Методическая информация
Тип урока: интегрированный урок естественнонаучного цикла дисциплин.
Цели урока: сформировать целостную систему знаний по изучаемой теме, дать полное представление о проявлении законов сохранения в естественнонаучном цикле дисциплин.
Задачи урока:
Образовательные:
- совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения суворовцев, коммуникативные свойства речи, развитие логического мышления, умение анализировать и сопоставлять, умение делать выводы и подчеркивать взаимосвязь с другими науками;
- научить суворовцев находить проявления законов сохранения в природе и технике.
Воспитательные:
- содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих понятий, критическому оцениванию своих знаний и знаний других суворовцев, воспитанию духа взаимопомощи и уважения к мнению и знаниям своих товарищей;
- осуществлять военно-профессиональную направленность обучения и воспитания (самостоятельность, ответственность, организованность, умение преодолевать трудности, делать выводы, анализировать ситуацию);
- осуществлять нравственное и патриотическое воспитание через формирование отношений и категорий: долг, ответственность, социальные компетенции, нормы поведения и др.
Задачи развития суворовцев:
- осуществлять развитие силы воли, интеллектуально-эмоционального компонента, познавательных интересов через:
- умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи учебного материала и жизни;
- выделение главного, существенного;
- составление конспектов, сравнение и анализ знаний;
- формулирование выводов, ключевых и контрольных вопросов.
- для решения задач развития мышления суворовцев в учебной деятельности обеспечить в ходе урока самостоятельную и групповую работу суворовцев.
- формировать у суворовцев умение преодолевать трудности, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний: соревнование, дифференцированные или нестандартные знания, планирование деятельности и ее результатов, самооценка и др.
- в целях развития творчества суворовцев, интеллектуальных способностей (перенос знаний и умений в новые ситуации) использовать индивидуальные задания (нестандартные ситуации, творческие задания, практическую работу и др.)
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
В ходе урока обеспечиваются элементы:
- системно-деятельностного подхода;
- компетентностного подхода;
- личностно-ориентированного подхода;
- проблемного обучения;
- ИКТ технологии;
- здоровьесберегающих технологий.
Время реализации урока: 45 минут
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
- Знать: формулировки законов сохранения импульса и энергии; проявления этих законов в естественнонаучном цикле дисциплин.
- Уметь: находить новые примеры проявления законов сохранения в природе; анализировать и систематизировать различные виды информации.
- Навыки: поисковой деятельности при работе со справочной литературой при подготовке докладов; практической и конструкторской деятельности при создании прибора; индивидуальной работы и работы в команде; формулирования выводов и анализа ситуации.
- Качества: лидерские; коммуникативные; самостоятельность; ответственность; организованность; настойчивость; аккуратность; последовательность; креативность мышления, умение преодолевать трудности; дух взаимопомощи и уважения к мнению и знаниям своих товарищей.
Необходимое оборудование и материалы:
Техническое оборудование:
- компьютер, с установленным программным обеспечением (Microsoft Office 2003);
- интерактивная доска или проектор;
Демонстрационный материал:
- презентация PowerPoint;
- древние окаменелости аммонитов;
- доклады-сообщения суворовцев;
- конструкторское решение суворовцев (демонстрационный прибор).
Дидактическое обеспечение урока:
Подготовительный этап:
- обеспечение суворовцев списком литературы для составления сообщения-доклада;
- самостоятельное оформление суворовцами сообщение-доклада (для создания методической копилки по теме, а также для рецензии работы);
- обеспечение суворовцев теоретическим материалом для решения конструкторской проблемы – создания прибора.
Список учебной и дополнительной литературы:
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2006;
- Современное естествознание: энциклопедия. –М.: Дом-МАГИСТР-ПРЕСС, 2001.
Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников
Мотивация учащихся:
- успешность достижения собственной цели;
- «лестница успеха» личностных достижений суворовцев в ходе урока;
- поиск и решение исследовательской задачи: самостоятельное выполнение конструкторского задания, требующего применение знаний в знакомой и измененной ситуации;
- создание проблемных ситуаций;
- использование творческого задания на самоподготовку.
1. Организационный момент (слайд 1).
2. Целеполагание: постановка учебных целей и задач урока (слайд 2).
Дополнительная мотивация: возможность оценить активность каждого суворовца, используя «лестницу успеха» (дополнительные баллы за верные ответы на вопросы, дополнения к ответам суворовцев, рецензирование и комментирование сообщений докладчиков)
Эпиграф к уроку: «…вещи не могут ни создаваться из ничего, ни, однажды возникнув, вновь обращаться в ничто…». Тит Лукреций Кар.
Законы природы изучают различные науки: физика, химия, биология и др. Каждая наука рассматривает законы, применимые только к ограниченному кругу природных явлений. Однако существуют некоторые общие законы природы, которые, как показывает опыт, оказываются справедливыми для любых объектов, для любых явлений и процессов. К таким законам относятся законы сохранения.
Цели урока:
- сформировать целостную систему знаний;
- дать полное представление о проявлении законов сохранения.
3. Проверка подготовленности суворовцев к учебному занятию (слайд 3).
Беседа по основным вопросам темы «Законы сохранения» - актуализация опорных знаний и умений суворовцев перед изучением нового материала:
- Что называют энергией?
- Перечислите виды энергии.
- Что называют импульсом тела?
- В чем смысл законов сохранения энергии и импульса?.
- При каких условиях эти законы справедливы?
4. Изложение нового материала, постановка учебных вопросов, усвоение новых знаний, активные действия учащихся с содержанием обучения, формулировка выводов по каждому учебному вопросу (слайд 4-11).
Законы сохранения энергии и импульса вы изучали в курсе физики 9 класса. А сегодня на уроке мы проведем экскурс в историю – виртуальную экскурсию в мир природы, и выясним, на каких этапах эволюции будут справедливы законы сохранения. Как вы думаете, с чего все начиналось? (Суворовцы отвечают на вопрос).
Слайд 4: 1 учебный вопрос «Рождение Вселенной» (видеоролик активируется кнопкой )
Преподаватель комментирует сюжет.
В 1922 г. Фридман сказал следующее: «Вселенная рождается из неизмеримо малой точки». Невероятно горячий огненный шар, температура которого достигала млрд. градусов, в какой-то момент взорвался и разбросал во всех направлениях потоки энергии и частиц материи, придав им ускорение. В результате во Вселенной сформировались галактики, звезды и планеты. Но, не смотря на, то, что прошел уже не один млрд. лет энергия никуда не исчезает. Она циркулирует в природе, ее использует животные, растения и человек. А о каком законе идет речь? (отвечают на вопрос: закон сохранения энергии).
Слайд 5: Вывод 1: Большой взрыв является источником распространения во Вселенной энергии; распространением вещества и энергии, а также причиной зарождения биологической жизни.
Т.е. раз сформировалась наша Земля и на ней стала зарождаться жизнь.
Слайд 6: 2 учебный вопрос «Происхождение жизни»
Что вы помните из курса биологии про зарождение жизни? С чего все начиналось?
В ходе просмотра видеоролика (видеоролик активируется кнопкой ), вы должны выделить 7 основных этапов происхождения жизни.
После просмотра видеоролика суворовцев дается возможность самостоятельной записи этапов происхождения. При затруднении рекомендуется продемонстрировать Слайд 7, с дальнейшей самопроверкой выполненного задания (устанавливается список основных этапов).
Т.о. вершиной эволюции стал человек.
Слайд 8: Если вернуться на 300 млн. лет назад, то в Кембрийский период палеозойской эры существовали аммониты (преподаватель демонстрирует окаменелости аммонита). Принцип их передвижения можно объяснить на основе законов сохранения. В ходе просмотра видеоролика (видеоролик активируется кнопкой ), ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- о каком законе сохранения идет речь?
- каков принцип передвижения аммонитов?
- как называется такое движение?
- приведите примеры реактивного движения в природе.
Когда аммониты хотели залечь на дно они вбирали в себя воду, тем самым, увеличивая массу своего тела, и погружались вниз, а когда им нужно было подняться, они выпрыскивали из себя излишки воды, в результате чего происходило перемещение.
Но помимо аммонитов реактивное движение применяют растения и другие обитатели морского дна. Об этом нам расскажет биолог.
План выступления:
А) Реактивное движение используется многими моллюсками – осьминогами, кальмарами, каракатицами, медузами.
Б) Реактивное движение можно встретить и в мире растений – созревшие плоды “бешеного огурца” при прикосновении отскакивают от плодоножки, а из образовавшегося отверстия с силой выбрасывается клейкая жидкость с семенами.
Как видно из сообщения биолога природа давно научилась использовать простое и экономичное реактивное движение.
Слайд 9: Вывод 2: все структуры мира природы в своем многообразии существуют и развиваются по законам естественнонаучных дисциплин: физики, химии, биологии.
Слайд 10: 3 учебный вопрос «Опасные природные явления и процессы»
Природные явления – снежные лавины, торнадо, наводнение также подчиняются законам сохранения – в ходе просмотра видеоролика (видеоролик активируется кнопкой ), вы должны ответить на этот вопрос.
Слайд 11: Вывод 3: многие опасные явления природы можно объяснить законами сохранения.
Модель схода лавины в горах с разными ущельями нам продемонстрирует команда исследователей в составе конструктора и теоретика. (Этот эксперимент можно продемонстрировать с помощью видеоролика, который активируется кнопкой , а также каждый суворовец может произвести свой независимый эксперимент на представленном командой приборе)
Выступление конструктора.
Мой прибор называется «Железнодорожные горки». Прибор представляет собой железнодорожные рельсы, которые я установил под определенным углом. Рельсы имеют разную ширину. По рельсам будет скатываться один и тот же металлический шарик.
Если по двум колеям, образующим с горизонтальной плоскостью одинаковые углы, одновременно с одной высоты я буду спускать два шарика так, чтобы они скатывались без скольжения, то наблюдения покажут, что шар с широкой колеи скатывается медленнее, а по узкой – быстрее. Почему шар с широкой колее скатывается медленнее, чем с узкой? (ответ суворовцев). Ответ дополняет теоретик.
5. Общий вывод по уроку – формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей, постановка проблемного вопроса для выхода на творческое задание на самоподготовку (слайд 12).
Вывод: законы сохранения являются фундаментальными законами природы – им подчиняются все природные процессы.
Проблемный вопрос:
- Как же можно тогда объяснить возникновение Вселенной?
- Откуда возникла энергия для ее создания?
6. Рефлексия: открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке (слайд 13).
7. Задание на самоподготовку.
Инструктаж по выполнению самоподготовки (слайд 14). Творческое задание: напишите научное эссе «Мой взгляд на возникновение Вселенной»
8. Ссылки на использованные интернет-ресурсы
Графические изображения:
- Галактика: http://www.ifa.hawaii.edu/users/zgazak/RSG/jzg_thesis_proposal_talk.key/ngc300_eso.jpg
- Планета: http://www.sciencedaily.com/images/2009/03/090317153047-large.jpg
- Аммонит: http://my-paleo-world.ucoz.com/_ph/2/2/226963258.jpg
- Молния: http://www.wunderground.com/data/wximagenew/w/weatherworks/2.jpg
- Знак вопроса: http://www.rutravi.ru/uploads/f1/s/23/31/image/304/562/medium_voprosyi_i_otvetyi.jpg
- Лавина в горах: http://file1.npage.de/000257/43/bilder/staublawine.jpg
- Смайлик: http://s43.radikal.ru/i102/1009/72/f56be148e925.jpg
- Перо и бумага: http://savepic.net/1876801.jpg
Видеофрагменты:
- Фрагменты фильма «National Geographic: Рождение Вселенной» http://video.yandex.ru/users/awakening1/view/83/?cauthor=awakening1&cid=11#
- Фрагмент фильма «Взгляд со стороны» http://video.mail.ru/mail/lunapak/_myvideo/32.html
- Фрагмент фильма «Зарождение жизни на Земле» http://video.yandex.ru/users/awakening1/view/84/?cauthor=awakening1&cid=11#