Подготовка руки к письму у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аапарата

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Процесс письма представляет собой форму деятельности, в которой устанавливаются связи между зрительным и двигательным анализаторами (выполнение произвольных тонкокоординированных движений под контролем зрения).

Очень трудно приходится детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Двигательный дефект, сопутствующие нарушения зрительного анализатора, зрительно-моторной координации, приводят к несформированности предпосылок к письму.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженную работу всего тела. Двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Так же характерно несформированность анализаторных систем: наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие (обусловленное нарушением зрения, невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами), у детей выявлены нарушения слухового восприятия (локализация источника звука, его направленность и дифференциация – это обеспечивает трудности в развитии фонематического восприятия, что отражается на формировании звукового образа “графемы”, имеющей смыслоразличительные и акустическо-артикуляционные характеристики.

Несформированность или нарушение функций одного из анализаторов затрудняет осуществление зрительно-пространственного гнозиса, праксиса и конструктивной деятельности, которые в свою очередь обеспечивают процесс овладения графическими навыками письма.

В условиях дошкольного учреждения предпосылки к письму у детей формируются на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата, этого не достаточно для подготовки руки к письму.

Поэтому необходима продуманная система работы по формированию предпосылок к письму. Мы разработали конспекты занятий (Приложение 1) по подготовки руки к письму. Точность графических действий обеспечивается за счёт зрелости мелкой моторики (мышечного контроля), ловкость пальцев и кистей (скоординированность движений) и контроля со стороны функций зрения.

Для развития зрительно-моторной координации и предпосылок к письму используются следующие приёмы и упражнения:

  1. Массаж
  2. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры
  3. Работа с предметами
  4. Деятельность по развитию ручной умелости
  5. Изобразительная деятельность
  6. Специальные графические упражнения.

Массаж является одним из видов гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека отмечается многими авторами. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует массаж и на суставы, на подвижность связочного аппарата. Массаж рук способствуют снятию моторной напряжённости мышц рук, и развивает гибкость и подвижность пальцев. При проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Массаж оказывает оздоравливающее и тонизирующее воздействие. Массажные движения должны проводиться достаточно энергично с ощущением тепла. При самомассаже можно использовать аппликаторы Кузнецова, гранёные карандаши, шарики, резиновые губки.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры” – это своеобразные инсценировки действиями пальцев. Игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, отрабатываются статические и динамические движения. Многие игры требуют участия обоих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т д.

Пальчиковые игры условно делят на 3 группы:

  1. Пальчиковые игры без предметов (данная группа привлекает игровой мотивацией, которая побуждает действовать пальчиками – инсценировка сказок, стихов, рассказов.)
  2. Пальчиковые игры с использованием атрибутики (перчатки, на которых вышиваются глазки, носик, рот; пробки от флаконов с лицами человечков, мордочками животных.)
  3. Пальчиковые игры с предметами (крышками, орехами, шариками, карандашами, аппликаторами Кузнецова.)

Большое значение в формировании готовности руки к письму играет работа с предметами:

  • Бисерография – это выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью бисера, бусинок, мелких пластмассовых шариков. Здесь развивается щепоть руки (положение захвата тремя пальцами), качественно корригируются мышцы пальцев рук.
  • Работа с карандашами помогает развивать ловкость пальцев рук; учит правильно держать, фиксируя его в двух точках: в точке захвата щепотью и на месте соединения большого и указательного пальцев на руке; свободно манипулировать им; регулировать силу нажима.
  • Работа со штампами развивает силу руки, быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление (переключаемость с одного вида деятельности на другой), ловкость руки, что важно для подготовки руки к письму.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательных упражнениях по ручной умелости. Особую роль в ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание ножницами разных фигурок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

  • Особое место в подготовке руки к письму занимает рукоделие. Оно приучает детей к аккуратности, внимательности, настойчивости. В процессе пришивания пуговиц развивается точность и координация движений.
  • Так же всё это развивается в работе по ниткописи – это выкладывание ниток по контуру разных изображений, нанесённых на бархатную бумагу или вырезанных из неё.

Мелкая моторика рук и зрительно-двигательная координация развивается в процессе изодеятельности. Так, например, бумага является доступным для ребёнка материалом, который широко применяется не только в рисовании, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, оформлении уголка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям. Выделяются следующие виды изодеятельности: аппликация, лепка, трафарет, тренировочное рисование.

  • Аппликация очень полезна в системе коррекционных занятий, так как способствует развитию конструктивных возможностей, формирует представление о форме и цвете. Этот вид деятельности доступен детям, имеющим низкий уровень графических возможностей вследствие поражения рук.
  • Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, корригирует нарушение узнавания предметов по мышечно-суставному чувству.
  • Трафарет способствует воспитанию правильного движения, использование трафарета позволяет расширить графические возможности детей с поражёнными руками. Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур в регуляции моторики руки, развитии мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле. Повторение одного итого же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к обучению письму в школе. Формирование приёмов и способов автоматизации движений при использовании трафаретов и обводки развивает компенсаторные возможности мышечного чувства.
  • Тренировочное рисование представляет собой систему графических упражнений для развития манипулятивной деятельности рук, в которых задействованы различные группы мышц кисти руки. Эти упражнения обычно представляют собой работу с сюжетными рисунками и вызывают у детей интерес.

Работа над графическими упражнениями включает в себя:

  • проведение прямых горизонтальных линий ставит перед ребёнком задачи сохранения параллельного направления линии и совершенствования пространственных ориентировок. В игровой ситуации эта линия может представлять собой какой-либо путь, а вертикальная – продолжение какого-либо рисунка, например стебель цветка;
  • проведение наклонных линий;
  • ломаных (по опорным точкам), волнистых линий;
  • штриховку (штриховку необходимо осуществлять только в заданном направлении, соблюдать равное расстояние между линиями и не заходить за контур);
  • соединение разноудалённых точек (сначала точки располагаются на расстоянии 2 – 3 см друг от друга, а затем это расстояние и число точек увеличивается);
  • рисование дуг (формирование умения регулировать размах движений);
  • изображение геометрических фигур (начиная, с попарного соединения точек, образующего верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем правую и левую стороны).

При выполнении специальных графических упражнений развивается мелкая моторика рук, самоконтроль и саморегуляция движений руки под контролем зрения, при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений.

И.И.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Но работа по формированию готовности к письму должна проводиться регулярно, тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий (упражнений).

Приложение