Тематическое планирование по математике для 5–9-х классов

Разделы: Математика


Математика 5-й класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-х классов и составлена на основе следующих документов:

1. Примерной программы основного общего образования по математике с использованием рекомендаций авторской программы Математика 5–6. Составитель: В. И. Жохов / М.: “Мнемозина”, 2010 г. в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

2.   Стандарта основного общего образования по математике. (Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№ 4, -с.4)

Общая характеристика учебного предмета

Курс математики 5-го класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счету на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приемах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Цели

Изучение математики направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе преподавания математики в 5-м классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • целенаправленного обращения к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять математические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык математики для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического);
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа составлена в соответствии с учебником: Математика. 5-й класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 26-е изд., стер. М.: Мнемозина., 2009. – 280 с.

Преподавание ведется по первому варианту – 5 часов в неделю, всего 170 часов. В программе возможны расхождения в количестве часов на изучение отдельных тем.

Из раздела “Повторение” добавлено 4 часа на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков курса математики 4-го класса. Добавлен 1 час из раздела “Умножение и деление натуральных чисел” на отработку навыков решения уравнений с помощью правил, так как в дальнейшем у учащихся возникают сложности при решении более сложных уравнений. Данные изменения утверждены на МО.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10–15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала

Основными средствами контроля являются тематические контрольные работы. Предусматривается проведение 14 контрольных работ, одна из них – итоговая.

Требования к уровню подготовки пятиклассников

В результате изучения математики в 5-м классе ученик должен знать / понимать

  • как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;
  • смысл идеализации, позволяющий решать задачи реальной действительности математическими методами: примеры ошибок, возникающих при идеализации.

В результате изучения математики в 5-м классе ученик должен уметь:

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Учебно-методический комплект включает в себя:

Учебник:

Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 26-е изд., стер. М.: Мнемозина., 2009. – 280 с.

Пособия для учителя:

  1. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5–6 классы / [авт.-сост. В. И. Жохов]. – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. – 31 с.
  2. Стандарт общего образования по математике.
  3. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. “Математика. 5 класс” / М. А. Попов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство “Экзамен”, 2010. – 127, [1] с. (Серия “Учебно-методический комплект”).
  4. Задачи на смекалку: учеб. пособие для 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 95 с.

Пособия для учеников:

  1. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. “Математика: 5 класс” /Т. М. Ерина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство “Экзамен”, 2011. – 127, [1] с. (Серия “Учебно-методический комплект”).
  2. Дидактические материалы по математике для 5 класса. / А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 144 с.

Информационно-методическая и Интернет-поддержка

  1. Приложение к Первому сентября “Математика”: электронный вариант, или cайт www.prosv.гu (рубрика “Математика”).
  2. Интернет-школа Просвещение.ru.
  3. www.edu – "Российское образование" Федеральный портал.
  4. www.school.edu – "Российский общеобразовательный портал".
  5. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  6. www.mathvaz.ru – docье школьного учителя математики.  Документация, рабочие материалы для учителя математики.
  7. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей".
  8. www.urok.1sept.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".  

Тематическое планирование (математика, 5-й класс)

2011-2012 г.

 

Название раздела

По программе: Математика. 5–6-е классы / [авт.-сост. В. И. Жохов].

Рабочая программа

Изменения в программе

I

Повторение курса 4-го класса.  

4

Добавлено 4 часа.

II

Натуральные числа и шкалы.

15

15

 

III

Сложение и вычитание натуральных чисел.

21

22

Добавлен 1 час.

IV

Умножение и деление натуральных чисел.

27

26

Час добавлен на изучение раздела “Сложение и вычитание натуральных чисел”.

V

Площади и объемы.

12

12

 

VI

Обыкновенные дроби.

23

23

 

VII

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

13

13

 

VIII

Умножение и деление десятичных дробей.

26

26

 

IX

Инструменты для вычислений и измерений.

17

17

 

X

Повторение.

16

12

Четыре часа добавлено на повторение курса математики 4-го класса.

  Всего:

170

170

 
  Контрольные работы:

14

14

 

Приложение 1

Алгебра 9-й класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-х классов и составлена на основе следующих документов:

  1. Примерной программы основного общего образования по математике с использованием рекомендаций авторской программы Алгебра 7–9. Составитель: Т. А. Бурмистрова. М.: “Просвещение” 2008 г. в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
  2. Стандарт основного общего образования по математике.

(Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№ 4, – с.4)

Изучение направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в государственном стандарте общего образования по математике:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа соответствует учебнику “Алгебра” для девятого класса образовательных учреждений /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Москва: “Просвещение”, 2009год, дидактические материалы по алгебре для 9-го класса /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.М.Короткова, М.: Просвещение, 2010 год.

Преподавание ведется по первому варианту – 3 часа в неделю, всего 102 часа. В программе может произойти изменение количества часов по темам из-за 33 недель вместо 34.. Возможны расхождения в количестве часов на изучение отдельных тем. Уменьшено на 2 количество часов на “Повторение” и на 1 контрольную работу. Данное изменение утверждено на МО.

Основными средствами контроля являются тематические контрольные работы. Предусматривается проведение 8 контрольных работ, одна из них – итоговая.

Цели изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса обучающиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.

Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса алгебры 9-го класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=, у=ах2+bх+с, у= ах2+n у= а(х - m) 2 ), строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

Рабочая программа составлена с учетом следующих учебных пособий:

  • Программы общеобразовательных учреждений Алгебра 7-9 классы. Москва “Просвещение” 2008 г Составитель Т. А. Бурмистрова
  • Учебник Алгебра 9 / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2010 г
  • Дидактические материалы по алгебре для 9 касса Л.И. Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова. - 6 изд. - М.: Просвещение,2003. - 159 с.:
  • ГИА 2012. Математика.: сборник аданий: 9 класс / В. В. Кочагин, М. Н. Кочагина. – М.: Эксмо, 2011. – 336 с. - (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме)
  • Стандарт общего образования по математике.
  • Изучение алгебры в 7–9 классах: пособие для учителей / [ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова, И. С. Шлыкова]. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2009. – 304 с.
  • Уроки математики с применением информационных технологий. 5–10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Л. И. Горохова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство “Глобус”, 2010. – 266 с. – (Современная школа)

Информационно-методическая и Интернет-поддержка

  1. www.edu – "Российское образование" Федеральный портал.
  2. www.school.edu – "Российский общеобразовательный портал".
  3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  4. www.mathvaz.ru – docье школьного учителя математики.  Документация, рабочие материалы для учителя математики.
  5. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей".
  6. www.urok.1sept.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".  
  7. Приложение к Первому сентября “Математика”: электронный вариант, или cайт www.prosv.гu (рубрика “Математика”).
  8. Интернет-школа Просвещение.ru. Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, тестов, взаимоконтроля.

Тематическое планирование (алгебра 9-й класс)

 

Название темы

По программе Т. А. Бурмистрова алгебра 7–9-й класс.

Рабочая программа

Изменения в программе

I

Квадратичная функция

22

22

 

II

Уравнения и неравенства с одной переменными

14

14

 

III

Уравнения и неравенства с двумя переменными

17

17

 

IV

Арифметическая и геометрическая прогрессии

15

15

 

V

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

13

13

 
  Повторение

21

18

Уменьшено число часов на повторение

  Всего:

102

99

 
  Всего контрольных работ

9

8

 

Приложение 2

Геометрия 9-й класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по геометрии 9-й класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике с использованием рекомендаций авторской программы Геометрия 7–9. Составитель: Т. А. Бурмистрова . М.: “Просвещение” 2008 г. в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа рассчитана на 68 часов. Фактически запланировано 66 часов.

В курсе геометрии 9 класса по школьному компоненту выделено 33 недели вместо 34. Поэтому на тему “Элементы стереометрии” выделено 5 ч, вместо 7. Данное изменение в рабочей программе утверждено на МО.

Общая характеристика учебного предмета.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Задачи курса:

– усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения;
– познакомить с основными алгоритмами решения произвольных треугольников;
– расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях;
– сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур;
– дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.

В результате изучения курса геометрии 9-го класса обучающиеся должны:

Знать /понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно-методический комплект включает в себя:

Учебник

  1. Геометрия . 7–9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /. А. В. Погорелов, – 11 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224 с.

Пособия для учителя:

  1. Программы общеобразовательных учреждений Геометрия 7–9 классы. Москва “Просвещение” 2008. Составитель Т. А. Бурмистрова.
  2. Стандарт общего образования по математике.
  3. Геометрия в 7–9 классах. Преподавание курса геометрии по учебнику А.В. Погорелова “Геометрия: 7–9” / Л.Ю. Березина, Н.Б. Мельникова, Т.М. Мищенко, И.Л. Никольская, Л.Ю. Чернышева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство “Экзамен”, 2008. – 431 с.
  4. ГИА 2012. Математика: сборник заданий: 9 класс / В. В. Кочагин, М. Н. Кочагина. – М.: Эксмо, 2011. – 336 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме).

Пособия для учащихся:

  1. Алтынов П. И. Геометрия. Тесты. 7–9 кл.: Учебно – методическое пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 112 с.

Интернет-ресурс

  1. www.edu – "Российское образование" Федеральный портал.
  2. www.school.edu – "Российский общеобразовательный портал".
  3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  4. www.mathvaz.ru – docье школьного учителя математики. Документация, рабочие материалы для учителя математики.
  5. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей".
  6. www.urok.1sept.ru    Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

Тематическое планирование

 

Название темы

По программе Т. А. Бурмистрова геометрия 7–9 класс.

Рабочая программа

Изменения в программе

I

Подобие фигур

14

14

 

II

Решение треугольников

9

9

 

III

Многоугольники

15

15

 
IV Площади фигур

17

17

 
V Элементы стереометрии

7

5

Уменьшено число уроков

  Повторение

6

6

 
  Всего:

68

66

 
  Всего контрольных работ

6

7

Добавлена контрольная работа за год

Приложение 3