Приоритетной целью учителя английского языка в условиях модернизации общего образования является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. А так же формирование у учащихся способности к деятельности, включающей следующие аспекты: готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию, готовность к рефлексии.
Проблема использования эффективной методики преподавания английского языка представляется крайне важной. Практика показывает, что коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английскому языку является эффективным в средней общеобразовательной школе. Этот подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное обучение английскому языку как средству общения. В целом систематизация общей деятельности и определение ее взаимодействия с речевой деятельностью осуществляются на концептуальной основе, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым М.Н..
В своей практике рассматриваю речевую деятельность в качестве системы как неотъемлемая и составная часть общей деятельности. Систематизируя речевую деятельность, следует отметить, что для обучения англоязычному общению значимым является как специальное, так и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письменной речи. Использование теории речевой деятельности позволяет сформировать мотивы англоязычного речевого общения в процессе обучения. Систематизация языкового материала в целях обучения англоязычное общению предполагает использование системного описания фонетического, лексического и грамматического аспектов языка.
Систематизация преследует цель свести воедино психологические, психолингвистические и лингвистические особенности овладения английским языком, что является, как показывает опыт обучения, непременным условием для формулирования четкой стратегии и тактики.
При систематизации умений можно выделить как минимум несколько направлений:
- предметные умения,
- общеучебные умения,
- интеллектуальные умения,
- коммуникативные умения,
- умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям.
Общеучебные умения включают в себя умения читать, понимать, запоминать, делать краткие записи прочитанного, составлять структуру прочитанного, конспектировать речь выступающего, находить интересующую информацию и т.п. Учащийся за период обучения учится учиться.
Интеллектуальные умения могут в себя включать: анализ, классификацию, расчленение целого на части, установление последовательности, определение взаимосвязей, синтез и т.п. Желательно также, чтобы у учащегося было сформировано критического мышление и креативность.
Коммуникативные умения включают в себя: умение понятно излагать свои мысли, умение кратко излагать мысли, умение точно излагать свои мысли, умение вежливо излагать свои мысли, умение задавать вопросы, умение вежливо возражать, умение слушать и т.д.
Умения приспосабливаться к изменяющемся жизненным условиям предполагают большой выбор конкретных целенаправленных действий. Они более эффективно могут формироваться не через книги, научные знания, а через взаимоотношения между педагогами и учащимися, через взаимоотношения между учащимися.
Развитие перечисленных умений формируются с помощью активных форм обучения и исследовательских методов и приемов обучения. При изучении темы очень важно показать учащимся маршрут своего учения, поэтапные шаги продвижения в учебной программе, а главное конкретные результаты, которых они обязательно достигнут. Учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми к ним, и правами, которыми они обладают. На уроке выясняются цели, которые учащийся ставит перед собой при изучении определенной темы, а так же делаются прогнозы успеваемости.
К обязательным этапам учебной деятельности относятся система зачетов:
- контрольная работа – чтение, аудирование;
- зачет – по лексике, теоретической грамматике, практике речи;
- тестовый контроль по лексике и грамматике;
- разработка и защита творческого проекта.
Система зачетов - обязательное условие для каждого учащегося. Это и стимул для учебной работы, и одновременно выработка навыков работать регулярно.
Положительный настрой, и атмосфера сотрудничества позволяют создать эффективное взаимодействие в ходе урока и психологически комфортную среду.
Оптимальное использование время урока один из основных принципов работы с учащимися. Для этого эффективными являются следующие приемы:
- обучение по принципу “все, что могут делать ученики, не должен делать педагог” позволяет развивать у учащихся черты победителя, лидера.
- взаимооценка и самооценка учащихся учит детей ответственности и собранности. А также обеспечивает немедленное подкрепление правильной реакции с помощью процедуры “контроль-коррекция”.
- рефлексия способствует формированию коммуникативной и эмоциональной культуры, рефлексия – осмысления своей практической деятельности.
Таким образом, системность в обучении английскому языку определяется синтезом всех слагаемых овладения английским языком. Обучая английскому языку, следует уделять внимание именно синтезу разносистемных факторов и признаков. Системность лично-ориентированного, деятельностного, коммуникативного, а также компетентностного подхода ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами английского языка.
Рассмотрим систему формирования навыков проектной деятельности на уроках английского языка, которая является эффективным способом оптимизации учебной деятельности. Эффективность формирования навыков проектной деятельности достигается через системность, рациональное использование времени, контроль знаний лексических единиц, контроль объема монологической речи.
Метод проектов становится интегрированным компонентом в структурированной системе обучения английскому языку. Значимость метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.
Проанализируем систему деятельности учащихся и учителя при разработке проекта.
Система деятельности учащихся и учителя
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Поисковый | Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп. | Уточняют информацию. Обсуждают
задание. Выявляют проблему. |
Мотивируем учащихся. Объясняет цели Наблюдает |
2. Конст-й | Анализ проблемы, выдвижения гипотез, обоснование каждой из гипотез. | Вдвигают гипотезы. Формируют задачи. |
Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. |
4. Технол-й | Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнения проекта. | Работа с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проект. | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). |
5. Защита проекта | Представление результатов проектирования. Оценка результатов. | Защищают в коллективной оценке результатов деятельности. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования. |
В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.
Рассмотрим систему формирования навыков проектной деятельности.
I этап. Поисковый
Данный этап проводится на вводном уроке при изучении новой темы
Определяется тема, разрабатывается Mind-map - направления монологического высказывания по теме, учащиеся разрабатывают Mind-map.
По УМК Кузовлева В.П., УМК Биболетовой М.З. тематика проектов распределена по изучаемым темам, однако необходимо включать темы по национально-региональному компоненту: “Моя Бурятия”, “Молодежное движение в Бурятии”, “Традиции семейских”, “ Социальное обеспечение в родном селе” и т.д..
Анализируются этапы работы над проектом: выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая или индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта. Определяются количество участников и тип проекта.
Выдвигаются возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Эффективными приемами работы являются “мозговая атака”, brainstorm с последующим коллективным обсуждением.
II этап. Конструктивный
Система проектной деятельности по английскому языку предполагает формирование лексических навыков по теме, совершенствование речевых навыков, работу с тематическим текстом.
1. Формирование лексических навыков. Особую значимость имеет работа над лексикой, так как словарный запас определяет уровень владения языком. Рассмотрим систему работы с лексическими единицами:
Дается высокий уровень лексических единиц;
- лексика вводится блоками;
- разрабатывается словарь по теме, подбираются фразы, стихи, пословицы;
- отрабатываются лексические единицы через активные формы обучения;
Проводится зачет по лексике, который предполагает три уровня знания лексики:
- первый уровень контроля – чтение и перевод в парах, режим работы Р1-Р2, прослеживается количество знания слов и устанавливается пороговый уровень знания ЛЕ;
- второй уровень контроля знаний ЛЕ – работа на слух, перевод с русского на английский язык, режим работы Т- Р1, Р2;
- третий высокий уровень – письмо, диктант.
2. Совершенствование речевых навыков. Обсуждаются проблемных ситуаций – задания типа Why do you think so? prove. Активизировать учащихся на уроке помогают приемы игровой технологии: ролевые моменты, драматизация, диалог, ролевая игра.
3. Работа с тематическим текстом. Текст как система речевого продукта носителей изучаемого английского языка представляет особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка в рамках темы. Текст рассматривается как зафиксированный в той или иной форме продукт устной или письменной речи. В нем как бы материализуются все другие системы. С позиций систем, в учебных целях моделируются такие тексты, которые являются образцами англоязычного общения и управляют процессом овладения и практикой англоязычного общения.
Как показывает опыт, обучаемые часто испытывают затруднения в том, чтобы составить содержательный диалог или целевое монологическое высказывание к определенной ситуации общения, однако систематизация текстов помогает снять определенные трудности.
Отправной точкой погружения в проектную деятельность, на наш взгляд, является текст, как источник создания собственного оригинального. На начальном этапе отрабатывается лексика из учебного текста (не через автоматическое заучивание, а путём изучения и толкования лексического значения слова), затем из текста извлекаются авторские идеи, выбираются личностно-значимые. На следующем этапе происходит адаптация изученной лексики к аналогичным текстам. Тщательная работа над лексикой по тексту позволяет учащимся в ходе презентации проектов активно участвовать в разворачивающихся дискуссиях, свободно выражать свои мысли на иностранном языке, т.к. языковой барьер преодолён.
III этап. Технологический
Работа с проектами занимает особое место в системе работы приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становиться возможным потому, что ученики делают свой выбор и проявляют инициативу. На данном этапе при разработке проекта учащиеся:
- проводят самостоятельное исследование;
- решают актуальные проблемы;
- учатся в соответствии с его способностями;
- проявляют способности при решении задач более широкого спектра;
- устанавливают взаимодействия между собой.
Для выполнения проекта очень существенным является вопрос систематизации практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. Система оформления проекта способствует развитию навыков письменной речи, использованию ИКТ.
IV. Заключительный этап
На заключительном этапе проводится презентация и защита проекта, также предусматривается конкурс на лучшего оратора. Критерии по выявлению лучшего оратора:
- контроль объема монологической речи,
- темп речи,
- целенаправленность, логичность, структурность, продуктивность, выразительность речи,
- содержательность речи.
Стимулирующим фактором развития устной речи является диагностика объема монологического высказывания, о чем свидетельствует анализ развития объема высказываний у учащихся 11 “а” лингвистического класса:
Оценка качества выполнения проекта предусматривает:
- оформление конечных результатов;
- подведение итогов, корректировка, окончательные выводы,
- выбор лучшего проекта.
Анализ выполнения проекта показывает:
- анализ полученных данных по представленной теме;
- формулирование выводов по проблеме;
- активизацию речевых навыков;
- расширение лексического запаса;
- развитие навыков общения;
- совершенствование навыков письменной речи;
- снятие психологического барьера при публичной защите проекта.
Результаты проектирования используются:
- на выставке проектов в классе,
- на школьная выставка,
- проводится публикация в школьной газете,
- демонстрируются перед родителями;
Во время презентации проекта предлагаю систему презентации и специальную терминологию для дискуссии.
Giving talks and presentations
Introducing the topic:
- Today…
- I’m going to
- I’d like to
- First after that
- Then
- Finally
Introducing each section:
- So, let’s start with
- Now let’s move to
- I’d like to turn your attention to
- Finally
Referring to common knowledge:
- I think you know
- I’m sure you are aware of the fact that
Concluding:
- So, to summarize
- TO sum up
- In conclusion
- In general
- That concludes my presentation
- If you have any questions I’ll be happy to answer
Для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия и несогласия:
а) Согласие: Yes, I think so too; I (absolutely) agree with you; I have the same problem.
б) Несогласие: No, I can’t say (that); I’m not sure (that); Sorry, I don’t think so.
При этом ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному изложению мыслей, проводят рефлексию проделанной работы.
V этап. Ведение портфолио
На данном этапе учащиеся оценивают свою работу. Одним из методов оценивания деятельности учащихся является портфолио. Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося. развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.
Учащиеся всех классов проявляют заинтересованность к ведению своего портфолио, используют информационные технологии, творческие способности, средства массовой информации, фотографии. Важно, что школьники учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; объективно оценивают свои возможности и видят способы преодоления трудностей и способы достижения более высоких результатов.
Таким образом, коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английского языка позволяет вырабатывать у детей умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, формирует навыки систематической работы, что способствует повышению качества обученности по английскому языку и образования. В целом данный подход представляет собой модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов обучении и развитии. Принцип такого подхода для учащегося можно сформулировать следующим образом: “Я знаю последовательность работы по теме, я умею работать самостоятельно, работать с источниками информации, я могу разработать проект и публично защитить его”.
Список литературы
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Арти-Глассо, 2000.
2. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2-11 классы. - М.: АСТ, 2004.
3. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989.
4. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики. - М.: Русский язык, 1989.
5. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ, – М.: Просвещение, 2005.