Урок по теме "Февральская революция: закономерность или случайность?"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

1) обучающая:

  • Выяснить причины Февральской революции.
  • Установить какие задачи она должна была решить и ход событий.
  • Понятия: коалиционное правительство, двоевластие.

2) развивающая:

  • Совершенствовать навыки работы с историческим материалом, анализировать факты и делать выводы. Формировать свою точку зрения.

3) воспитательная:

  • Через осмысление прошлого учащиеся воспитывают в себя позитивное отношения к истории и чувство патриотизма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: практическая работа.

План.

  1. Февральская революция: закономерность или случайность?
  2. Причины, задачи и итоги Февральской революции.

Ход урока

1. Учитель: Сегодня мы будем говорить о Февральской революции в России и должны выяснить Февральская революция – это закономерность или случайность российской действительности. Перед тем как вы ответите на этот вопрос возьмите лист № 1 и прочитайте точки зрения двух видных ученых историков по проблеме закономерности Февральской революции.

Проанализируйте и выскажите свою точку зрения.

1. О.Волобуев: “Россия шла к крушению монархии, потому что ни правившие ею самодержавны, ни окружение, высшая бюрократия оказались не в состоянии провести необходимые стране преобразования. Первая мировая война усугубила трагедию переформированной России”.

2. Г. Иоффе: “Узелки того, что, что потом провозглашали Февральскую революцию, завязались в хлебные очередях и в случае умелого и оперативного реагирования со стороны властей. Этого не произошли. Вот почему ничего закономерного в феврале 1917 года, по-моему, не существовало, и какого-то неотвратимого пути к нему я лично не вижу.

2. Обучающиеся обмениваются мнениями. Формируют причины и задачи Февральской революции и совместно с преподавателем заполняется таблица.

Обучающимся, предлагается самостоятельно заполнить в таблице колонку события и итоги февральской революции. В результате должна получиться следующая таблица.

Февральская революция 1917 г.

Причины. Задачи. События.
  1. Ухудшение положения народа.
  2. Непешенность аграрного, рабочего национального вопроса.
  3. Обострение социально-экономических противоречий.
  4. Всеобщее недовольство политикой царизма.
  1. Свержение самодержавия.
  2. Установления демократической республики.
  3. Ликвидация помещичьего землевладения.
  4. Введение 8 часового рабочего дня, рабочего законодательства.
  5. Прекращение русификационной политики.
  6. Введение более широкой автономии для национальных меньшинств.

22.02.1917

Объявление об увольнении 30 тыс. рабочих на Путиловском заводе в Петрограде.

23-25.02.1917

Всеобщая забастовка в Петрограде.

26-27.02.1917

Переход войск на сторону бастующих.

Формирование депутатов двух центров власти.

Петроградский Временный комитет IV совет рабочих Государственной Думы и солдатских   депутатов

02.03.1917

Отречение Николая II от престола. Образование Временного правительства.

Итоги революции:
  1. Ликвидация монархии.
  2. Открытие пути для демократического развития страны
  3. Образование двоевластия.

Подводя итоги урока, совместно с учащимися формулируем вывод: Февральская революция была неизбежной; она была призвана произвести коренные перемены в жизни страны, в частности, свергнуть самодержавие и передать власти в руки представительных органов. Несмотря на то, что стоявшие перед страной главные задачи были решены не полностью, открывались принципиально новые варианты дальнейшего развития страны.