Цели урока:
- Закрепить знания детей по строению и пунктуации предложений с прямой речью на примере простейшей конструкции;
- продолжить формирование умения обосновывать постановку знаков препинания и построение графических схем к предложениям с прямой речью;
- развитие наблюдательности детей, способности видеть различные способы классификации и обобщения;
- развитие элементов творческой деятельности, беглости и гибкости мышления, развитие навыков групповой самоорганизации;
- способствовать дальнейшему формированию понятия “прямая речь”.
- закрепить закономерности постановки знаков препинания при прямой речи;
- формировать умение расставлять знаки препинания при прямой речи;
- строить схемы предложений;
- работать над интонацией в предложении с прямой речью.
Тип урока: урок-закрепление.
Методы обучения:
- Проблемные “классические” и “сокращенные”;
- репродуктивные (повторение изученного);
- словесные (информационное сообщение учителя, стихи, беседа);
- наглядные (работа с таблицами и схемами);
- частично-поисковый (исключение лишнего, определение темы, постановка УЗ.
Методы контроля и самоконтроля:
- устный контроль;
- сверка с образцом;
- взаимопроверка;
- самопроверка.
Оборудование:
- Модель урока. По количеству учащихся в классе;
- маршрутный лист;
- карты самопроверки;
- карточки для индивидуальной и групповой работы;
- схемы предложения с прямой речью;
- карточки для организации словарной и каллиграфической работы;
- карточки с графическими схемами предложений;
- таблицы для проверки индивидуальной работы;
- учебник русского языка;
- карточки с пунктуационными знаками для инсценирования.
Электронные материалы:
- Слайд-презентация по теме “Предложения с прямой речью”
- Урок КМ-ШКОЛА тема: “Предложения с прямой речью.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
1. Вы проверьте-ка, ребятки,
На столе-то всё в порядке?
2. Релаксационная игра “Убежище” (звучит музыка полонез Огинского).
У.: Представьте, что у вас надежное убежище, в котором вы можете оказаться в любой момент. Это ваше выдуманное место, уголок природы. Представьте хижину в горах, шалаш, лесную поляну, которую кроме вас никто не знает. Мысленно окажитесь там, рассмотрите, что вас окружает. Вы знаете, что вы здесь хозяин и король, вас никто не обидит. Вы слушаете приятную музыку. Вам хорошо и спокойно в этом укромном месте, вас ничто не может напугать и разозлить, вы успокаиваетесь и расслабляетесь.
Теперь мысленно возвращайтесь в реальность, в класс, вы чувствуете уверенность в себе, вам хорошо и спокойно, вы готовы работать и учится, вам ничего не угрожает, вы сильные и счастливые.
Организация класса.
3. Эмоциональный настрой на урок.
Ну, тогда начнём урок,
Не теряя время, – в срок!
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину,
Ну, а я совместно с вами,
Модульный урок начну!
II. Речевая разминка.
III. Работа по модулям:
МОДУЛЬ 1. Чистописание.
- Сформулируйте правила каллиграфии.
- Прмрчьяаяе
Составьте словосочетание из прописанных букв, она поможет сформулировать тему урока.
Оцени себя: Если ты написал красиво и правильно, то поставь себе в карту путешественника напротив первого задания цифру 1. Если справился плохо, поставь цифру 0.
МОДУЛЬ 2. Повторение знаний по теме “Предложение”.
Вспомните:
- Какими бывают предложения?
Какими бывают предложения по интонации?
Какими бывают предложения по цели высказывания?
- Задания для групп.
(Формулируют задание самостоятельно).
Придумайте предложение по указанной характеристике и запишите его в тетрадь. Постройте схему записанного предложения.
1 группа | Придумайте простое предложение, осложненное второстепенными членами по теме “Зима”. |
2 группа | Придумайте три простых предложения: повествовательное, побудительное и восклицательное. |
3 группа | Придумайте простое предложение, осложненное однородными подлежащими по теме “Животные”. |
4 группа | Придумайте простое, распространенное предложение по теме “Весна”. |
5 группа | Придумайте простое, нераспространенное предложение по теме “Музыка”. |
6 группа | Придумайте простое побудительное предложение. |
Оцени себя: если ты был активным участником группы и сам смог составить предложение, оцени второе задание в 1балл. Если ты не смог составить указанное предложение самостоятельно, поставь 0.
МОДУЛЬ 3. Орфографический диктант.
- Запишите под диктовку учителя словосочетания, отметьте в них все орфограммы.
Прямая дорога, прямая речь, проходит прямая.
- Ответьте на вопросы:
Что общего у всех словосочетаний?
Какие орфограммы встретились?
Какие слова вызвали наибольшую сложность при проверке орфограммы?
Какое сочетание слов кардинально отличается от остальных?
В каком словосочетании прилагательное “прямая” используется в переносном значении?
- Запишите транскрипцию слова “Речь”. Чем схожи первый и последний согласные звуки? Какова особенность последнего согласного?
Оцени соседа по парте: Если он записал все словосочетания без ошибок, поставь в третьем задании 1 балл. Если есть хоть одна ошибка, поставь 0.
МОДУЛЬ 4. Графические знаки.
Работа по группам:
Откройте конверт с карточками. Капитан достаёт из конверта по одной карточке. Члены команды отвечают командиру, где встречается этот графический знак, что он обозначает?
Оценка капитана: Командир ставит себе и всем членам команды за выполнение этого задания по 1 баллу, если правильно названы все графические знаки и правила их постановки, если нет – 0.
МОДУЛЬ 5. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.
- Внимательно прослушайте предложение учителя
Старинная пословица гласит: “Ночь светлеет днем, а человек – радостью”.
- Подготовь ответы на вопросы:
Как называется такое предложение?
От чего зависит постановка знаков препинания в таких предложениях?
Какие знаки препинания ставятся в этих предложениях
Слайд № 4
- Посмотри на слайде предложенные схемы. Выбери из них схему, которая подходит к этому предложению.
КМ-ШКОЛА урок “Предложения с прямой речью”. Повторение научного текста по теме.
Оцени себя: Если ты правильно выбрал схему, поставь себе в карту путешественника 1 балл за 5 задание, если схема выбрана неверно, поставь 0.
IV. Физкультминутка
МОДУЛЬ 6. Живые знаки.
- Задание по группам.
Дети сами формулируют правила игры. Приготовьте карточки из конверта. Вы должны будете составить схему предложения, держа карточки в руках. Участвуют все члены команды.
Оценка капитана: Если команда верно справилась с заданием, поставь все членам команды по 1 баллу за 6 задание. Если вы допустили ошибку, вся команда получает по 0 баллов.
МОДУЛЬ 7. Литературная гостиная.
- (Сами формулируют) Закончи предложения с прямой речью. (В предложении пропущены либо слова автора, либо предложение в прямой речи, которые вы должны вспомнить).
- Назовите название литературного произведения, его жанр и автора.
1 группа | А: “Чего тебе надобно, старче?” Ей с поклоном старик отвечает: “П”. |
2 группа | А ей зеркальце в ответ: “П”. |
3 группа | Ей Моська говорит: “П”. А: “Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона!” |
4 группа | “Винни, тебе хлеб с молоком или со
сгущенкой?” – а. “П!” – пробубнил Винни Пух. |
5 группа | И говорит так сладко, чуть дыша: “П!”. |
6 группа | “Кумушка, мне странно это, да работала ль ты в лето?” – а. |
Оценка капитана: если команда справилась с заданием, поставь всем членам команды по 1 баллу. Если не справилась, поставь каждому члену команды 0.
МОДУЛЬ 8. Работа с фразеологизмами.
(Сами формулируют). Соедини правильно слова прямой речи и слова автора:
Без царя в голове | говорят тому, на кого сваливают всю ответственность. |
Белая ворона | говорят о недалеком, неумном человеке. |
Козёл отпущения | говорят о человеке, неординарном, резко отличающемся от других людей. |
У.: Восходит к библейскому описанию древнееврейского обряда возложения грехов народа или целой общины на козла. Священнослужитель возлагал на козла руки и читал молитву. Считалось, что в это время все грехи общины переходят на него. После этого ритуала козла изгоняли в пустыню.
Оцени себя: Правильно – 1 балл, не справился – 0.
Оцени себя: Правильно – 1 балл, не справился – 0.
МОДУЛЬ 9. Творческое задание.
- Закончи стихотворение так, чтобы у тебя получилось предложение с прямой речью.
1 группа | Говорила Оле мама: “П”. |
2 группа | |
3 группа | Пчела запела на цветочке: “П”. |
4 группа | |
5 группа | Горько-горько плачет мишка: “П”. |
6 группа |
Оценка капитана: если у вас получилось подобрать рифму – поставь всем членам команды по 1 баллу, если получилось предложение в прозе – поставь 0.
МОДУЛЬ 10. Песенка Винни Пуха.
Составьте как можно больше предложений, используя слова Винни и Пятачка из песенки, как слова прямой речи. Запишите одно предложение в тетрадь. Оформите предложение с прямой речью правильно. Не забудьте, что в предложении есть слова автора.
Подсказка: чтобы предложения не были похожими друг на друга, используй синонимы к слову “сказал”.
Оцени себя: если тебе удалось составить хоть одно предложение – поставь себе 1 балл. Если не смог выполнить задание, поставь 0.
V. Оценка знаний за урок.
Самооценка урока: сосчитай сумму баллов в таблице.
Если у тебя 9-10 баллов – оценка за урок – 5.
Если в сумме 8-9 баллов – оценка за урок – 4.
Если в сумме 6-7 баллов – оценка за урок – 3.
Если ты набрал меньше шести баллов, то тебе нужно выучить правила по теме “Постановка знаков препинания в предложениях”. Стр. 74, 75, 78 в учебнике по русскому языку.
VI. ИТОГ УРОКА.
Ответь на вопросы:
- Чем занимались на уроке?
- Какой модуль оказался самым легким?
- Какой модуль оказался самым трудным?
Нарисуй смайлик со своим настроением в тетради.
Прочувствуйте своё настроение и дорисуйте смайлик.
КАРТА ПУТЕШЕСТВЕННИКА.
Фамилия, имя________________________________________________________________________
Задания | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Баллы |
Самый трудный модуль____ Самый лёгкий модуль____ Самый интересный модуль____