Занятие по логопедии. Тема: "Дифференциация звуков [с] - [с'] изолированно, в слогах, словах. Буква С". Группа ФФН. 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цель урока: научить детей различать звуки [с ] – [с’] изолированно, в слогах, словах.

Задачи урока:

  • закреплять умения и навыки в произношении и дифференциации твердых и мягких согласных;
  • развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза, развивать внимание, память;
  • воспитывать умение сосредотачиваться на учебной задаче и реализовывать её.

Оборудование: кассы букв, карточки с буквой С, кружочки синего, зелёного и красного цветов, предметные картинки: большой и маленький насосы, сани, гусята, сито, оса, сено, нос, носок, персик, посуда, весы, рысь.

Лексический материал: скороговорки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Здравствуйте. Красиво сели, приготовили зеркала, начинаем артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика.

“Хоботок” Подражаю я слону, губы хоботом тяну.
“Улыбка” Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
“Иголочка” Язычок вперёд тяну, подойдешь и уколю.
“Часики” Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
“Маляр” Пригласили маляра, потолок белить пора.
“Лопаточка” Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
“Чашечка” Язык пиалой положи и под счет его держи.
“Вкусное варенье” Бабушка внучку весело встречает, чай с вареньем ей предлагает.
“Качели” На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался.

3. Проговаривание скороговорки.

У маленького Сани сани едут сами.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сени и Сани.

4. Повторение пройденного материала (ответы на вопросы логопеда).

– Что слышат ушки? (звуки)

– Что такое звуки? (звуки – это то, что мы слышим и произносим)

– Что должны видеть глазки? (буквы)

– Что такое буквы? (это то, что мы видим, пишем, читаем)

– Какие есть буквы и звуки? (гласные и согласные)

– Чем отличаются гласные от согласных? (гласные тянутся, поются, а согласные пропеть не можем, они всегда встречают преграду)

– Какие бывают согласные звуки? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

5. Знакомство с новым материалом.

Наш насос, наш насос надувает колесо:

С-С-С, С-С-С ! А для маленьких колесиков берём насосики: сь-сь-сь, сь-сь-сь! Послушайте как звучат песенки большого и маленького насосов: С-С-С и Сь-Сь-Сь.

Произнесение твердого звука С, а затем мягкого звука Сь по цепочке.

Перед зеркалом произнесли звук С, как он произносится? (губы – улыбка, зубы – сближены, язычок упирается в нижние передние зубы, воздушная струйка идёт по середине языка).

6. Работа над темой (с кассой букв).

Откройте кассу букв:

А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е

– Какие буквы вы видите? (гласные) – Для чего нужны гласные? ( чтобы образовывать слоги) – У вас есть карточка с буквой С, образуем слоги с гласными первого и второго рядов: СА СО СУ СЫ СЭ СЯ СЁ СЮ СИ СЕ – Что мы делали? ( составляли слоги) – Назовите слоги с твёрдым согласным звуком (СА СО СУ СЫ СЭ) – Назовите слоги с мягким согласным звуком (СЯ СЁ СЮ СИ СЕ) – Какие гласные показывают нам, что согласный С твёрдый? (А О У Ы Э) – Какие гласные показывают, что согласный СЬ мягкий? (Я Ё Ю И Е).

7. Запись слогов на доске (обозначаем гласные и согласные цветными кружочками).

СА СО СУ СЫ СЭ
СЯ СЁ СЮ СИ СЕ

8. Чтение и повторение слоговых рядов

са-ся   ся-са    са-ся-ся
со-сё   сё-со   со-со-сё
су-сю су-сю су-сю-сю
сы-си   си-сы   сы-сы-си
сэ-се се-сэ сэ-се-се

9. Физминутка:

МАРТЫШКИ (дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

10. Работа в тетрадях

Печатаем в тетрадях слоги:

СА СО СУ СЫ СЭ
СЯ СЁ СЮ СИ СЕ

Печатаем на доске и в тетрадях слова и выполняем звукобуквенный анализ, звуки обозначаем синими, зелёными и красными кружками.

Сады, лесок, посуда, усы, косят, сёла, сито, пасека.

11. Работа с картинками.

Логопед показывает предметные картинки, учащиеся называют звуки С или Сь и где находится звук: в начале, в середине, в конце слова. Картинки: сани, гусята, сито, оса, сено, нос, носок, персик, посуда, весы, рысь.

12. Итог.

– Какие звуки мы учились различать? (Звуки С – Сь) – По какому признаку мы их различали? (По твёрдости – мягкости) – Спасибо всем за занятие.