Цель урока:
научить детей различать звуки [с ] – [с’] изолированно, в слогах, словах.Задачи урока:
- закреплять умения и навыки в произношении и дифференциации твердых и мягких согласных;
- развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза, развивать внимание, память;
- воспитывать умение сосредотачиваться на учебной задаче и реализовывать её.
Оборудование: кассы букв, карточки с буквой С, кружочки синего, зелёного и красного цветов, предметные картинки:
большой и маленький насосы, сани, гусята, сито, оса, сено, нос, носок, персик, посуда, весы, рысь.Лексический материал: скороговорки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Здравствуйте. Красиво сели, приготовили зеркала, начинаем артикуляционную гимнастику.
2. Артикуляционная гимнастика.
“Хоботок” | Подражаю я слону, губы хоботом тяну. |
“Улыбка” | Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. |
“Иголочка” | Язычок вперёд тяну, подойдешь и уколю. |
“Часики” | Тик-так, тик-так, ходят часики вот так. |
“Маляр” | Пригласили маляра, потолок белить пора. |
“Лопаточка” | Язычок широкий, гладкий, получается лопатка. |
“Чашечка” | Язык пиалой положи и под счет его держи. |
“Вкусное варенье” | Бабушка внучку весело встречает, чай с вареньем ей предлагает. |
“Качели” | На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался. |
3. Проговаривание скороговорки.
У маленького Сани сани едут сами.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сени и Сани.
4. Повторение пройденного материала
(ответы на вопросы логопеда).– Что слышат ушки? (звуки)
– Что такое звуки? (звуки – это то, что мы слышим и произносим)
– Что должны видеть глазки? (буквы)
– Что такое буквы? (это то, что мы видим, пишем, читаем)
– Какие есть буквы и звуки? (гласные и согласные)
– Чем отличаются гласные от согласных? (гласные тянутся, поются, а согласные пропеть не можем, они всегда встречают преграду)
– Какие бывают согласные звуки? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)
5. Знакомство с новым материалом.
Наш насос, наш насос надувает колесо:
С-С-С, С-С-С ! А для маленьких колесиков берём насосики: сь-сь-сь, сь-сь-сь! Послушайте как звучат песенки большого и маленького насосов: С-С-С и Сь-Сь-Сь.
Произнесение твердого звука С, а затем мягкого звука Сь по цепочке.
Перед зеркалом произнесли звук С, как он произносится? (губы – улыбка, зубы – сближены, язычок упирается в нижние передние зубы, воздушная струйка идёт по середине языка).
6. Работа над темой
(с кассой букв).Откройте кассу букв:
А | О | У | Ы | Э |
Я | Ё | Ю | И | Е |
– Какие буквы вы видите? (гласные) – Для чего нужны гласные? ( чтобы образовывать слоги) – У вас есть карточка с буквой С, образуем слоги с гласными первого и второго рядов: СА СО СУ СЫ СЭ СЯ СЁ СЮ СИ СЕ – Что мы делали? ( составляли слоги) – Назовите слоги с твёрдым согласным звуком (СА СО СУ СЫ СЭ) – Назовите слоги с мягким согласным звуком (СЯ СЁ СЮ СИ СЕ) – Какие гласные показывают нам, что согласный С твёрдый? (А О У Ы Э) – Какие гласные показывают, что согласный СЬ мягкий? (Я Ё Ю И Е).
7. Запись слогов на доске
(обозначаем гласные и согласные цветными кружочками).СА | СО | СУ | СЫ | СЭ |
СЯ | СЁ | СЮ | СИ | СЕ |
8. Чтение и повторение слоговых рядов
са-ся | ся-са | са-ся-ся |
со-сё | сё-со | со-со-сё |
су-сю | су-сю | су-сю-сю |
сы-си | си-сы | сы-сы-си |
сэ-се | се-сэ | сэ-се-се |
9. Физминутка:
МАРТЫШКИ (дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
10. Работа в тетрадях
Печатаем в тетрадях слоги:
СА | СО | СУ | СЫ | СЭ |
СЯ | СЁ | СЮ | СИ | СЕ |
Печатаем на доске и в тетрадях слова и выполняем звукобуквенный анализ, звуки обозначаем синими, зелёными и красными кружками.
Сады, лесок, посуда, усы, косят, сёла, сито, пасека.
11. Работа с картинками.
Логопед показывает предметные картинки, учащиеся называют звуки С или Сь и где находится звук: в начале, в середине, в конце слова. Картинки: сани, гусята, сито, оса, сено, нос, носок, персик, посуда, весы, рысь.
12. Итог.
– Какие звуки мы учились различать? (Звуки С – Сь) – По какому признаку мы их различали? (По твёрдости – мягкости) – Спасибо всем за занятие.