Цели занятия:
- Прививать интерес к данным предметам;
- Воспитывать любовь к чтению и русскому языку;
- Расширить общий кругозор детей, словарный запас учащихся;
- Развивать речь, внимание, мышление, память;
- Прививать любовь к природе;
- Способствовать укреплению дружбы в коллективе;
- Воспитывать чувства сопереживания и поддержки.
Оборудование: Карточки с заданиями, жетоны, 2 флажка, плакат “чудо-дерева” с навесными листочками разного цвета из цветной бумаги.
Надписи на оборотной стороне листа:
- один прыжок;
- узнай по описанию;
- телеграмма;
- конкурс Капитанов;
- заколдованное слово;
- литературный ринг;
- слово спрятано в слове;
- сказочные загадки;
- кто больше найдёт;
- тест с друзьями.
Вступление: Ребята! Сегодня у нас с вами внеклассное занятие под названием “Чудо – дерево”
- Где вы уже встречались с этим названием?
(есть такая книга “Чудо-дерево”)
- Кто написал эту книгу? (К.И. Чуковский)
- Кто уже читал эту книгу и может что-то
рассказать о ней? (это сборник стихов, загадок и
сказок К.И. Чуковского)
- Почему одно из стихотворений Чуковского
названо Чудо-деревом? Что там чудесного? (на
дереве выросли интересные предметы – чулочки,
сапожки, носочки, сладости и др.)
- У нас с вами сегодня тоже есть загадочное чудо-дерево. Только на нем вместо предметов висят разноцветные листочки. У каждого листика есть свой сюрприз. А какой – вы узнаете в процессе игры.
- Наше занятие начнём с того, что вспомним
устное народное творчество.
- Какие жанры вы отнесёте к нему? (сказки,
пословицы, поговорки, скороговорки, песенки,
попевки, загадки … )
- Правильно! Мы сейчас попробуем отгадать загадки
и таким образом разделимся на 2 команды (кто из
детей верно скажет отгадку – становится членом
команды).
1)
В гости что-то зачастил
К нам зелёный (крокодил).
2)
Где-то прячется в лесах
Очень хитрая (лиса).
3)
Веселится, как ребёнок,
Царь зверей, задорный (львёнок).
4)
В джунглях, братцы, знает толк
Злой, голодный, серый (волк).
5)
Готовый для интеллектуальных игр
Суровый, справедливый (тигр).
6)
Ей не скажешь: “Кошка, брысь!”
Потому что это (рысь).
7)
Пришёл в гости, стал реветь
Невоздержанный (медведь).
- Что вы заметили общего между всеми животными?
Чем они питаются?
- Действительно, это всё хищники. И ваша команда
будет называться “Хищники”.
- Теперь выбираем игроков второй команды.
1)
Сюда из джунглей поутру
Прискакала (кенгуру).
2)
Такая красивая, без изъяна,
Шаловливая и весёлая (обезьяна).
3)
Перенёс огромный шкаф
Замечательный (жираф).
4)
К нам пришёл сегодня он –
Большой и сильный, добрый (слон).
5)
В пустыне любит тяжкий труд
Наш выносливый (Верблюд).
6)
Кто всегда в тельняшке ходит?
В гости (зебра) к нам заходит.
7)
К нам пришел, разинув рот,
Большой, огромный (бегемот).
- А что общего между этими зверушками? (это травоядные).
Вторая наша команда называется “Травоядные”.
- У нас две команды. Выберите в каждой команде своего капитана.
- Теперь давайте пробираться сквозь лесную чащу. У меня на дереве листочки. На обратной стороне каждого листочка написаны задания. Команды по очереди выбирают листик и определив задание для себя и для соперника – выполняют его. За каждое верное задание получают 1 жетон.
- Итак, начинаем игру! (член команды снимает первый листик).
1) Один прыжок.
Этот конкурс очень прост. Называется он “один прыжок”. Вам надо Изменить в слове всего одну подчеркнутую букву, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого. (Слова напечатаны для каждой команды).
1 ком. | 2 ком. |
корж (морж) | майка (зайка) |
дом (сом) | лес (лев) |
палка (галка) | крыша (крыса) |
лук (жук) | клон (слон) |
булка (белка) | баран (варан) |
сам (сом) | кит (кот) |
коса (коза) | маки (раки) |
2. Узнай по описанию.
По описанию узнайте существо, которое обитает в природе.
Задание 1 команде.
Сколько чудес в природе! Одно из таких – самая маленькая птичка на земле и самая красивая. Её перышки похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Ни одна птица в мире так не умеет летать: и на боку, и на спине, м хвостиком вперед. Они, как бабочки, могут зависать над цветком и собирать нектар. Это их пища. Гнездо маленькой птички сплетено из травинок, в нем два яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать: она бесстрашно нападает даже на змей, вонзая свой длинный клюв в нос или глаз противника, если враг подберется к гнезду.
(Колибри).
Задание 2 команде.
- Современники динозавров, они не любят солёной морской воды, а водятся только на берегах тёплых рек, прудов и озёр. Свой водоём эти животные держат в чистоте, убирая со дна ил или грязь. А если пруд обмелел, то они его углубляют. В воде они подстерегают свою добычу: птиц, рыб, животных, пришедших на водопой. А на берегу нежатся на солнце, дремлют и выводят потомство. Заботливая мамаша делает холмик из травы, выкладывая туда яйца и два месяца лежит возле своего гнезда. Малыши рождаются длиной 20-30 сантиметров. Сразу после рождения мать уводит их на мелководье и зорко следит за ними. Живёт это животное 60-80 лет, его тело достигает в длину 5-7 метров, а во рту у него много острых зубов, которые постоянно обновляются.
(Крокодил).
3) Телеграмма.
Задание даётся поочерёдно каждой команде.
- Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы.
- Купил семена, приезжай тянуть. (Дед из сказки “Репка”)
- Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик Иа)
- Помни, всё исчезнет после 12 ночи. (Фея из сказки “Золушка”)
- Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок)
- Купила самовар. Приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха)
- Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)
- Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора)
- В гости не прилечу. Мотор забарахлил. (Карлсон)
4) Конкурс Капитанов.
Задание даётся по очереди каждому капитану. За верный ответ – 2 жетона.
- Место, где Чуковский не рекомендует гулять детям! (Африка)
- Какой персонаж говорит эти слова: “Ты всё пела – это дело, так поди же попляши”?
- Что у зайца позади, а у цапли впереди? (буква “Ц”)
- Ещё одно название алфавита. (Азбука)
- Название сказки и автора в которой встречается скорлупка грецкого ореха. (Андерсен “Дюймовочка”)
- Как звали доктора из книги Н.Носова “Незнайка на Луне”? (Шприц)
- Эти два сказочных живых существа исполняют желания, живут в воде в разных сказках. Назовите их. (Золотая рыбка, щука)
- Сказочный персонаж, превративший нагревательный прибор в транспортное средство. (Емеля)
5) Заколдованное слово.
Ведущий читает слова. Дети внимательно слушают и запоминают.
Затем на листочках записывают лишь первые буквы из каждого слова. Должно получиться новое слово.
(Пробуем: кисель, ирис, небо, осёл – кино).
- Пирог, аквариум, рубль, ива, клён – парик.
- Синица, рысь, енот, дятел, аист – среда.
- Глобус, озеро, решето, остров, хвост – горох.
- Лимон, автобус, репа, ель, царь – ларец.
6) Литературный ринг.
Первыми отвечают те, кто подняли быстрее флажок.
- Как назывался горшок, который сделали своим жилищем звери? (Теремок)
- Как звали трёх былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
- Эта неприятная вещь, которая называется “Весёлый Роджер”, нарисована на флаге пиратских кораблей. Что это? (Череп и кости)
- Что было нарисовано в каморке у папы Карло? (Очаг)
- Хитрющий слуга Маркиза – Карабаса. (Кот)
- Слезинка с неба. (Капля)
- Как называется русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие? (Колобок)
- Кто достал со дна озера для Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортила)
- Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели. (Щука)
- В чём медведь тащил Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе)
- Какое “удобрение” в десять раз увеличивает урожайность на Поле чудес в стране Дураков? (Соль)
- От кого звонил слон Корнею Чуковскому? (От верблюда)
- Как называется русская народная сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не сможет? (“Морозко”)
- Главный герой этой сказки был хорошим другом Вишенки и Редиски. Ребята, вспомните, как его зовут? (Чиполлино)
7) Слово спрятано в слове.
Прочитайте слово и найдите в нём новое. (Слова напечатаны на карточках, поочерёдно каждая команда вытягивает карточку).
Хлев, уточка, столб, щель, зубр, коса, мрак, удочка, драма.
8) Сказочные загадки.
Задание – назвать сказку.
1)
У отца был мальчик странный –
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос.
(“Приключения Буратино”)
2)
Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме рыжей! Вот так смех!
(“Колобок”)
3)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.
(Снегурочка)
4)
Рыбка не простая:
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.
(“Сказка о рыбаке и рыбке”)
5)
А дорога – далека,
А корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
(“Маша и медведь”)
6)
Охраняют град не зря
Тридцать три богатыря.
В граде том богатство есть
Злата, серебра не счесть.
(“Сказка о Царе Салтане”)
9) Кто больше найдёт.
Из данного слова ТРАНСПОРТ составьте как можно больше слов, обозначающих название предметов. (Даётся на время каждой команде). (Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, пост, нота, тропа и т.д.)
10) Тест с друзьями.
Вопросы задаются по очереди каждой команде.
Подсказки: - обращение к друзьям – болельщикам, - спрошу у учителя.
1. Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки?
а) акула;
б) щука;
в) пиранья;
г) сом.
2. Какое молоко никто не пил?
а) коровье;
б) кокосовое;
в) козье;
г) птичье.
3. Кого в сказках называют Топтыгин?
а) кабана;
б) лося;
в) медведя;
г) пингвина.
4. Какая обезьяна существует?
а) мамуин;
б) бабуин;
в) папуин;
г) дедуин.
5) На чём приносит новости сорока?
а) на лапах;
б) на блюдечке;
в) на хвосте;
г) на крыльях.
6) От чего яблоко падает недалеко?
а) от яблони;
б) от дома;
в) от забора;
г) от груши.
7) Два каких гуся жили у бабуси?
а) хороших;
б) весёлых;
в) здоровых;
г) заморских.
8) Какая берёза стояла во поле?
а) высокая;
б) зелёная;
в) стройная;
г) кудрявая.
Итог занятия: На нашем “Чудо-дереве” не осталось ни одного загадочного листочка. Давайте подсчитаем количество призовых жетонов и назовём команду-победителя.
Далее проводится награждение всех участников игры (это может быть искусственное деревце с привязанными к к нему конфетами).