Урок русского языка по теме "Путешествие в страну Морфемику". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель: обобщение, систематизация знаний по теме «Морфемика»

Задачи:

  • закрепление орфограмм, изученных в разделе;
  • активизация познавательной деятельности;
  • воспитание патриотизма.

Форма урока: общественный смотр знаний в форме путешествия

Оборудование: Карта страны Морфемики, творческая работа «Моя родословная», раздаточные дидактические материалы, перфокарты и т.д.

Ход урока

Учитель.

Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.

– О каком разделе лингвистики идет речь? (Морфемика.)

– Цель нашего урока – обобщить знания по этой теме. Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по Морфемике. Эта страна огромна. Ее населяет множество жителей. Согласны вы отправиться в путешествие?

ПУТЕШЕСТВИЕ:

Перед вами карта. Это маршрут нашего пути. На остановках, которые мы сделаем в пути, вам нужно быть внимательными, сообразительными. Ну что? Отправляемся?

Звучит музыка, учащиеся имитируют ходьбу.

1. Вход в Страну

Учитель: Мы находимся перед входом в страну. Нас встречают стражники. Они хотят, чтобы мы ответили на вопросы. Как известно, все на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А из чего состоят слова? Какая морфема в словах самая главная?

Инсценировка «Спор морфем»

Приставка:

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.

Корень:

А смотреть, ребята, нужно в корень.
Главный смысл в нем, и мы поспорим:
В слове нет морфем важнее корня,
И неплохо бы об этом помнить!

Суффикс:

После корня я стою
Перед окончанием.
Хочешь – смело замени,
Другое слово получи.
Суффикс в слове очень нужен.
Знай его и будь с ним дружен!

Корень:

Так же как и у кустов,
Корень слова есть у слов!

Окончание:

На конце любого слова
Окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть,
С другим словом держит связь!

Приставка:

В корне смысл, но не весь,
Главный, но не полный,
Потому приставка есть –
Смысл она дополнит.

Суффикс:

Рад я в этом ей помочь,
После корня встать не прочь.
Ну и что ж, что после корня,
Все равно я всех проворней

Корень:

Слов на свете нам не счесть,
Но в каждом слове корень есть!

Основа:

Хватит спорить вам, друзья,
Равно всех люблю вас я.
Каждому подам я руку,
Всех взяла я на поруки,
Только вот нечаянно
Забыла окончание!

– Ребята, почему Основа не взяла с собой Окончание? Какая же морфема в слове самая главная? Какие слова называются однокоренными?

Назовите 3-е лишнее:

вода, подводник, водитель;
коса, косичка, косить;
желток, железо, желтый;
часовщик, час, часть;
печурка, печать, печка;
циркуль, циркач, цирк

Задание на карточке:

Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный и песок.

2. Луга знаменитых морфем

«Идем» дальше. Перед нами – луга знаменитых морфем. Вы знаете, что на каждой остановке нам необходимо выполнить задание.

Морфемный разбор слов

Водитель, подводное (царство), излагать, подрастет, беленькими, домишко, рукавица, подружка.

Почему морфемы называются значимыми? (Ответы детей.) Какое значение имеют суффиксы:

-чик, -щик, -тель
-ищ
-еньк, -ик, -ок

3. Долина Фениксов

Сейчас мы находимся в долине Фениксов. Кто не знает этих мифических птиц? Они способны возрождаться из пепла. В этой стране Фениксы – это словарные слова. Вы должны их «возродить» из лексического значения.

Музыкальный клавишный инструмент пианино
Намеченный путь маршрут
Плетеное изделие, вместилище для фруктов, ягод, грибов корзина
Выступающая из стены здания площадка с перилами балкон
Узкая полоска кожи ремень
Шкаф для одежды или помещение в общественном здании для хранения верхней одежды гардероб
Аппарат для передачи информации на расстоянии телефон
График, содержащий сведения о месте и времени проведения чего-либо расписание
Устройство с экраном для приема телепередач телевизор
Время перед восходом солнца рассвет
Человек, умеющий читать и писать грамотный

4. река Чередование

Учитель: На нашем пути река Чередование. Чтобы ее перейти, нужно справиться со следующим заданием. Что такое чередование звуков? Подберите к данным словам однокоренные слова с чередующимися в корне согласными.

Пух (пушинка)
Снег (снежок)
Бегать (бежит)
Тихо (тишина)
Пишет (писать)

Назовите известные вам корни с чередованием.

Работа с перфокартой в статических парах

Каким правилом вы пользовались?

5. Кристальные пещеры

Учитель: Ребята, обратите внимание – впереди знак! Возможно, это предупреждение. Да! Это кристальные пещеры. В них живут гласные О и Ё с шипящими.

Давайте сигналом ответим на сигнал. Вы готовы? А правило знаете?

Сигнальный диктант

Жердочка, пошел, крыжовник, желтый, шов, черный, челка, шорох, щеголь, черствый, расческа, капюшон, шофер.

6. ХОЛМЫ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

Мы приближаемся к холмам звонких и глухих согласных. Работаем у доски. Вставьте нужную букву (З или С)

РА..БИТЬ ..ЖЕЧЬ
РА..ДАТЬ ..ДЕЛАТЬ
РА..ПИСАНИЕ ..ДАНИЕ

Каким правилом вы пользовались?

Не забудьте, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С
Если знаешь части слова,
Ты напишешь их толково!

7. Озеро Развивающее

Учитель: Не успели мы преодолеть одно препятствие, как перед нами следующее – озеро Развивающее. Послушайте два стихотворения.

* * *

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
                (З. Александрова)

* * *

Все, что сердцу дорого,
В песню так и просится:
И рассеет малиновый,
И под небом рощица.
Поглядишь с пригорочка –
Видно речку синюю,
Видно даль бескрайнюю,
Что зовут Россиею.
                (М. Пляцковский)

– Что объединяет эти два стихотворения? О чем они? Как вы думаете, любит ли автор родину? (Автор говорит о красоте, богатстве, неповторимости, необъятности родных просторов.)

– О родине сложено много стихотворений, песен, пословиц. А вы знаете пословицы о родине? (Родину-мать умей защищать. С родной земли умри – не сходи. На чужой стороне и весна не красна. Человек без родины, что соловей без песни. и т.д.)

– Подберите однокоренные слова к слову РОДИНА.

Род, родной, родня, родители и т.д.

Постановка проблемного вопроса

Каким образом образ Родины может быть связан с историей семьи?

Ответы детей:

Ничем себя возвысить не хочу.
Я только ветвь на дереве могучем.
Шумит оно, когда клубятся тучи, –
И я шумлю… Молчит – и я молчу.
Оглядываясь с гордостью назад:
Прекрасно родовое древо наше.
                                        (С. Викулов)

Обратимся к родословным, составленным учащимися

Учитель:

Известно всем: отец и мать –
Любой семьи начало.
И чтобы долг им свой отдать,
Всей нашей жизни будет мало.

Друзья! Прошу вас, умоляю,
Не забывайте “прадедов” своих.
И лишь одно сказать желаю:
“Пусть ваши дети помнят их”.

Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие!
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
“Храни огонь родного очага!”

– А теперь закончите начатые предложения:

  • Моя родина – это…
  • Моя семья – это...

8. Герцогство Буквы Ц

Учитель: Наконец, мы достигли герцогства буквы Ц. Давайте вспомним правило правописания букв И, Ы после Ц

Выборочный диктант.

В цирке

Сегодня мы идем в цирк. Мы – это папа, мама, моя сестричка и я, Вова Синицын. Папа сказал, что сегодня будут выступать борцы, гимнасты, акробаты. Весь день я смотрел на часы. Наконец, маленькая стрелка остановилась на цифре «три». По дороге на углу улицы папа купил букет душистой акации для артистов. Сестренка поднялась на цыпочки и понюхала цветы. Ах, как они пахнут! Круглолицый контролер пригласил нас в зал.

Учитель: Ну вот и все, ребята. Мы пересекли всю страну Морфемику с востока на запад. А теперь мы должны возвратиться в свой класс.

Звучит музыка.

– Понравилось вам путешествовать? Но ведь путешествие – это только игра. Что же на самом деле мы делали сегодня на уроке? (Ответы детей.)

– А теперь обратимся к экспертной группе, которая объявит нам результаты нашей работы. (Оценки.)