Урок "Предложения с прямой речью". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Закрепить знания детей по строению и пунктуации предложений с прямой речью на примере простейшей конструкции;
  • продолжить формирование умения обосновывать постановку знаков препинания и построение графических схем к предложениям с прямой речью;
  • развитие наблюдательности детей, способности видеть различные способы классификации и обобщения;
  • развитие элементов творческой деятельности, беглости и гибкости мышления, развитие навыков групповой самоорганизации;
  • способствовать дальнейшему формированию понятия “прямая речь”.
  • закрепить закономерности постановки знаков препинания при прямой речи;
  • формировать умение расставлять знаки препинания при прямой речи;
  • строить схемы предложений;
  • работать над интонацией в предложении с прямой речью.

Тип урока: урок-закрепление.

Методы обучения:

  • Проблемные “классические” и “сокращенные”;
  • репродуктивные (повторение изученного);
  • словесные (информационное сообщение учителя, стихи, беседа);
  • наглядные (работа с таблицами и схемами);
  • частично-поисковый (исключение лишнего, определение темы, постановка УЗ.

Методы контроля и самоконтроля:

  • устный контроль;
  • сверка с образцом;
  • взаимопроверка;
  • самопроверка.

Оборудование:

  • Модель урока. По количеству учащихся в классе;
  • маршрутный лист;
  • карты самопроверки;
  • карточки для индивидуальной и групповой работы;
  • схемы предложения с прямой речью;
  • карточки для организации словарной и каллиграфической работы;
  • карточки с графическими схемами предложений;
  • таблицы для проверки индивидуальной работы;
  • учебник русского языка;
  • карточки с пунктуационными знаками для инсценирования.

Электронные материалы:

  • Слайд-презентация по теме “Предложения с прямой речью”
  • Урок КМ-ШКОЛА тема: “Предложения с прямой речью.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

1. Вы проверьте-ка, ребятки,
На столе-то всё в порядке?

2. Релаксационная игра “Убежище” (звучит музыка полонез Огинского).

У.: Представьте, что у вас надежное убежище, в котором вы можете оказаться в любой момент. Это ваше выдуманное место, уголок природы. Представьте хижину в горах, шалаш, лесную поляну, которую кроме вас никто не знает. Мысленно окажитесь там, рассмотрите, что вас окружает. Вы знаете, что вы здесь хозяин и король, вас никто не обидит. Вы слушаете приятную музыку. Вам хорошо и спокойно в этом укромном месте, вас ничто не может напугать и разозлить, вы успокаиваетесь и расслабляетесь.

Теперь мысленно возвращайтесь в реальность, в класс, вы чувствуете уверенность в себе, вам хорошо и спокойно, вы готовы работать и учится, вам ничего не угрожает, вы сильные и счастливые.

Организация класса.

3. Эмоциональный настрой на урок.

Ну, тогда начнём урок,
Не теряя время, – в срок!
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину,
Ну, а я совместно с вами,
Модульный урок начну!

II. Речевая разминка.

  • Работа с цитатой. Слайд 1.
  • Работа со скороговорками. Слайд 2,3.

III. Работа по модулям:

МОДУЛЬ 1. Чистописание.

  • Сформулируйте правила каллиграфии.
  • Прмрчьяаяе

Составьте словосочетание из прописанных букв, она поможет сформулировать тему урока.

Оцени себя: Если ты написал красиво и правильно, то поставь себе в карту путешественника напротив первого задания цифру 1. Если справился плохо, поставь цифру 0.

МОДУЛЬ 2. Повторение знаний по теме “Предложение”.

Вспомните:

  • Какими бывают предложения?

Какими бывают предложения по интонации?

Какими бывают предложения по цели высказывания?

  • Задания для групп.

(Формулируют задание самостоятельно).

Придумайте предложение по указанной характеристике и запишите его в тетрадь. Постройте схему записанного предложения.

1 группа Придумайте простое предложение, осложненное второстепенными членами по теме “Зима”.
2 группа Придумайте три простых предложения: повествовательное, побудительное и восклицательное.
3 группа Придумайте простое предложение, осложненное однородными подлежащими по теме “Животные”.
4 группа Придумайте простое, распространенное предложение по теме “Весна”.
5 группа Придумайте простое, нераспространенное предложение по теме “Музыка”.
6 группа Придумайте простое побудительное предложение.

Оцени себя: если ты был активным участником группы и сам смог составить предложение, оцени второе задание в 1балл. Если ты не смог составить указанное предложение самостоятельно, поставь 0.

МОДУЛЬ 3. Орфографический диктант.

  • Запишите под диктовку учителя словосочетания, отметьте в них все орфограммы.

Прямая дорога, прямая речь, проходит прямая.

  • Ответьте на вопросы:

Что общего у всех словосочетаний?

Какие орфограммы встретились?

Какие слова вызвали наибольшую сложность при проверке орфограммы?

Какое сочетание слов кардинально отличается от остальных?

В каком словосочетании прилагательное “прямая” используется в переносном значении?

  • Запишите транскрипцию слова “Речь”. Чем схожи первый и последний согласные звуки? Какова особенность последнего согласного?

Оцени соседа по парте: Если он записал все словосочетания без ошибок, поставь в третьем задании 1 балл. Если есть хоть одна ошибка, поставь 0.

МОДУЛЬ 4. Графические знаки.

Работа по группам:

Откройте конверт с карточками. Капитан достаёт из конверта по одной карточке. Члены команды отвечают командиру, где встречается этот графический знак, что он обозначает?

Оценка капитана: Командир ставит себе и всем членам команды за выполнение этого задания по 1 баллу, если правильно названы все графические знаки и правила их постановки, если нет – 0.

МОДУЛЬ 5. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.

  • Внимательно прослушайте предложение учителя

Старинная пословица гласит: “Ночь светлеет днем, а человек – радостью”.

  • Подготовь ответы на вопросы:

Как называется такое предложение?

От чего зависит постановка знаков препинания в таких предложениях?

Какие знаки препинания ставятся в этих предложениях

Слайд № 4

  • Посмотри на слайде предложенные схемы. Выбери из них схему, которая подходит к этому предложению.

КМ-ШКОЛА урок “Предложения с прямой речью”. Повторение научного текста по теме.

Оцени себя: Если ты правильно выбрал схему, поставь себе в карту путешественника 1 балл за 5 задание, если схема выбрана неверно, поставь 0.

IV. Физкультминутка

МОДУЛЬ 6. Живые знаки.

  • Задание по группам.

Дети сами формулируют правила игры. Приготовьте карточки из конверта. Вы должны будете составить схему предложения, держа карточки в руках. Участвуют все члены команды.

Оценка капитана: Если команда верно справилась с заданием, поставь все членам команды по 1 баллу за 6 задание. Если вы допустили ошибку, вся команда получает по 0 баллов.

МОДУЛЬ 7. Литературная гостиная.

  • (Сами формулируют) Закончи предложения с прямой речью. (В предложении пропущены либо слова автора, либо предложение в прямой речи, которые вы должны вспомнить).
  • Назовите название литературного произведения, его жанр и автора.
1 группа А: “Чего тебе надобно, старче?”
Ей с поклоном старик отвечает: “П”.
2 группа А ей зеркальце в ответ: “П”.
3 группа Ей Моська говорит: “П”.
А: “Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона!”
4 группа “Винни, тебе хлеб с молоком или со сгущенкой?” – а.
“П!” – пробубнил Винни Пух.
5 группа И говорит так сладко, чуть дыша: “П!”.
6 группа “Кумушка, мне странно это, да работала ль ты в лето?” – а.

Оценка капитана: если команда справилась с заданием, поставь всем членам команды по 1 баллу. Если не справилась, поставь каждому члену команды 0.

МОДУЛЬ 8. Работа с фразеологизмами.

(Сами формулируют). Соедини правильно слова прямой речи и слова автора:

Без царя в голове говорят тому, на кого сваливают всю ответственность.
Белая ворона говорят о недалеком, неумном человеке.
Козёл отпущения говорят о человеке, неординарном, резко отличающемся от других людей.

У.: Восходит к библейскому описанию древнееврейского обряда возложения грехов народа или целой общины на козла. Священнослужитель возлагал на козла руки и читал молитву. Считалось, что в это время все грехи общины переходят на него. После этого ритуала козла изгоняли в пустыню.

Оцени себя: Правильно – 1 балл, не справился – 0.

Оцени себя: Правильно – 1 балл, не справился – 0.

МОДУЛЬ 9. Творческое задание.

  • Закончи стихотворение так, чтобы у тебя получилось предложение с прямой речью.
1 группа Говорила Оле мама: “П”.
2 группа
3 группа Пчела запела на цветочке: “П”.
4 группа
5 группа Горько-горько плачет мишка: “П”.
6 группа

Оценка капитана: если у вас получилось подобрать рифму – поставь всем членам команды по 1 баллу, если получилось предложение в прозе – поставь 0.

МОДУЛЬ 10. Песенка Винни Пуха.

Составьте как можно больше предложений, используя слова Винни и Пятачка из песенки, как слова прямой речи. Запишите одно предложение в тетрадь. Оформите предложение с прямой речью правильно. Не забудьте, что в предложении есть слова автора.

Подсказка: чтобы предложения не были похожими друг на друга, используй синонимы к слову “сказал”.

Оцени себя: если тебе удалось составить хоть одно предложение – поставь себе 1 балл. Если не смог выполнить задание, поставь 0.

V. Оценка знаний за урок.

Самооценка урока: сосчитай сумму баллов в таблице.

Если у тебя 9-10 баллов – оценка за урок – 5.

Если в сумме 8-9 баллов – оценка за урок – 4.

Если в сумме 6-7 баллов – оценка за урок – 3.

Если ты набрал меньше шести баллов, то тебе нужно выучить правила по теме “Постановка знаков препинания в предложениях”. Стр. 74, 75, 78 в учебнике по русскому языку.

VI. ИТОГ УРОКА.

Ответь на вопросы:

  • Чем занимались на уроке?
  • Какой модуль оказался самым легким?
  • Какой модуль оказался самым трудным?

Нарисуй смайлик со своим настроением в тетради.

Прочувствуйте своё настроение и дорисуйте смайлик.

КАРТА ПУТЕШЕСТВЕННИКА.

Фамилия, имя________________________________________________________________________

 

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы                    

Самый трудный модуль____ Самый лёгкий модуль____ Самый интересный модуль____

 

Приложение