Цели урока:
1) обучающая:
- Выяснить причины Февральской революции.
- Установить какие задачи она должна была решить и ход событий.
- Понятия: коалиционное правительство, двоевластие.
2) развивающая:
- Совершенствовать навыки работы с историческим материалом, анализировать факты и делать выводы. Формировать свою точку зрения.
3) воспитательная:
- Через осмысление прошлого учащиеся воспитывают в себя позитивное отношения к истории и чувство патриотизма.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: практическая работа.
План.
- Февральская революция: закономерность или случайность?
- Причины, задачи и итоги Февральской революции.
Ход урока
1. Учитель: Сегодня мы будем говорить о Февральской революции в России и должны выяснить Февральская революция – это закономерность или случайность российской действительности. Перед тем как вы ответите на этот вопрос возьмите лист № 1 и прочитайте точки зрения двух видных ученых историков по проблеме закономерности Февральской революции.
Проанализируйте и выскажите свою точку зрения.
1. О.Волобуев: “Россия шла к крушению монархии, потому что ни правившие ею самодержавны, ни окружение, высшая бюрократия оказались не в состоянии провести необходимые стране преобразования. Первая мировая война усугубила трагедию переформированной России”.
2. Г. Иоффе: “Узелки того, что, что потом провозглашали Февральскую революцию, завязались в хлебные очередях и в случае умелого и оперативного реагирования со стороны властей. Этого не произошли. Вот почему ничего закономерного в феврале 1917 года, по-моему, не существовало, и какого-то неотвратимого пути к нему я лично не вижу.
2. Обучающиеся обмениваются мнениями. Формируют причины и задачи Февральской революции и совместно с преподавателем заполняется таблица.
Обучающимся, предлагается самостоятельно заполнить в таблице колонку события и итоги февральской революции. В результате должна получиться следующая таблица.
Февральская революция 1917 г.
Причины. | Задачи. | События. |
|
|
22.02.1917 Объявление об увольнении 30 тыс. рабочих на Путиловском заводе в Петрограде. 23-25.02.1917 Всеобщая забастовка в Петрограде. 26-27.02.1917 Переход войск на сторону бастующих. Формирование депутатов двух центров власти. Петроградский Временный комитет IV совет рабочих Государственной Думы и солдатских депутатов 02.03.1917 Отречение Николая II от престола. Образование Временного правительства. |
Итоги революции:
|
Подводя итоги урока, совместно с учащимися формулируем вывод: Февральская революция была неизбежной; она была призвана произвести коренные перемены в жизни страны, в частности, свергнуть самодержавие и передать власти в руки представительных органов. Несмотря на то, что стоявшие перед страной главные задачи были решены не полностью, открывались принципиально новые варианты дальнейшего развития страны.