Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности и первоначально принадлежали фольклору взрослых, будучи упражнениями древнейшей логопедии и неся отпечаток мифологических представлений, истории народа; они развивают чувство родного языка, содействуют преодолению косноязычия. В настоящее время скороговорки стали инструментом совершенствования произношения ребенка в детских садах, они активно используются в работе логопедов. Наряду с этим в собственно детской среде интерес к скороговоркам постепенно угасает, что связано со многими причинами: увеличением числа детей, имеющих различные речевые нарушения, конкуренцией традиционных народных забав с современными компьютерными играми и развлечениями, использованием педагогами в основном развивающего потенциала скороговорки, оставляя без внимания его развлекательную составляющую.
Скороговорке – жанру, имеющему огромную педагогическую ценность, – можно помочь “открыть второе дыхание” с помощью игрового моделирования, дополнив традиционное содержание игровой деятельностью.
Необходимо отметить, что в основе игрового моделирования на фольклорном материале лежат принципы элементарного музицирования и музыкально-двигательного воспитания.
Используя собственный опыт работы с фольклорным ансамблем, я разработала свои игровые модели скороговорок, основным импульсом для их появления послужила педагогическая работа преподавателя отделения “Народное хоровое пение” Свердловского областного музыкального училища им. П.И.Чайковского С.А.Жилинской.
Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, обязательно систематическое вокальное воспитание. Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива, сосредоточению внимания певцов, подготавливает, “разогревает” голосовой аппарат.
В традиционной культуре богатый детский фольклор и среда народной культуры, музыкально и ритмически организованная, давали возможность детям импровизировать и творчески развиваться. Основа же развития музыкальной формы – это многократное повторение попевки, интонационной формулы. Мелодии детских песенок возникают из выразительной речи, естественно чередуются с ней, зачастую неотделимы от речевого интонирования. Эта особенность идеально соотносится с возможностями детского слуха и голоса.
Воспроизводя мелодию, дети зачастую повторяют не точно мелодическую линию напева, а иногда и ритмическую. Такое исполнение кажется фальшивым, иногда вовсе не воспринимается взрослыми как пение, а как речевое интонирование, хотя подобное исполнение является важной и обязательной стадией в развитии музыкальности детей. Данное обстоятельство представляется особенно важным в современных условиях, когда возросло количество детей, страдающих задержкой речевого развития.
Известно, что плохая, вялая дикция оказывает отрицательное влияние на звукообразование и интонацию. В то же время хорошо и ясно произнесенное слово не только создает предпосылки для выразительного исполнения, но и помогает самому процессу пения. Добиваться же этого следует освобождением, раскрепощением всего артикуляционного аппарата.
Требуя от юных певцов четкой и ясной дикции, активной артикуляции, я в своей работе обращаюсь не только к специальным упражнениям, но и к произведениям детского фольклора.
Наиболее полезными и эффективными для улучшения техники словопроизнесения являются песни-скороговорки. Они словно специально созданы в народе для тренировки дикции и артикуляции.
Все игровые модели скороговорок были разработаны мною в процессе уроков по фольклорному ансамблю для снятия напряжения как физического, так и психологического, а также для смены деятельности детей. В игровой форме дети усваивают учебный материал значительно легче и быстрее.
Вот несколько примеров игрового моделирования скороговорок.
Берём всем известную скороговорку:
Ехал Грека через реку
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап.
С детьми 5-7 лет я не акцентирую внимание на ритмическую сторону скороговорки, здесь важнее, чтобы дети запомнили правильный порядок слов.
1. Дети встают в круг. В центр круга выходит водящий (лучше выбрать его по считалке) и стоит всю скороговорку.
Ехал Грека через реку Держась за руки
дети идут по кругу (можно с подскоками),
Видит Грека – в реке рак и на слове “рак” с
помощью прыжка поворачиваются лицом в центр,
Сунул Грека руку в реку все присели,
Рак за руку Греку гусиным шагом сходятся в
центр,
ЦАП! Щекотят водящего.
2. Эта модель может выполняться как сидя на стульях, так и стоя в кругу.
Проговаривая скороговорку, делаются акценты на определённые слова.
- Акцент на первое слово в строчке:
Ехал Грека через реку изображают
езду на машине (лошади, паровозе)
Видит Грека в реке рак прислоняют к
глазам соединенные в кольцо указательный и
большой пальцы рук (“очки”)
Сунул Грека руку в реку нагнуться,
опустив руки вниз
Рак за руку Греку цап! Выпрямиться,
согнуть руки в локтях, растопырев пальцы.
- Акцент на последней слово в строчке:
Ехал Грека через реку показать
как плывут
Видит Грека в реке рак поднять вверх,
согнутые в локте руки, и растопырить пальцы.
Сунул Грека руку в реку показать как
плывут
Рак за руку Грека цап! схватить соседа
справа (слева).
- Акцент на слове “Грека”.
Для этого выбирается “Грека” (поможет считалка). Его задача – успеть подпрыгнуть на это слово. Этот вариант может повторяться несколько раз, причем можно провоцировать “Греку” – вынудить его подпрыгнуть на другое слово, сделав акцент голосом в соответствующем месте. В следствие чего раздается детский смех.
Обычно на этот вариант уходит большая половина урока.
В работе с детьми от 8 лет и выше использую игровые модели, обращая внимание на четкий ритм, темп и интонирование на одной ноте.
Игровые варианты:
Напомню, что в данных игровых моделях важно не только вовремя среагировать и продолжить скороговорку, но и удержать заданные ритм, темп и тон.
Опыт показывает, что сочетание речевой и игровой деятельности раскрепощает ребенка, создаёт атмосферу радости и удовольствия. Внимание ребенка переключается на развлекательную функцию, снимаются его психологические “зажимы”, что позволяет многократно повысить эффективность речевого развития, а это, в свою очередь, благоприятно сказывается на качестве освоения вокально-исполнительских навыков.