Познавательно-развлекательная игра "Детям знать положено правила дорожные!" 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель: пропаганда среди учащихся правил дорожного движения

Задачи:

  • образовательные – закрепление в игровой форме знаний правил дорожного движения, полученных в начальной школе;
  • развивающие – активизация познавательной деятельности обучающихся, стимулирование их творческой активности;
  • воспитательные – воспитание потребности в обеспечении безопасности собственной жизни и жизни окружающих, чувства коллективизма, толерантного отношения к другим членам классного коллектива.

Ключевые компетенции:

  • Коммуникативная
  • Автономизационная
  • Социальная

Целевая аудитория: учащиеся 5 класса.

Время проведения: сентябрь.

Место проведения: школьный спортзал (или большая просторная аудитория)

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки красного, желтого, зеленого цветов, карандаши, фломастеры, листы бумаги, 3 картонных руля, 3 воздушных шара, карточки для проведения рефлексии, карманные календари «Детям знать положено правила дорожные!» в качестве подарков, фонограммы песен (фрагменты): В. Леонтьев «Зеленый свет», И. Корнелюк «Билет на балет», А. Пугачева «Папа купил автомобиль», ВИА Поющие гитары «Песенка велосипедистов», группа Веселые ребята «Автомобили», группа Машина времени «Поворот».

Ход мероприятия

  • Перед входом в спортзал (учебную аудиторию) учащиеся по очереди вытягивают жетоны трех цветов - красного, желтого, зеленого. Согласно вытянутому жетону учащиеся распределяются по командам «КРАСНЫЕ», «ЖЕЛТЫЕ», «ЗЕЛЕНЫЕ».
  • В качестве членов жюри могут выступить не только приглашенные учителя, но и старшеклассники.

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья!

Рада приветствовать вас сегодня на нашей познавательно-развлекательной программе «Детям знать положено правила дорожные!» (слайд 1)

Ведущая: Наша Земля потихоньку превращается в мир машин и роботов. Человека в этом мире окружают теперь в большей степени не зверушки и травинки, а машины, машины, машины… Куда ни глянь всюду они: дома - стиральная машина-автомат, посудомоечная машина, в школе на уроках технологии – машина швейная, компьютер - умная, но все же машина. И с каждой машиной нужно обращаться умело, знать правила эксплуатации.

Самую большую опасность для жизни человека на улицах городов, сел и деревень представляют транспортные средства (слайд 2)

Ведущая: На дорогах действуют свои очень строгие правила – правила дорожного движения, не соблюдение которых приводит всегда к трагедии - увечьям, гибели людей.

Знать правила дорожного движения обязан каждый гражданин планеты Земля - и маленький, и большой. ПДД обязаны знать все! Это касается, в первую очередь вас, ребята. Ведь по статистике ГБДД именно дети являются одним из слабых звеньев на дорогах.

Вдумайтесь в цифры:

  • Ежегодно на дорогах России погибают около 1 500 детей;
  • Получают ранения – более 25 000 детей.
  • Среди пострадавших –
    около 14 500 детей-пешеходов;
    около 9 000 детей-пассажиров;
    около 1 800 детей-велосипедистов;
    около 1 200 детей-водителей

Сегодня мы с вами постараемся вспомнить в шуточной (и не очень!) форме правила дорожного движения (слайд 3)

Ведущая: Знаете ли вы, что…

…в России правила дорожного движения на лошади были введены Петром 13 января 1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учили ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах ездить не пристало» (слайд 4)

Ведущая: «Правила дорожного движения достойны уважения»

Объяснение правил игры.

Викторина проводится по цепочке. Возможность для участия имеют в равной степени все три команды: «Красные», «Желтые», «Зеленые». 15 вопросов разделены на три сектора: «Дорога», «Ты - пешеход», «Ты - пассажир». В каждом секторе по 5 вопросов «стоимостью» от 1 до 5 баллов. Оценивание проводится согласно правильности и полноты ответа. В случае неверного ответа дается возможность другой команде поправить соперника. Этот же вариант предлагается, если команда не знает ответ на предложенный вопрос. Первой начать игру предоставляется той команде, которая правильно ответит на вопрос:

  • Какие лица отнесены правилами к участникам дорожного движения?

А – Дорожные рабочие, водители, пассажиры
В – Пешеходы, водители, пассажиры
С – Все перечисленные лица
(Правильный ответ: В – Пешеходы, водители, пассажиры)

  • «ДОРОГА»
  1. Как расшифровывается аббревиатура ГИБДД? (Государственная инспекция безопасности дорожного движения)
  2. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки? (Оштрафовать)
  3. На обочине стоит треугольник красный. Он как будто говорит: «очень здесь опасно!» («Падение камней»)
  4. Место возвышения посреди проезжей части дороги с двусторонним движением, предназначенное для пешеходов и куда не разрешается заезжать водителям. (Островок безопасности)
  5. Где пассажиры должны ожидать автобус при отсутствии посадочной площадки? (На тротуаре или обочине)
  • ТЫ – ПЕШЕХОД
  1. Где разрешается кататься на санках и лыжах? (В специально отведенных местах)
  2. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса? (Дождаться, когда автобус отойдет от остановки на достаточное расстояние, и перейти дорогу)
  3. Где можно переходить проезжую часть автомобильной дороги вне населенного пункта, если нет пешеходного перехода? (В местах, где дорога просматривается в обе стороны)
  4. Пешеход переходит дорогу в неположенном месте. Какие меры может предпринять инспектор ГБДД к нарушителю? (Оштрафовать и предупредить нарушителя)
  5. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если сигналы регулировщика не те, что показывает светофор? (Только сигналам регулировщика)
  • ТЫ – ВЕЛОСИПЕДИСТ
  1. Что является топливом для езды на велосипеде? (Мускульная сила ног)
  2. В каком возрасте велосипедисту разрешается выезжать на дороги общего пользования? (С 14 лет)
  3. В какой стране мира впервые был изобретен велосипед? (Во Франции)
  4. Можно ли объезжать на велосипеде закрытый железнодорожный шлагбаум? (Нет)
  5. Что в переводе с латинского слово «велосипед»? (Быстрые ноги) (слайд 5 – 22)

СЛОВО ЖЮРИ

Ведущая: На проезжей части всегда много участников, все они ведут себя по-разному: кто-то является законопослушным гражданином, кто-то – нарушает правила. Сейчас мы узнаем, насколько вы внимательны и знаете правила движения, адресованные пешеходу.

«Юный инспектор движения»

Определите, кто из пешеходов нарушил правила дорожного движения.

(1, 2, 4, 7) (слайд 23)

Ведущая: Ребята, вы знаете, что за безопасностью на дороге следит очень важная служба – ГИБДД. Дозор за состоянием на дороге осуществляют инспектора ДПС (дорожно-постовой службы). На мгновение представьте, что вы патрульные на дороге. А патруль ДПС должен быть предельно сосредоточенным и внимательным, зорко следить за тем, что происходит на проезжей части, предотвращать дорожные аварии с участием пешеходов, водителей.

Конкурс «Патруль ДПС»

Я предлагаю вам пройти тест на профпригодность - задание на внимательность (слайд 24)

На предложенном вам листе бумаге найдите изображенные предметы, обведите их фломастером. Укажите сколько их.

(4 машины + 1 светофор)

Ведущая: Знаете ли вы, что…

… первый велосипед, который не имел ни руля, ни педалей назывался «бегунок» (слайд 25)

Ведущая: На мгновенье представьте, что вы оказались в большом городе среди толпы постоянно спешащих куда-то людей. Толпа двигается хаотично, но все же, соблюдает правила движения: пешеходные переходы и светофоры в городе (в отличие от Панаевска) имеются.

Динамическая пауза «Светофор»

Я над головой поочередно поднимаю круги красного, желтого или зеленого цвета, вы, в зависимости от цвета, делаете следующие движения:

  • Желтый – стоите на месте, как по команде «замри»;
  • Зеленый – двигаетесь произвольно, танцуя под музыку;
  • Красный – садитесь на корточки и грозите друг другу пальцем (слайд 26-27)

Ведущая: Знаете ли вы, что…

…первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного перевода, которым управлял полицейский (слайд 28)

СЛОВО ЖЮРИ

Ведущая: Кроме пешеходов, участниками дорожного движения, как вы знаете, являются водители транспортных средств. Естественно, они должны прекрасно знать свою машину. А насколько вы знаете транспортные средства? Сейчас проверим!

Конкурс «Автомобили…»

  • Человек, едущий в автомобиле, но не управляющий им (Пассажир)
  • Автоконструктор, именем которого назван двигатель (Дизель)
  • Есть у автомобиля и у птицы (Крыло)
  • Прибор, определяющий скорость автомобиля (Спидометр)
  • Место отдыха и хранения автомобиля (Гараж)
  • Остановочное средство автомобиля (Тормоз) (слайд 29-30)

Ведущая: Знаете ли вы, что…

…в переводе с французского слово «шофер» означает «кочегар» (слайд 31)

Ведущая: Вы наверное устали от умных, серьезных вопросов, теперь отправимся в сказочный мир, ведь у волшебных героев тоже были транспортные средства.

Конкурс «Вопросы-шутки, думай полминутки!»

  • Самое лучшее в мире приведение с мотором (Карлсон)
  • Предмет кухонной утвари, служивший транспортным средством Бабе Яге (Ступа)
  • Персонаж мультфильма «Летучий корабль», который очень хотел летать (Водяной)
  • Обувь с ускорением (Сапоги-скороходы)
  • Транспортное средство, на котором ехали зайчики в стихотворении К. Чуковского «Краденое солнце» (Трамвайчик)
  • В каком мультфильме ярко освещена работа транспортного средства «Ездовые Академики» (Зима в Простоквашино)(слайд 32-33)

Ведущая: Сигналы автомобилей бывают разными: «бип-бип» - у обычного автомобиля, сирена оповещает нас о приближении спецмашины… Сейчас у людей фантазия неограниченна, и каждый устанавливает сигнал по своему вкусу. Сигнал очень ярко характеризует хозяина.

«Новый сигнал автомобиля»

Представьте и изобразите:

  • сигнал автомобиля последнего индейца из племени могикан;
  • сигнал автомобиля человека, долгое время работавшего погонщиком ослов;
  • сигнал автомобиля человека, который работает дрессировщиком бешеных собак (слайд 34 -35)

Ведущая: Пришло время подвигаться и проявить ловкость и проворность.

Конкурс «Веселые водители» Для игры требуются 3 стойки, 3 воздушных шара, 3 картонных руля для каждой команды. Из каждой команды выбирается 3 водителя «автомобиля».

На голову «автомобиля» (участника) помещается ценный «груз» (воздушный шар), в руки каждого участника дается руль, и под музыку они аккуратно обегают стойки, следя за тем, чтобы «груз» не упал. Побеждает та команда, которая быстрее и без потерь доберется до финиша.

Предупреждение: Ребята, несмотря на то, что конкурс веселый, я хочу напомнить вам, что водители на дороге должны быть предельно внимательными и осторожными, ведь они несут ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь других участников дорожного движения. Помните, что дорога – это не место для развлечения водителей-лихачей! (слайд 36)

Ведущая: В жизни бывает так, что не только автомобиль, но и другие предметы могут служить транспортным средством. Какие, сейчас определим.

Конкурс «Кто на чем?»

  • Доска для катания на гребне океанской волны (Серф)
  • Общий предок, от которого ведут нача­ло все ездовые собаки, выведенные че­ловеком (Волк)
  • Пассажирский транспорт с реактивным двигателем (Самолет)
  • Плавучая площадка для перевозки лю­дей и грузов (Плот)
  • «Двигатель» самой первой лодки (Весло)
  • Средство передвижения для младен­цев (Коляска) (слайд 36-37)

СЛОВО ЖЮРИ

Ведущая: Теперь мы знаем, что транспортные средства бывают разными, а можете ли вы изобразить их мимикой и жестами?

Конкурс «Где мы были - мы не скажем, на чем ехали - покажем!»

Каждой команде дается транспортное средство, передвижение на котором нужно изобразить жестами, без комментариев.

  • Красные – КАРЕТА;
  • Желтые – БАЙК;
  • Зеленые – КАНОЕ. (слайд 38-39)

Ведущая: Сегодня мы побывали и водителями, и пешеходами, но совсем забыли о том, что пассажир тоже является участником дорожного движения.

Конкурс «Ошибка пассажира трамвая»

Вам предлагается, прослушав фрагмент песни, указать на ошибки, допущенные пассажиром трамвая.

(Неоплаченный проезд; невнимательное, «сонное» поведение на улице, суета на проезжей части; бег по рельсам трамвая) (слайд 40)

Ведущая: На этой радостной ноте хочется подвести итоги нашей познавательно-развлекательной программы (слайд 41)

СЛОВО ЖЮРИ

Подведение итогов, награждение победителей, участников программы.

Рефлексия: Решите, пожалуйста, сами за себя: вынесли ли вы что-нибудь сегодня из нашей программы познавательного или нет.

При уходе из аудитории поместите ваши жетоны в коробочку:

  • если программа, на ваш взгляд, была интересной: еще раз повторили правила дорожного движения, узнали много нового, попробовали себя в новой роли;
  • если ничего нового вы не узнали, могло быть и лучше, и, вообще, было скучно и неинтересно.

Ведущая:

И напоследок, хочется дать вам напутственное слово стихами:

Правила движения простые,
Знать их для здоровья должен ты,
И тогда на свете непременно
Сбудутся заветные мечты!

 Спасибо за внимание! (слайд 42)

Библиография:

  1. Воронова В.А. «Клуб внеклассных дел»: Интеллектуальные вечера и викторины / В.А. Воронова. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. -288 с.
  2. Добрая дорога детства. Всероссийская газета. №12 (222), июнь 2010
  3. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка тетрадь для 1-го класса. Приложение к учебно-методическому пособию дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника»/ Под общ. ред. В.А. Федорова. / Е.А. Козловская, С.А. Козловский. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002. – 32 с.: ил.