Внеклассное мероприятие "Мы родом не из детства – из войны". Начальные классы

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;
  • заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры;
  • воспитания уважения к защитникам Родины;
  • развивать патриотические чувства.

Оборудование: медиапроектор, песни о войне, надпись на занавесе “Мы родом не из детства – из войны»”, реквизит для сценки, воздушные шары.

Ход мероприятия

Ведущий 1: (Приложение 1, слайд 1) Мы приветствуем всех сидящих в этом зале. Сегодня в этом зале проходит литературно-музыкальная композиция «Мы родом не из детства – из войны».

Ведущий 2: Нам особенно приятно, что сегодня у нас в гостях труженики тыла, те, кто в грозные годы войны показывал образцы мужества, стойкости, умения побеждать, трудились не покладая рук. Вы наши главные слушатели. Стихотворения, песни звучат для Вас.

Ведущий 1: (слайд 2) Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война.

Но наша память не забыла
Горевальных дней:
Это было, было, было
На земле моей.

Песня «Ах, война, что ты подлая сделала?»

Ведущий 2: (слайд 3) Вспоминая годы великих испытаний, мы с благодарностью и любовью называем имена тех, кто отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. И среди них немало героев совсем юных лет, мальчиков и девочек 10–15 лет.

Ученик:

Мы их не забывали – девчонок, мальчишек
Чья жизнь молодая за нас отдана.
Мы в сердце своём, как на знамени, пишем
Простые и гордые их имена!

Ведущий 1: (слайд 4) На войне особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.

Сегодня мы расскажем о детях, которым пришлось пережить страшное военное время. (слайд 5)

Ученик:

Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе...

Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.

Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!

Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.

Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.

И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.
(С. Михалков «Десятилетний паренёк»)

Песня «Шёл ленинградский паренёк»

Ведущий2: (слайд 6) Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах.

Ведущий 1: (слайд 7)Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали как защитники города.

Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детского почему?

Но детским чутьём они понимали, что пришла беда, большая беда.

Ведущий 2: (слайд 8) Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, одиннадцатилетняя девочка Таня Савичева.

Ученик:

9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
“Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной…” Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет…

Ведущий 1: Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия – в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются

перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые страшные слова.

Ведущий 2: Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.

Ведущий 1: (слайд 9) О страданиях и ужасах войны мы много узнали из уст очевидцев. Пережившим войну нелегко говорить о перенесённых страданиях и ужасах.

Инсценировка стихотворения М. Яснова «Бабушка»

Мы пришли к блокаднице,
Вынули тетрадку:
– Расскажите, бабушка,
Все нам по порядку –
Как вы голодали,
Как вы замерзали,
Как на вас фугасы
По ночам бросали...

Придвигает бабушка
В вазочке конфетки,
Предлагает бабушка:
– Угощайтесь, детки!
Здесь берите пряники,
А вот здесь – помадку...
Я на белой скатерти
Разложил тетрадку:
– Кто лечил вас, бабушка,
Если вы болели?
Как же вы работали,
Если вы не ели?..

Отвечает бабушка,
Угощая чаем:
– А пирог с капустою
Мы не покупаем,
Я сама пеку его –
Кушайте, касатки!..
Я вожу рассеянно
Ручкой по тетрадке:
– Правда ли, что воду
Из Невы носили?
Сколько же народу
Вы похоронили?..

Отвечает бабушка:
– Что ж вы не едите?
Может быть, оладушков
Вы еще хотите?
Ой, совсем забыла, –
Ешьте шоколадку!..
Мне девчонки шепчут:
– Закрывай тетрадку!..

Съели мы оладушки
И пирог с капустой...
– До свиданья, бабушка,
Было очень вкусно!

Ведущий 2: Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что поняли, увидели, запомнили дети военной поры?

– Многое. Об этом смогут рассказать они сами. О своём военном детстве нам расскажет …

Ведущий 1: (слайд 10) Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей.

Ведущий 2: (слайд 11) Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Александр Бородулин, наша землячка Зинаида Самсонова .

Ведущий 1: (слайд 12) Эти стихи посвящены отважной героине, подпольщице, нашей землячке Зинаиде Самсоновой.

Ученик (читает стихотворение "Зинка"):

Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

– Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: "Выступать вперед!"
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы. –
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав...
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

– Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
1944

Ведущий2 : (слайд 13) Их было много. Имена не всех юных героев сохранила история, но о многих из них написаны стихи и сложены песни.

Песня «Женька».

Ведущий 1: (слайд14) Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. Скольким детям возвратили детство солдаты, подарили радость весны!

Ученик:

Это было в мае на рассвете,
Грохотал у стен Рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
Детский рот перекосил испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг…

Тут он вспомнил, как, прощаясь, летом
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –

Охраняет мир на всей земле!

Ведущий 1: Никогда мы не забудем мужества героев, отдавших жизнь за нас всех. Память о погибших будет вечна. Объявляется минута молчания. (слайд 15)

Ведущий 2: (слайд 16) (звучит «Венский вальс») (исполняется вальс)

Каждый год к нам снова приходит победная весна. Но те, кто уже никогда не увидят празднич-ного салюта, – не состарятся в нашей памяти. Они вечно останутся молодыми. Победа не стареет.

Ведущий 1: Пройдет 50 и 100 лет, а она будет в сердцах народа такой же молодой, как в светлом сорок пятом.

Ведущий 2: Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа, ценой миллионов жизней, в том числе и детских. Их было очень много тех, кто не доучился, не долюбил, не завел семьи, не родил детей.

Ведущий 1: (слайд 17) И в мирное время слышны отголоски этой страшной войны.

Ученик:

Хочу рассказать вам,
Как это случилось,
Как красное зарево к облаку взвилось,
Как люди кричали и плакали дети,
О том, как беды ещё много на свете.

Девчонка по лесу с корзинкой гуляла,
Девчонка в корзинку грибы собирала,
А в детских глазёнках улыбка сверкала.
И вдруг грохнул взрыв – и ребёнка не стало.
А было девчонке так мало, так мало,
Огромная жизнь впереди расцветала.

Всё разом пропало, навеки пропало.
Под старой берёзой беда поджидала.
Трава у воронки огнём полыхала,
Давно там фашистская бомба лежала.

В те страшные годы она не взорвалась
И вот, наконец, свою жертву дождалась.
Будь проклят фашизм и его прародитель –
Людей беззащитных убийца, губитель.

Следы той войны, что ещё и сегодня
Всё так же полны и слезами, и кровью.
Счастливое детство у наших детишек,
У нежных девчонок, у буйных мальчишек.

Да, много беды ещё в мире осталось,
Но мы не допустим,
Чтоб детство прервалось!

Ведущий 1: (слайд 18)

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью– то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!”

Ученик: (слайд 19)

Мир – это главное слово на свете.
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым!

Все (хором):

Мир нужен всем!
Мир! Мир! Мир!

Песня «Пусть всегда будет солнце!».