Процесс письма представляет собой форму деятельности, в которой устанавливаются связи между зрительным и двигательным анализаторами (выполнение произвольных тонкокоординированных движений под контролем зрения).
Очень трудно приходится детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Двигательный дефект, сопутствующие нарушения зрительного анализатора, зрительно-моторной координации, приводят к несформированности предпосылок к письму.
Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженную работу всего тела. Двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме.
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Так же характерно несформированность анализаторных систем: наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие (обусловленное нарушением зрения, невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами), у детей выявлены нарушения слухового восприятия (локализация источника звука, его направленность и дифференциация – это обеспечивает трудности в развитии фонематического восприятия, что отражается на формировании звукового образа “графемы”, имеющей смыслоразличительные и акустическо-артикуляционные характеристики.
Несформированность или нарушение функций одного из анализаторов затрудняет осуществление зрительно-пространственного гнозиса, праксиса и конструктивной деятельности, которые в свою очередь обеспечивают процесс овладения графическими навыками письма.
В условиях дошкольного учреждения предпосылки к письму у детей формируются на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата, этого не достаточно для подготовки руки к письму.
Поэтому необходима продуманная система работы по формированию предпосылок к письму. Мы разработали конспекты занятий (Приложение 1) по подготовки руки к письму. Точность графических действий обеспечивается за счёт зрелости мелкой моторики (мышечного контроля), ловкость пальцев и кистей (скоординированность движений) и контроля со стороны функций зрения.
Для развития зрительно-моторной координации и предпосылок к письму используются следующие приёмы и упражнения:
- Массаж
- Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры
- Работа с предметами
- Деятельность по развитию ручной умелости
- Изобразительная деятельность
- Специальные графические упражнения.
Массаж является одним из видов гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека отмечается многими авторами. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует массаж и на суставы, на подвижность связочного аппарата. Массаж рук способствуют снятию моторной напряжённости мышц рук, и развивает гибкость и подвижность пальцев. При проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Массаж оказывает оздоравливающее и тонизирующее воздействие. Массажные движения должны проводиться достаточно энергично с ощущением тепла. При самомассаже можно использовать аппликаторы Кузнецова, гранёные карандаши, шарики, резиновые губки.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры” – это своеобразные инсценировки действиями пальцев. Игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, отрабатываются статические и динамические движения. Многие игры требуют участия обоих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т д.
Пальчиковые игры условно делят на 3 группы:
- Пальчиковые игры без предметов (данная группа привлекает игровой мотивацией, которая побуждает действовать пальчиками – инсценировка сказок, стихов, рассказов.)
- Пальчиковые игры с использованием атрибутики (перчатки, на которых вышиваются глазки, носик, рот; пробки от флаконов с лицами человечков, мордочками животных.)
- Пальчиковые игры с предметами (крышками, орехами, шариками, карандашами, аппликаторами Кузнецова.)
Большое значение в формировании готовности руки к письму играет работа с предметами:
- Бисерография – это выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью бисера, бусинок, мелких пластмассовых шариков. Здесь развивается щепоть руки (положение захвата тремя пальцами), качественно корригируются мышцы пальцев рук.
- Работа с карандашами помогает развивать ловкость пальцев рук; учит правильно держать, фиксируя его в двух точках: в точке захвата щепотью и на месте соединения большого и указательного пальцев на руке; свободно манипулировать им; регулировать силу нажима.
- Работа со штампами развивает силу руки, быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление (переключаемость с одного вида деятельности на другой), ловкость руки, что важно для подготовки руки к письму.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательных упражнениях по ручной умелости. Особую роль в ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание ножницами разных фигурок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
- Особое место в подготовке руки к письму занимает рукоделие. Оно приучает детей к аккуратности, внимательности, настойчивости. В процессе пришивания пуговиц развивается точность и координация движений.
- Так же всё это развивается в работе по ниткописи – это выкладывание ниток по контуру разных изображений, нанесённых на бархатную бумагу или вырезанных из неё.
Мелкая моторика рук и зрительно-двигательная координация развивается в процессе изодеятельности. Так, например, бумага является доступным для ребёнка материалом, который широко применяется не только в рисовании, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, оформлении уголка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям. Выделяются следующие виды изодеятельности: аппликация, лепка, трафарет, тренировочное рисование.
- Аппликация очень полезна в системе коррекционных занятий, так как способствует развитию конструктивных возможностей, формирует представление о форме и цвете. Этот вид деятельности доступен детям, имеющим низкий уровень графических возможностей вследствие поражения рук.
- Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, корригирует нарушение узнавания предметов по мышечно-суставному чувству.
- Трафарет способствует воспитанию правильного движения, использование трафарета позволяет расширить графические возможности детей с поражёнными руками. Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур в регуляции моторики руки, развитии мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле. Повторение одного итого же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к обучению письму в школе. Формирование приёмов и способов автоматизации движений при использовании трафаретов и обводки развивает компенсаторные возможности мышечного чувства.
- Тренировочно е рисование представляет собой систему графических упражнений для развития манипулятивной деятельности рук, в которых задействованы различные группы мышц кисти руки. Эти упражнения обычно представляют собой работу с сюжетными рисунками и вызывают у детей интерес.
Работа над графическими упражнениями включает в себя:
- проведение прямых горизонтальных линий ставит перед ребёнком задачи сохранения параллельного направления линии и совершенствования пространственных ориентировок. В игровой ситуации эта линия может представлять собой какой-либо путь, а вертикальная – продолжение какого-либо рисунка, например стебель цветка;
- проведение наклонных линий;
- ломаных (по опорным точкам), волнистых линий;
- штриховку (штриховку необходимо осуществлять только в заданном направлении, соблюдать равное расстояние между линиями и не заходить за контур);
- соединение разноудалённых точек (сначала точки располагаются на расстоянии 2 – 3 см друг от друга, а затем это расстояние и число точек увеличивается);
- рисование дуг (формирование умения регулировать размах движений);
- изображение геометрических фигур (начиная, с попарного соединения точек, образующего верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем правую и левую стороны).
При выполнении специальных графических упражнений развивается мелкая моторика рук, самоконтроль и саморегуляция движений руки под контролем зрения, при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений.
И.И.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Но работа по формированию готовности к письму должна проводиться регулярно, тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий (упражнений).