Использование презентаций имеет ряд преимуществ перед остальными видами и формами приёмов на уроке при объяснении нового материала, закреплении пройденного.
Во-первых, это всегда наглядно, ярко, образно. Презентации экономят время при усвоении нового материала, так как при её создании идёт отбор главных моментов в правилах, выделяются основные грамматические категории, лучше запоминается правила.
Во-вторых, к изготовлению презентаций удобно привлекать учащихся, потому что такое занятие заставляет работать образное мышление, а, следовательно, и лучшее запоминание изучаемого материала обеспечено. Поэтому для учителя вопроса “Зачем?” не существует. Очень полезно поручать составление презентаций учащимся, потому что приходится иногда пересмотреть много (а, следовательно, и повторить) материала, чтобы выбрать нужное. И чем больше форм работ используется на уроках, тем выше коэффициент качества усвоения. Итак, презентации отвечают сразу нескольким требованиям: экономия времени на уроке, наглядность, мобильность, образность, возможность соединить в одном и объяснение нового материала и его закрепление.
Сегодня у каждого учителя появилось много возможностей разнообразить свои уроки. Одна из таких возможностей – создание презентаций при прохождении нового материала. На уроках русского языка я создала сначала для себя учебник русского языка, где выделила основные блоки по морфологии и синтаксису. Например, когда изучаются приставки, на уроке сначала используется такой блок:
Приставки
1 группа – приставки, которые надо запомнить:
В-(во-), взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, (надо-), не-, недо-, о-, об-, (обо-), от-(ото-), пере-, по-, под-, (подо-), пра-, пред-, (предо-), про-, разо-, су-, с-, у-, со-, па-.
Внимание!!!
А вот о приставке С- разговор особый: не любит она проявлять себя при произношении. Поэтому надо запомнить следующее: если слышится З-, то надо писать С-.
Приставки З- вообще не бывает!!!
Исключение: здесь, здешний, здание, здоровье, зги, здравствуй, здравие, здравница.
II группа – нарушители “главного” правила
По сравнению с приставками первой группы приставки второй группы как будто “живут” в другом царстве: все у них наоборот. Они приспосабливаются к соседним буквам, поэтому и пишутся то с буквой -з, а то с -с. Итак, сначала запомним их “в лицо”.
без-бес | звон. глух. | |
воз-вос | б – п | |
низ-нис | приставки на -З пиши
перед звонкими согласными, |
д – т |
раз-рас | в – ф | |
роз-рос | г – к | |
из – ис | ж – ш | |
вз – вс | з – с | |
чрез-черес | р ч | |
м щ | ||
Рассчитать,
рассчитанный, расчет, чрезвычайный, |
л ц н х |
Почему приставки пре- и при- в одной группе? А потому, что у них есть основание — смысл. Прежде всего, научимся “узнавать их в лицо”. Трудные они по двум причинам: во-первых, их правописание зависит от понимания смысла слова, а во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно, а целых шесть правил. И все-таки многие слова не попадают ни под одно из этих шести правил. Их надо запоминать!
ПРИ- | ПРЕ- |
1) приближение | 1) близка к слову “очень” |
2) присоединение | 2) близка к приставке пере- |
3) близость около чего-либо | |
4) неполнота действия (глаголы) |
Запомните!!!
Прибирать, привидение, приверженец, приемлемый, пригожий, притязание, присяга, прикасаться, примерять, причудливый, пригодный, прихотливый, притяжение, принизить, приодеть, приравнять, пристрастный, приспешник, привстать, притерпеться, придирчивый, приумножить. Преподнести, препоручить, препроводить, преподать, преследовать, препятствие, преткновение, превзойти, превозносить, презабавный, превосходить, пререкаться, преломить, преувеличить, преимущество, препровождение, превращение, преобладать, претерпевать, преобразовать, преисполненный, претить, превратный, пренебрегать.
На втором этапе закрепления используются презентации, так как они заставляют работать образное мышление, а, следовательно, и лучшее запоминание изучаемого материала обеспечено. Поэтому для учителя вопроса “Зачем?” не существует. Очень полезно поручать составление презентаций учащимся, потому что приходится иногда пересмотреть много (а, следовательно, и повторить) материала, чтобы выбрать нужное. И чем больше форм работ используется на уроках, тем выше коэффициент качества усвоения. Итак, презентации отвечают сразу нескольким требованиям: экономия времени на уроке, наглядность, мобильность, образность, возможность соединить в одном и объяснение нового материала и его закрепление.