Урок по теме "Наиболее общие законы природы: закон сохранения энергии и импульса". 10-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Методическая информация

Тип урока: интегрированный урок естественнонаучного цикла дисциплин.

Цели урока: сформировать целостную систему знаний по изучаемой теме, дать полное представление о проявлении законов сохранения в естественнонаучном цикле дисциплин.

Задачи урока:

Образовательные:

  • совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения суворовцев, коммуникативные свойства речи, развитие логического мышления, умение анализировать и сопоставлять, умение делать выводы и подчеркивать взаимосвязь с другими науками;
  • научить суворовцев находить проявления законов сохранения в природе и технике.

Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих понятий, критическому оцениванию своих знаний и знаний других суворовцев, воспитанию духа взаимопомощи и уважения к мнению и знаниям своих товарищей;
  • осуществлять военно-профессиональную направленность обучения и воспитания (самостоятельность, ответственность, организованность, умение преодолевать трудности, делать выводы, анализировать ситуацию);
  • осуществлять нравственное и патриотическое воспитание через формирование отношений и категорий: долг, ответственность, социальные компетенции, нормы поведения и др.

Задачи развития суворовцев:

  • осуществлять развитие силы воли, интеллектуально-эмоционального компонента, познавательных интересов через:
  • умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи учебного материала и жизни;
  • выделение главного, существенного;
  • составление конспектов, сравнение и анализ знаний;
  • формулирование выводов, ключевых и контрольных вопросов.
  • для решения задач развития мышления суворовцев в учебной деятельности обеспечить в ходе урока самостоятельную и групповую работу суворовцев.
  • формировать у суворовцев умение преодолевать трудности, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний: соревнование, дифференцированные или нестандартные знания, планирование деятельности и ее результатов, самооценка и др.
  • в целях развития творчества суворовцев, интеллектуальных способностей (перенос знаний и умений в новые ситуации) использовать индивидуальные задания (нестандартные ситуации, творческие задания, практическую работу и др.)

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

В ходе урока обеспечиваются элементы:

  • системно-деятельностного подхода;
  • компетентностного подхода;
  • личностно-ориентированного подхода;
  • проблемного обучения;
  • ИКТ технологии;
  • здоровьесберегающих технологий.

Время реализации урока: 45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

  • Знать: формулировки законов сохранения импульса и энергии; проявления этих законов в естественнонаучном цикле дисциплин.
  • Уметь: находить новые примеры проявления законов сохранения в природе; анализировать и систематизировать различные виды информации.
  • Навыки: поисковой деятельности при работе со справочной литературой при подготовке докладов; практической и конструкторской деятельности при создании прибора; индивидуальной работы и работы в команде; формулирования выводов и анализа ситуации.
  • Качества: лидерские; коммуникативные; самостоятельность; ответственность; организованность; настойчивость; аккуратность; последовательность; креативность мышления, умение преодолевать трудности; дух взаимопомощи и уважения к мнению и знаниям своих товарищей.

Необходимое оборудование и материалы:

Техническое оборудование:

  • компьютер, с установленным программным обеспечением (Microsoft Office 2003);
  • интерактивная доска или проектор;

Демонстрационный материал:

  • презентация PowerPoint;
  • древние окаменелости аммонитов;
  • доклады-сообщения суворовцев;
  • конструкторское решение суворовцев (демонстрационный прибор).

Дидактическое обеспечение урока:

Подготовительный этап:

  • обеспечение суворовцев списком литературы для составления сообщения-доклада;
  • самостоятельное оформление суворовцами сообщение-доклада (для создания методической копилки по теме, а также для рецензии работы);
  • обеспечение суворовцев теоретическим материалом для решения конструкторской проблемы – создания прибора.

Список учебной и дополнительной литературы:

  • Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2006;
  • Современное естествознание: энциклопедия. –М.: Дом-МАГИСТР-ПРЕСС, 2001.

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников

Мотивация учащихся:

  • успешность достижения собственной цели;
  • «лестница успеха» личностных достижений суворовцев в ходе урока;
  • поиск и решение исследовательской задачи: самостоятельное выполнение конструкторского задания, требующего применение знаний в знакомой и измененной ситуации;
  • создание проблемных ситуаций;
  • использование творческого задания на самоподготовку.

1. Организационный момент (слайд 1).

2. Целеполагание: постановка учебных целей и задач урока (слайд 2).

Дополнительная мотивация: возможность оценить активность каждого суворовца, используя «лестницу успеха» (дополнительные баллы за верные ответы на вопросы, дополнения к ответам суворовцев, рецензирование и комментирование сообщений докладчиков)

Эпиграф к уроку: «…вещи не могут ни создаваться из ничего, ни, однажды возникнув, вновь обращаться в ничто…». Тит Лукреций Кар.

Законы природы изучают различные науки: физика, химия, биология и др. Каждая наука рассматривает законы, применимые только к ограниченному кругу природных явлений. Однако существуют некоторые общие законы природы, которые, как показывает опыт, оказываются справедливыми для любых объектов, для любых явлений и процессов. К таким законам относятся законы сохранения.

Цели урока:

  • сформировать целостную систему знаний;
  • дать полное представление о проявлении законов сохранения.

3. Проверка подготовленности суворовцев к учебному занятию (слайд 3).

Беседа по основным вопросам темы «Законы сохранения» - актуализация опорных знаний и умений суворовцев перед изучением нового материала:

  • Что называют энергией?
  • Перечислите виды энергии.
  • Что называют импульсом тела?
  • В чем смысл законов сохранения энергии и импульса?.
  • При каких условиях эти законы справедливы?

4. Изложение нового материала, постановка учебных вопросов, усвоение новых знаний, активные действия учащихся с содержанием обучения, формулировка выводов по каждому учебному вопросу (слайд 4-11).

Законы сохранения энергии и импульса вы изучали в курсе физики 9 класса. А сегодня на уроке мы проведем экскурс в историю – виртуальную экскурсию в мир природы, и выясним, на каких этапах эволюции будут справедливы законы сохранения. Как вы думаете, с чего все начиналось? (Суворовцы отвечают на вопрос).

Слайд 4: 1 учебный вопрос «Рождение Вселенной» (видеоролик активируется кнопкой )

Преподаватель комментирует сюжет.

В 1922 г. Фридман сказал следующее: «Вселенная рождается из неизмеримо малой точки». Невероятно горячий огненный шар, температура которого достигала млрд. градусов, в какой-то момент взорвался и разбросал во всех направлениях потоки энергии и частиц материи, придав им ускорение. В результате во Вселенной сформировались галактики, звезды и планеты. Но, не смотря на, то, что прошел уже не один млрд. лет энергия никуда не исчезает. Она циркулирует в природе, ее использует животные, растения и человек. А о каком законе идет речь? (отвечают на вопрос: закон сохранения энергии).

Слайд 5: Вывод 1: Большой взрыв является источником распространения во Вселенной энергии; распространением вещества и энергии, а также причиной зарождения биологической жизни.

Т.е. раз сформировалась наша Земля и на ней стала зарождаться жизнь.

Слайд 6: 2 учебный вопрос «Происхождение жизни»

Что вы помните из курса биологии про зарождение жизни? С чего все начиналось?
В ходе просмотра видеоролика (видеоролик активируется кнопкой ), вы должны выделить 7 основных этапов происхождения жизни.

После просмотра видеоролика суворовцев дается возможность самостоятельной записи этапов происхождения. При затруднении рекомендуется продемонстрировать Слайд 7, с дальнейшей самопроверкой выполненного задания (устанавливается список основных этапов).

Т.о. вершиной эволюции стал человек.

Слайд 8: Если вернуться на 300 млн. лет назад, то в Кембрийский период палеозойской эры существовали аммониты (преподаватель демонстрирует окаменелости аммонита). Принцип их передвижения можно объяснить на основе законов сохранения. В ходе просмотра видеоролика (видеоролик активируется кнопкой ), ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • о каком законе сохранения идет речь?
  • каков принцип передвижения аммонитов?
  • как называется такое движение?
  • приведите примеры реактивного движения в природе.

Когда аммониты хотели залечь на дно они вбирали в себя воду, тем самым, увеличивая массу своего тела, и погружались вниз, а когда им нужно было подняться, они выпрыскивали из себя излишки воды, в результате чего происходило перемещение.

Но помимо аммонитов реактивное движение применяют растения и другие обитатели морского дна. Об этом нам расскажет биолог.

План выступления:

А) Реактивное движение используется многими моллюсками – осьминогами, кальмарами, каракатицами, медузами.

Б) Реактивное движение можно встретить и в мире растений – созревшие плоды “бешеного огурца” при прикосновении отскакивают от плодоножки, а из образовавшегося отверстия с силой выбрасывается клейкая жидкость с семенами.

Как видно из сообщения биолога природа давно научилась использовать простое и экономичное реактивное движение.

Слайд 9: Вывод 2: все структуры мира природы в своем многообразии существуют и развиваются по законам естественнонаучных дисциплин: физики, химии, биологии.

Слайд 10: 3 учебный вопрос «Опасные природные явления и процессы»

Природные явления – снежные лавины, торнадо, наводнение также подчиняются законам сохранения – в ходе просмотра видеоролика (видеоролик активируется кнопкой ), вы должны ответить на этот вопрос.

Слайд 11: Вывод 3: многие опасные явления природы можно объяснить законами сохранения.

Модель схода лавины в горах с разными ущельями нам продемонстрирует команда исследователей в составе конструктора и теоретика. (Этот эксперимент можно продемонстрировать с помощью видеоролика, который активируется кнопкой , а также каждый суворовец может произвести свой независимый эксперимент на представленном командой приборе)

Выступление конструктора.

Мой прибор называется «Железнодорожные горки». Прибор представляет собой железнодорожные рельсы, которые я установил под определенным углом. Рельсы имеют разную ширину. По рельсам будет скатываться один и тот же металлический шарик.

Если по двум колеям, образующим с горизонтальной плоскостью одинаковые углы, одновременно с одной высоты я буду спускать два шарика так, чтобы они скатывались без скольжения, то наблюдения покажут, что шар с широкой колеи скатывается медленнее, а по узкой – быстрее. Почему шар с широкой колее скатывается медленнее, чем с узкой? (ответ суворовцев). Ответ дополняет теоретик.

5. Общий вывод по уроку – формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей, постановка проблемного вопроса для выхода на творческое задание на самоподготовку (слайд 12).

Вывод: законы сохранения являются фундаментальными законами природы – им подчиняются все природные процессы.

Проблемный вопрос:

  • Как же можно тогда объяснить возникновение Вселенной?
  • Откуда возникла энергия для ее создания?

6. Рефлексия: открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке (слайд 13).

7. Задание на самоподготовку.

Инструктаж по выполнению самоподготовки (слайд 14). Творческое задание: напишите научное эссе «Мой взгляд на возникновение Вселенной»

8. Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Графические изображения:

  • Галактика: http://www.ifa.hawaii.edu/users/zgazak/RSG/jzg_thesis_proposal_talk.key/ngc300_eso.jpg
  • Планета: http://www.sciencedaily.com/images/2009/03/090317153047-large.jpg
  • Аммонит: http://my-paleo-world.ucoz.com/_ph/2/2/226963258.jpg
  • Молния: http://www.wunderground.com/data/wximagenew/w/weatherworks/2.jpg
  • Знак вопроса: http://www.rutravi.ru/uploads/f1/s/23/31/image/304/562/medium_voprosyi_i_otvetyi.jpg
  • Лавина в горах: http://file1.npage.de/000257/43/bilder/staublawine.jpg
  • Смайлик: http://s43.radikal.ru/i102/1009/72/f56be148e925.jpg
  • Перо и бумага: http://savepic.net/1876801.jpg

Видеофрагменты:

  • Фрагменты фильма «National Geographic: Рождение Вселенной» http://video.yandex.ru/users/awakening1/view/83/?cauthor=awakening1&cid=11#
  • Фрагмент фильма «Взгляд со стороны» http://video.mail.ru/mail/lunapak/_myvideo/32.html
  •  Фрагмент фильма «Зарождение жизни на Земле» http://video.yandex.ru/users/awakening1/view/84/?cauthor=awakening1&cid=11#