Открытый урок "Виды сил". 7-й класс

Разделы: Физика, Презентация к уроку

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (691 кБ)


Тип урока: комбинированный.

Эпиграф к уроку:

Счастлив тот в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив тот, кто точку Архимеда
Сумел сыскать в себе самом.

Цель урока: систематизация и закрепление знаний учащихся о силах природы.

Задачи обучения:

  • систематизировать и закрепить знания учащихся о силах природы;
  • совершенствовать умение применять знания при решении качественных, количественных и экспериментальных задач;
  • совершенствовать практические умения учащихся работать с физическими приборами.

Задачи развития:

  • совершенствовать общеучебные умения и навыки работы с информацией;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать внимание, память;
  • формировать навыки парной работы.

Задачи воспитания:

  • способствовать развитию навыков общения со сверстниками, умения слышать другого;
  • способствовать воспитанию толерантности;
  • способствовать воспитанию ответственности, дисциплинированности.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения:

  • лабораторное оборудование (динамометры, деревянные бруски, деревянные дощечки, масштабные линейки, грузы известной и неизвестной массы, мензурки, листы чистой бумаги);
  • интерактивное оборудование, компьютерная презентация;
  • карточки с экспериментальными заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствую учащихся.

Предлагаю начать урок с эпиграфа:

Счастлив тот в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив тот, кто точку Архимеда
Сумел сыскать в себе самом.

Сообщаю тему, цель, задачи и план урока. Слайды 1-3.

II. Актуализация знаний (повторение). Слайд 4.

Учитель: В каком состоянии может находиться тело?

Ученик: В покое или в движении.

Учитель: Что может вызвать изменение состояния тела?

Ученик: Действие силы.

Учитель: Чем характеризуется действие силы или от чего будет зависеть результат действия силы?

Ученик: Действие силы характеризуется точкой приложения, величиной и направлением.

Учитель: С какими силами природы мы познакомились на уроках?

Ученики: Сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения.

III. Систематизация знаний о силах природы. Слайд 5.

Предлагаю учащимся в ходе общеклассного обсуждения заполнить таблицу «Виды сил»:

Характеристика

Виды сил

Сила тяжести

Сила упругости

Вес тела

Сила трения

Причина возникновения

Притяжение Земли

Деформация тел

Притяжение Земли и деформация тела

Шероховатость поверхности тел, притяжение молекул

Точка приложения

Центр тела

Точка соприкосновения (соединения) тел

Точка соприкосновения (соединения) тел

Поверхность соприкосновения тел

Направление действия

Вертикально вниз

Противоположно деформации

Перпендикулярно поверхности, вдоль подвеса вниз

Вдоль поверхности соприкосновения тел против движения

Математическое выражение

F = m × g

F = k × Δl

P = m × g

F = µ × Fн.д.

IV. Закрепление умений работать с физическими формулами.

Для отработки знания буквенных обозначений физических величин, умения выполнять простые математические действия, необходимые для решения задач, предлагаю учащимся поработать с формулами.

Задание: вставить недостающие буквы, назвать величины, которые они обозначают, пропущенные знаки математических действий. Слайды 6-7.

После завершения работы с теоретическими вопросами приступаем к практической части урока.

V. Решение экспериментальных задач (работа в парах с лабораторным оборудованием).

Слайд 8.

Предлагаю учащимся выполнить экспериментальные задания. Для этого на столах имеется необходимое лабораторное оборудование, карточки с заданиями. Для слабоуспевающих ребят имеются инструкции к заданиям (Приложение).

Ученики самостоятельно в парах выполняют экспериментальные задания. По необходимости оказываю помощь.

По окончанию работы обсуждаем результаты, затруднения, возникающие при выполнении заданий.

Учитель выявляет уровень сформированности умений учащихся работать с физическими приборами.

VI. Решение качественных задач (общеклассная работа). Слайд 9.

Для эмоциональной разгрузки меняем вид деятельности. Предлагается провести мини турнир по выявлению самого сообразительного ученика путем решению небольших качественных задач. За каждый правильный ответ ученикам начисляется балл. По результатам мини-турнира работа учащихся оценивается учителем.

  • Куда лучше положить тяжелый груз, если его перевозит машина с прицепом?
  • Что легче: сдвинуть с места тело или продолжать двигать его по горизонтальной поверхности?
  • Почему при шлифовке соприкасающихся деталей сила трения сначала уменьшается, а затем опять увеличивается?
  • Объясните пословицу: «Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой».
  • В какой известной с детства сказке говорится о сложении сил, действующих по одной прямой?

VII. Решение количественных задач (индивидуальная самостоятельная работа по вариантам).

Слайд 10.

На данном этапе урока проводится кратковременная самостоятельная работа по решению расчетных задач. При этом учитель имеет возможность проконтролировать уровень знаний формул и умения применять их для решения задач.

VIII. Решение занимательной задачи. Слайды 11-12.

Учащимся, быстро и успешно выполнившим решение задачи, предлагаю попробовать свои силы при выполнении занимательной задачи по басне Крылова «Лебедь, рак и щука».

История о том, как «… лебедь, рак и щука везти с поклажей воз взялись…», известна всем, но едва ли кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения механики.

Мог ли Крылов с уверенностью утверждать, что «…возу все нет ходу…», что «…воз и ныне там…» ?

IX. Подведение итогов урока.