В современном образовательном процессе,
особенно в коррекционной работе, логопеду должно
помогать все то, что интересно детям, что для них
уже естественно – аудио-, видеозаписи,
компьютерные программы. Сопровождение занятий
логопеда мультимедийным дидактическим
материалом, во многом способствует повышению
интереса детей к коррекционному процессу,
стимулирует позитивное отношение к заданиям,
помогает детям делать проверку своих умений и
знаний, тренирует речевые навыки ребятишек.
Данному развлечению предшествовала большая
работа, в ходе которой дети в индивидуальной и
подгрупповой форме знакомились с заданиями
использованными в «Турнире», отрабатывали
элементы заданий в домашней работе.
Велась совместная работа с воспитателями подготовительной группы по темам: «Гласные – согласные звуки», «Звуковой анализ слов», «Слоговые дорожки», «Рыцарские турниры – средние века».
При подготовке к развлечению в логопедической работе с детьми на логопедическом пункте использовалась программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН», элементы программы «Воспитание и обучение детей с ОНР», авторы Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.
Мультимедийное сопровождение является основой структуры «Турнира»: каждый слайд – название тура и задание к нему (всего 9 слайдов).
1 слайд – приветствие,
2 слайд – разделение детей на команды; название
команд; звуковой анализ слов с выделением
первого звука в словах; привлечение внимания
детей к наличию обоих звуков в словах –
названиях команд, их нужно четко проговаривать и
не путать.
3 лайд – схема-образец букв Ж и С, для команд.
Выкладывания буквы из 6 палочек, по образцу.
4 слайд – схема – образец букв Ж и С (из 6 палочек)
5 слайд – варианты для выбора правильного ответа,
при ответах детей не нужные символы исчезают.
6 слайд – анимационный ряд для конкурса «Самый
ловкий».
7 слайд – анимационный ряд для конкурса
«Слоговые дорожки».
8 слайд – отгадки к загадкам.
9 слайд – анимационный ряд для финала конкурса.
Тип занятия | Мультимедийное логопедическое занятие-развлечение на логопедическом пункте ДОУ |
Цели занятия | Обучающие:укреплять образ букв С и
Ж, дифференцировать артикуляционный уклад на
звуки [C-Ж], Коррекционные: корректировать фонематическое, кинестетическое восприятие звуков на основе упражнений артикуляционной гимнастики, в произношении слогов и слов, в звуко-буквенном анализе слов; Воспитательные: воспитывать мотивацию к обучению, умение работать в команде, закреплять умение различать на слух звуки [С-Ж] в собственной речи и в речи других детей. |
Задачи занятия |
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/дети в ходе занятия | Актуализация – дифференциации звуков [С-Ж] при произнесении изолированно, в слогах, в словах, в фразовой речи. Закрепление – развития фонематического слуха на данные звуки. Приобретение умений работать в команде для достижения общего результата. |
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедийное оборудование, столы и стулья, зеркала, фишки – баллы, полоски-шапочки, по 4 снежинки и цветка жасмина (из салфеток), гимнастические палки, веревочка с лентой, комплекты фишек для характеристики звука, кубики слоговые, призы, музыкальное сопровождение. |
Мотивация учащихся | Победа в командном соревновании, получение баллов-фишек. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Под музыку дети входят в музыкальный зал, приветствуют гостей. На экране – слайд 1.
Ведущий: Сегодня мы с вами проведем «ТУРНИР звукоВЕДОВ»! А что значит слово «ЗвукоВЕДЫ»?
Ответы детей…
Ведущий: А что такое турнир?
Ответы детей…
Ведущий: Сейчас мы будем превращаться в рыцарей для турнира! Хотите сразиться на Турнире звукоВЕДОВ? Подойдите все ко мне, нужно подуть на эти бумажные фигурки как можно сильнее и правильнее. Как нужно правильно дуть? (ответы детей…)
По залу разлетаются белые бумажные фигурки,
ведущий просит каждого из детей поднять по одной
фигурке.
Дети обращают внимание, что бумажные фигурки
двух видов – снежинки и цветки. Ведущий просит
детей сесть на стульчики, разделившись на две
команды. Надевает на каждого ребенка
полоску-шапочку с эмблемой команды, и «Посвящает
в рыцари Турнира ЗвукоВЕДОВ (Даниила)…»
(Слайд 2)
Ведущий обращает внимание детей на экран, где
видны названия команд и эмблемы – «Снежинка» и
«Жасмин».
Дети выделяют первый звук в названии своей
команды, выясняем – есть ли звук (С-Ж) в слове
Снежинка и Жасмин?
Выясняем, что оба звука есть в названии той и
другой команды и турнир ЗвукоВЕДОВ будет
посвящен различению в произнесении именно
этих звуков: [С и Ж]
Предлагает командам выбрать капитанов и
объясняет основные правила участия в Турнире:
Ведущий: Участники Турнира ЗвукоВЕДОВ ведут себя как настоящие Рыцари:
- внимательно слушают задания для конкурсов,
- четко соблюдают правила,
- отвечают поднимая руку,
- умеют слушать других,
- стараются произнести звуки [С и Ж] правильно, не путая их, чтобы команда победила
За правильные ответы командам будут даваться
фишки-баллы (показывает), и в конце мы подсчитаем
по количеству фишек – какая же команда победила!
Звучат фанфары – ведущий объявляет о начале
турнира ЗвукоВЕДОВ!!!
2. Артикуляционная гимнастика
(Слайд 2)
Ведущий: Начинаем первый тур – «Разминка»! Для правильного и четкого произнесения звуков [С и Ж] нам нужно размять мышцы язычка, губ… – сделать гимнастику.
Детям предлагается пройти за столы и выполнить упражнения, которые помогут произносить звук [С] – «Лягушка», «Чистим нижние зубки», «Киска сердится», «Лошадка – на улыбке»,затем упражнения для правильного произнесения звука [Ж] – «Хоботок», «Чистим верхние зубки», «Лошадка – на хоботочке», «Чашечка».
Итог: Ребята, вы хорошо проделали
упражнения артикуляционной гимнастики, для
звука [С]: поработали языком ?...(у нижних зубов),
удерживали губки …? (в улыбке) – и поэтому звук С
– свистит. А для звука [Ж]: язычок работал …? (у
верхних зубов), губы удерживали?... (в «Хоботочке»)
– и по этому звук –Ж – жужжит.
За этот конкурс каждой команде дается по баллу.
(Слайд 4)
3. Развитие графомоторных навыков
Ведущий: Второй тур – «Сложи букву»!
Из этих гимнастических палок команды должны
сложить буквы, письменные обозначения ваших
звуков – [С и Ж]. Посмотрите на экран – буквы
должны быть вот такими (оговаривается количество
палок, места, где должны быть выложены на полу
буквы). Оценивается правильность, быстрота и
умение дружно работать в команде.
Зрители хором дают старт и активно болеют за команды… (звучит музыка)
Ведущий: Очко присуждается команде – «…», (дается анализ проделанной детьми работы).
Итог: Ребята, вы видите, буквы совершенно не похожи друг на друга, и по-разному произносятся.
(Слайд 5)
4. Характеристика звуков
Ведущий: Третий тур нашего
состязания называется – «Характеристика звука»
Ребята, я приглашаю вас пройти за столы и
придвинуть к себе пакеты с фишками. Доставайте
все символы и разложите их перед собой. Участники
команды «Снежинка» должны выбрать именно те
символы, чтобы дать характеристику первого звука
в слове Снежинка. Игроки команды
«Жасмин», должны при помощи символов выложить
характеристику первого звука в слове Жасмин.
Работаем самостоятельно, как настоящие рыцари –
честно!
За каждое правильное решение задачи – команде присуждается очко. Все вместе, глядя на экран, проверяем правильность ответов детей
Итог: Давайте посмотрим на экран (не нужные символы при ответах детей исчезают): звук [Ж] в слове ЖАСМИН – согласный, звонкий, всегда твердый, шипящий. Звук [С] в слове СНЕЖИНКА – согласный, глухой, мягкий, свистящий.
(Слайд 6)
5. Развитие мелкой моторики
Ведущий: Четвертый тур нашего состязания называется «Самый ловкий»!
Звучит музыка.
Ведущий: Я приглашаю вначале капитанов: каждый из вас должен как можно быстрее смотать на палочку верёвку, чтобы первым добраться до платка.
(Ведущий вызывает детей в пары и присуждает баллы)
Итог: Молодцы, ребята, ваши ручки и пальчики очень ловкие и быстрые!
(Слайд 7)
6. Слоговое произнесение звуков [С и Ж]:
Ведущий: Мы переходим к пятому туру нашего состязания – «Прочитай слоги» Сейчас от вас потребуется внимание и умение слушать себя и других. Я буду подходить к каждому из вас и показывать составленный из двух кубиков слог. Нужно четко и правильно произнести слог 3 раза. Все слушаем и оцениваем.
Итог: Задание было не простое, но вы справились: старались правильно и чётко произносить слоги со звуками С и Ж!
На звук [С] язычок?....,
а на звук [Ж] язычок?...
(Слайд 8)
7. Произнесение слов
Ведущий: Объявляю о начале шестого
тура – «Волшебные загадки».
Загадывать их будут волшебницы – одна из них
живёт на Севере, среди льдов и снега, у неё
холодное сердце и тех детей, кто не слушается,
грубит, никого не любит, она уносит по небу в своё
царство… (Снежная Королева) дети отгадывают, и
на экране появляется изображение Снежной
Королевы.
Отгадайте, первую загадку: (описание снежинки) –
дети отвечают полным ответом, рассуждая – за
отгадку очко.
Отгадайте вторую загадку: (описание массажера) –
дети отвечают полным ответом, рассуждая – за
отгадку очко.
Ведущий: Ещё одна волшебница желает
вас испытать – живет она в южной восточной
стране, она принцесса, у её жениха есть волшебная
лампа… (Жасмин) дети отгадывают, и на экране
появляется изображение принцессы Жасмин.
Отгадайте третью загадку: (описание сапожка) –
дети отвечают полным ответом, рассуждая – за
отгадку очко.
Отгадайте четвертую загадку: (описание джинс) –
дети отвечают полным ответом, рассуждая – за
отгадку очко.
Итог: Молодцы ребята, вы правильно отгадали все загадки, назвали волшебниц, четко старались произносить сложные слова, где встречались оба звука [С и Ж].
(Слайд 9)
Ведущий: Подводим итог нашего ТУРНИРА ЗвукоВЕДОВ!!!
Звучат фанфары.
Подведение итогов
– Я очень довольна вами: вы знаете как
правильно произносить звуки [С и Ж], знаете чем
они отличаются, хорошо дали характеристику
звуков, правильно и четко слоги произносили,
знаете как пишутся буквы, умеете правильно
произносить сложные слова, где встречаются оба
звука [С и Ж].
Давайте подсчитаем сколько очков набрала
команда «Жасмин» (хоровое проговаривание:
согласование сущ.+числ. «один цветок, два
цветка…»)
Давайте подсчитаем сколько очков набрала
команда «Снежинка» (хоровое проговаривание:
согласование сущ.+числ. «одна снежинка, две
снежинки…»)
Победителей награждаем дипломом «Победители
ТУРНИРА ЗвукоВЕДОВ» и для всех ПРИЗЫ!!!
Под музыку дети, прощаясь с гостями, выходят из зала.
Проверка и оценивание ЗУНКов | При подведении итогов каждого тура соревнований учитываются как общие, так и количество индивидуальных правильных ответов – соответственно выдаются фишки. По итогам всех туров, команда, набравшая большее количество очков-фишек, побеждает в турнире «Звуковедов». |
Рефлексия деятельности на занятии | Во время подведения итогов после каждого конкурса, дети давали оценку своим ответам и ответам друзей по команде, очки-фишки выдавались после обсуждения. |
Домашнее задание | Нет, так как «Турнир ЗВУКОведов» является итоговым этапом в занятиях по дифференциации звуков [C-Ж] |
Дополнительная необходимая информация | Очень интересная форма работы для приобщения к занятиям родителей детей, занимающихся на логопедическом пункте ДОУ. |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, каким образом осуществить | В современном образовательном
процессе, особенно в детском саду, в
коррекционной работе с детьми широко
используются специализированные логопедические
компьютерные программы, аудио- и видеозаписи. То,
что интересно детям, что для них уже естественно
– должно помогать в коррекционной работе
логопеда. «Турнир «ЗВУКОведов» – командное соревнование, сопровождающееся слайдами, помогающими выполнить задания, которые помогают детям убедиться в правильности ответа, или дают варианты ответа на конкретное задание и т.д. Данному соревнованию предшествовала большая работа, в ходе которой дети в индивидуальной и подгрупповой форме так же знакомились с заданиями, использованными в «Турнире». |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Данное занятие-развлечение является закреплением ЗУН по дифференциации звуков [С-Ж]. Велась совместная работа с воспитателями подготовительной группы по темам: «Гласные – согласные звуки», «Звуковой анализ слов», «Слоговые дорожки», «Рыцарские турниры – средние века». |