. А хотите, сегодня научиться новому приветствию? Тогда повторяйте за мной движения и слова:
Здравствуй, солнце, здравствуй, ясное!
Здравствуй, небушко прекрасное!
Здравствуйте, деревья!
Здравствуйте, цветы!
Я рада, что сегодня
Со мною рядом вы!
- Сегодня у нас занятие - необычное. Мы с вами поговорим о волшебных словах и различных поступках. Проходите, пожалуйста, и займите свои места на стульчиках (стулья стоят полукругом). Проконтролировать осанку.
- Как вы считаете, кого называют культурным и вежливым человеком? (Ответы детей)
- Правильно. Помните мультфильм про кота Леопольда? Даже кот Леопольд поет в песне “Если добрый ты это хорошо, а когда наоборот - плохо”. Вы сказали, что вежливый человек - это, прежде всего, воспитанный человек.
Задание № 1
- Я предлагаю вам игру: “Кто больше знает вежливых слов”. Я вам задаю вопросы, вы внимательно слушаете и отвечаете.
- Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром и т.д.)
- Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой? (Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите)
- Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь?(Простите, извините, прошу прощения)
- Какие слова мы произносим, прощаясь? (Прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания т. д.).
- Сейчас вы стали маленькими волшебниками, потому что сказали свои важные волшебные слова. Все слова, которые вы сказали, входят в понятие “речевой этикет”.
- Как видите, дети, в речевом этикете существуют много красивых и нужных слов, без которых нам не обойтись. Вы согласны со мной?
Задание №2
- В жизни бывают различные ситуации и вот одна из них.
- Мальчик крикнул прохожему: “Эй, сколько сейчас часов?”. Обращаясь к прохожему, мальчик совершил несколько ошибок. Как вы думаете, какие?
(1. Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить.
2. Мальчик забыл сказать слово “пожалуйста”.
3. Мальчик забыл сказать слово “извините”).
- Ошибки мы нашли. Скажите, как мальчик
правильно должен был обратиться к
прохожему. (Извините. Скажите, пожалуйста,
который час?)
Эмоциональная пауза.
“Поссорились”.
- Дети, а сейчас мы поиграем в игру “Мы поссорились”. Подойдите ко мне и встаньте парами, лицом друг к другу.
Мы поссорились друг с другом (дети смотрят
друг на друга, хмурятся и расходятся по сторонам)
Разошлись по сторонам. (дети подходят друг
к другу, обнимаются и улыбаются).
Очень скучно друг без друга
Помириться нужно нам.
Повторить 2-3 раза.
Задание №3
Дети садятся за столы.
- Дети, перед вами лежат карточки с лицами клоунов. Давайте, изобразим их так, чтобы одно лицо выражало грусть - как в начале нашей игры; второе - веселье, как в конце игры. Молодцы! Все с заданием справились.
Задание №4
А теперь послушайте, как ведут себя герои из рассказа Г. Остера - Вреднуля, Жаднуля, Пачкуля. Что советует нам Вреднуля? (Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций)
Если Вас зовут за столик,
Гордо прячьтесь под диван,
И лежите там тихонько,
Чтоб не сразу Вас нашли.
А когда из-под дивана
Будут за ноги тащить,
Вырывайтесь и кусайтесь,
Не сдавайтесь без борьбы.
- Как вы думаете, почему, автор дал своему герою такое имя? Давайте, выйдем на ковёр и изобразим Вреднулю с помощью мимики и пантомимики. Знаете, что такое пантомимика - это движения без слов.
Ролевая гимнастика с помощью мимики и пантомимики показать:
- ребенок капризничает,
- ребенок машет руками.
Молодцы! Хорошо изобразили и запомнили, что так делать нельзя!
Итог.