Авторский сценарий логопедического развлечения по дифференциации звуков [с], [ж] для детей 6–7 лет на логопедическом пункте ДОУ

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


В современном образовательном процессе, особенно в коррекционной работе, логопеду должно помогать все то, что интересно детям, что для них уже естественно –  аудио-, видеозаписи, компьютерные программы. Сопровождение занятий логопеда мультимедийным дидактическим материалом, во многом способствует повышению интереса детей к коррекционному процессу, стимулирует позитивное отношение к заданиям, помогает детям делать проверку своих умений и знаний, тренирует речевые навыки ребятишек.
Данному развлечению предшествовала большая работа, в ходе которой дети в индивидуальной и подгрупповой форме знакомились с заданиями использованными в «Турнире», отрабатывали элементы заданий в домашней работе.

Велась совместная работа с воспитателями подготовительной группы по темам: «Гласные – согласные звуки», «Звуковой анализ слов», «Слоговые дорожки», «Рыцарские турниры – средние века». 

При подготовке к развлечению в логопедической работе с детьми на логопедическом пункте использовалась программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН», элементы программы «Воспитание и обучение детей с ОНР», авторы Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.

Мультимедийное сопровождение является основой структуры «Турнира»: каждый слайд – название тура и задание к нему (всего 9 слайдов).

1 слайд – приветствие,
2 слайд – разделение детей на команды; название команд; звуковой анализ слов с выделением первого звука в словах; привлечение внимания детей к наличию обоих звуков в словах – названиях команд, их нужно четко проговаривать и не путать.
3 лайд – схема-образец букв Ж и С, для команд. Выкладывания буквы из 6 палочек, по образцу.
4 слайд – схема – образец букв Ж и С (из 6 палочек)
5 слайд – варианты для выбора правильного ответа, при ответах детей не нужные символы исчезают.
6 слайд – анимационный ряд для конкурса «Самый ловкий».
7 слайд – анимационный ряд для конкурса «Слоговые дорожки».
8 слайд – отгадки к загадкам.
9 слайд – анимационный ряд для финала конкурса.

Тип занятия Мультимедийное  логопедическое занятие-развлечение на логопедическом пункте ДОУ
Цели занятия Обучающие:укреплять образ букв С и Ж, дифференцировать артикуляционный уклад на звуки [C-Ж],
Коррекционные: корректировать фонематическое, кинестетическое восприятие звуков на основе упражнений артикуляционной гимнастики, в произношении слогов и слов, в звуко-буквенном анализе слов;
Воспитательные: воспитывать мотивацию к обучению, умение работать в команде, закреплять умение различать на слух звуки [С-Ж] в собственной речи и в речи других детей.
Задачи занятия
  • закреплять произношение звуков [С] [Ж]: изолированно, в слогах, в словах;
  • развивать звуко-буквенный анализ на данные звуки в словах;
  • проговаривание звуковых рядов, слов с четкой дифференциацией звуков [С-Ж]
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/дети в ходе занятия Актуализация – дифференциации звуков [С-Ж] при произнесении изолированно, в слогах, в словах, в фразовой речи. Закрепление – развития фонематического слуха на данные звуки.  Приобретение умений работать в команде для достижения общего результата.
Необходимое оборудование и материалы Мультимедийное оборудование, столы и стулья, зеркала, фишки – баллы, полоски-шапочки, по 4 снежинки и цветка жасмина (из салфеток), гимнастические палки, веревочка с лентой, комплекты фишек для характеристики звука, кубики слоговые, призы, музыкальное сопровождение.
Мотивация учащихся Победа в командном соревновании, получение баллов-фишек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Под музыку дети входят в музыкальный зал, приветствуют гостей. На экране – слайд 1.

Ведущий: Сегодня мы с вами проведем «ТУРНИР звукоВЕДОВ»! А что значит слово «ЗвукоВЕДЫ»?

Ответы детей…

Ведущий: А что такое турнир?

Ответы детей…

Ведущий: Сейчас мы будем превращаться в рыцарей для турнира! Хотите сразиться на Турнире звукоВЕДОВ? Подойдите все ко мне, нужно подуть на эти бумажные фигурки как можно сильнее и правильнее. Как нужно правильно дуть? (ответы детей…)

По залу разлетаются белые бумажные фигурки, ведущий просит каждого из детей поднять по одной фигурке.
Дети обращают внимание, что бумажные фигурки двух видов – снежинки и цветки. Ведущий просит детей сесть на стульчики, разделившись на две команды. Надевает на каждого ребенка полоску-шапочку с эмблемой команды, и «Посвящает в рыцари Турнира ЗвукоВЕДОВ (Даниила)…»

(Слайд 2)

Ведущий обращает внимание детей на экран, где видны названия команд и эмблемы – «Снежинка» и «Жасмин».
Дети выделяют первый звук в названии своей команды, выясняем – есть ли звук (С-Ж) в слове Снежинка и Жасмин?
Выясняем, что оба звука есть в названии той и другой команды и турнир ЗвукоВЕДОВ будет посвящен различению в  произнесении именно этих звуков: [С и Ж]
Предлагает командам выбрать капитанов и объясняет основные правила участия в Турнире:

Ведущий: Участники Турнира ЗвукоВЕДОВ ведут себя как настоящие Рыцари:

  • внимательно слушают задания для конкурсов,
  • четко соблюдают правила,
  • отвечают  поднимая руку,
  • умеют слушать других,
  • стараются произнести звуки [С и Ж] правильно, не путая их, чтобы команда победила

За правильные ответы командам будут даваться фишки-баллы (показывает), и в конце мы подсчитаем по количеству фишек – какая же команда победила!
Звучат фанфары – ведущий объявляет о начале турнира ЗвукоВЕДОВ!!!

2. Артикуляционная гимнастика

(Слайд 2)

Ведущий: Начинаем первый тур – «Разминка»! Для правильного и четкого произнесения звуков [С и Ж] нам нужно размять мышцы язычка, губ… – сделать гимнастику.

Детям предлагается пройти за столы и выполнить упражнения, которые помогут произносить звук [С] – «Лягушка», «Чистим нижние зубки», «Киска сердится», «Лошадка – на улыбке»,затем упражнения для правильного произнесения звука  [Ж] – «Хоботок», «Чистим верхние зубки», «Лошадка – на хоботочке», «Чашечка».

Итог: Ребята, вы хорошо проделали упражнения артикуляционной гимнастики, для звука [С]: поработали языком ?...(у нижних зубов), удерживали губки …? (в улыбке) – и поэтому звук С – свистит. А для звука [Ж]: язычок работал …? (у верхних зубов), губы удерживали?... (в «Хоботочке») – и по этому звук –Ж – жужжит.
За этот конкурс каждой команде дается по баллу.

(Слайд 4)

3. Развитие графомоторных навыков

Ведущий: Второй тур – «Сложи букву»!
Из этих гимнастических палок команды должны сложить буквы, письменные обозначения ваших звуков – [С и Ж]. Посмотрите на экран – буквы должны быть вот такими (оговаривается количество палок, места, где должны быть выложены на полу буквы). Оценивается правильность, быстрота и умение дружно работать в команде.

Зрители хором дают старт и активно болеют за команды… (звучит музыка)

Ведущий:  Очко присуждается команде – «…», (дается анализ проделанной детьми работы).

Итог: Ребята, вы видите, буквы совершенно не похожи друг на друга, и по-разному произносятся.

(Слайд 5)

4. Характеристика звуков

Ведущий:  Третий тур нашего состязания называется – «Характеристика звука»
Ребята, я приглашаю вас пройти за столы и придвинуть к себе пакеты с фишками. Доставайте все символы и разложите их перед собой. Участники команды «Снежинка» должны  выбрать именно те символы, чтобы дать характеристику первого звука в слове Снежинка. Игроки команды «Жасмин», должны при помощи символов выложить характеристику первого звука в слове Жасмин.
Работаем самостоятельно, как настоящие рыцари – честно!

За каждое правильное решение задачи – команде присуждается очко. Все вместе, глядя на экран, проверяем правильность ответов детей

Итог: Давайте посмотрим на экран (не нужные символы при ответах детей исчезают): звук [Ж] в слове ЖАСМИН – согласный, звонкий, всегда твердый, шипящий. Звук [С] в слове СНЕЖИНКА – согласный, глухой, мягкий, свистящий.

(Слайд 6)

5. Развитие  мелкой  моторики

Ведущий: Четвертый тур нашего состязания называется «Самый ловкий»!

Звучит музыка.

Ведущий: Я приглашаю вначале капитанов: каждый из вас должен как можно быстрее смотать на палочку верёвку, чтобы первым добраться до платка.  

(Ведущий вызывает детей в пары и присуждает баллы)

Итог: Молодцы, ребята, ваши ручки и пальчики очень ловкие и быстрые!

(Слайд 7)

6. Слоговое произнесение звуков [С и Ж]:

Ведущий: Мы переходим к пятому туру нашего состязания«Прочитай слоги» Сейчас от вас потребуется внимание и умение слушать себя и других. Я буду подходить к каждому из вас и показывать составленный из двух кубиков слог. Нужно четко и  правильно произнести слог 3 раза. Все слушаем и оцениваем.

Итог: Задание было не простое, но вы справились: старались правильно и чётко произносить слоги со звуками С и Ж!

На звук [С] язычок?....,
а на звук [Ж] язычок?...

(Слайд 8)

7. Произнесение слов

Ведущий: Объявляю о начале шестого тура – «Волшебные загадки».
Загадывать их будут волшебницы – одна из них живёт на Севере, среди льдов и снега, у неё холодное сердце и тех детей, кто не слушается, грубит, никого не любит, она уносит по небу в своё царство… (Снежная Королева) дети отгадывают, и на экране появляется изображение Снежной Королевы.
Отгадайте, первую загадку: (описание снежинки) – дети отвечают полным ответом, рассуждая – за отгадку очко.
Отгадайте вторую загадку: (описание массажера) – дети отвечают полным ответом, рассуждая – за отгадку очко.

Ведущий: Ещё одна волшебница желает вас испытать – живет она в южной восточной стране, она принцесса, у её жениха есть волшебная лампа… (Жасмин) дети отгадывают, и на экране появляется изображение принцессы Жасмин.
Отгадайте третью загадку: (описание сапожка) – дети отвечают полным ответом, рассуждая – за отгадку очко.
Отгадайте четвертую загадку: (описание джинс) – дети отвечают полным ответом, рассуждая – за отгадку очко.

Итог: Молодцы ребята, вы правильно отгадали все загадки, назвали волшебниц, четко старались произносить сложные слова, где встречались оба звука [С и Ж].

(Слайд 9)

Ведущий:  Подводим итог нашего ТУРНИРА ЗвукоВЕДОВ!!!

Звучат фанфары.

Подведение итогов

Я очень довольна вами: вы знаете как правильно произносить звуки [С и Ж], знаете чем они отличаются, хорошо дали характеристику звуков, правильно и четко слоги произносили, знаете как пишутся буквы, умеете правильно произносить сложные слова, где встречаются оба звука [С и Ж].
Давайте подсчитаем сколько очков набрала команда «Жасмин» (хоровое проговаривание:  согласование сущ.+числ. «один цветок, два цветка…»)
Давайте подсчитаем сколько очков набрала команда «Снежинка» (хоровое проговаривание: согласование сущ.+числ. «одна снежинка, две снежинки…»)
Победителей награждаем дипломом «Победители ТУРНИРА ЗвукоВЕДОВ» и для всех ПРИЗЫ!!!

Под музыку дети, прощаясь с гостями, выходят из зала.

Проверка и оценивание ЗУНКов При подведении итогов каждого тура соревнований учитываются как общие, так и количество индивидуальных правильных ответов – соответственно выдаются фишки. По итогам всех туров, команда, набравшая большее количество очков-фишек, побеждает в турнире «Звуковедов».
Рефлексия деятельности на занятии Во время подведения итогов после каждого конкурса, дети давали оценку своим ответам и ответам друзей по команде, очки-фишки выдавались после обсуждения.
Домашнее задание Нет, так как «Турнир ЗВУКОведов» является итоговым этапом в занятиях по дифференциации звуков [C-Ж]
Дополнительная необходимая информация Очень интересная форма работы для приобщения к занятиям родителей детей, занимающихся на логопедическом пункте ДОУ.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, каким образом осуществить В современном образовательном процессе, особенно в детском саду, в коррекционной работе с детьми широко используются специализированные логопедические компьютерные программы, аудио- и видеозаписи. То, что интересно детям, что для них уже естественно – должно помогать в коррекционной работе логопеда.
«Турнир «ЗВУКОведов» – командное соревнование, сопровождающееся слайдами, помогающими выполнить задания, которые помогают детям убедиться в правильности ответа, или дают варианты ответа на конкретное задание и т.д.
Данному соревнованию предшествовала большая работа, в ходе которой дети в индивидуальной и подгрупповой форме так же знакомились с заданиями, использованными в «Турнире».
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Данное занятие-развлечение является закреплением ЗУН по дифференциации звуков [С-Ж]. Велась совместная работа с воспитателями подготовительной группы по темам: «Гласные – согласные звуки», «Звуковой анализ слов», «Слоговые дорожки», «Рыцарские турниры – средние века».