Дидактические игры как средство успешной автоматизации звуков речи у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять»
А.С.Макаренко

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих нарушения речи, в условиях детского сада создаются специальные логопедические пункты, основной задачей которых является коррекция речевых дефектов. Для решения данной задачи в рамках детского сада осуществляется реализация специальных программ. Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра увлеченность, она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности, способствует поиску оптимальных решений.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Работая учителем-логопедом на логопункте при дошкольном учреждении, я занимаюсь, в первую очередь, постановкой и автоматизацией нарушенных звуков. У детей дошкольного возраста процесс автоматизации проходит очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи. Поскольку ведущим видом деятельности является игра, я стала использовать в занятиях разные дидактические игры. Я считаю, что замена однообразных упражнений и тренировок различными дидактическими играми способствует ускоренному и более качественному усвоению материала.

Таким образом, целью своей профессиональной деятельности определила развитие звуковой стороны речи через использование дидактических игр.

Для реализации поставленной цели наметила следующие задачи:

1. Развивать звуковую сторону речи детей через дидактические игры на развитие:

  • слухового внимания;
  • фонематического слуха;
  • артикуляционной моторики;
  • мелкой моторики рук;
  • на постановку и автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях;
  • на автоматизацию в связной речи;
  • на развитие лексико-грамматических конструкций;

2. Систематизировать дидактические игры в методическую копилку; разработать серии занятий на постановку и автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях, на автоматизацию в связной речи, на развитие лексико-грамматических конструкций.

3. Подготовить информационно-консультативный материал для педагогов и родителей.

4. Оснастить логопедический пункт необходимыми пособиями, методической литературой.

5. Выстроить систему работы с педагогическим коллективом детского сада.

6. Привлечь родителей логопатов к коррекционно-развивающей работе через систему индивидуальных консультаций, методических рекомендаций для успешной коррекции звукопроизношения.

Развитие звуковой стороны речи я осуществляю поэтапно. Сначала совершенствую умения узнавать, выделять, различать, звуки близкие артикуляции и акустическим свойствам из ряда звуков, слогов, слов. Затем формирую правильный артикуляционный уклад с помощью специальных занимательных артикуляционных упражнений. И уже только потом ввожу поставленные звуки в самостоятельную речь через дидактические речевые игры с постепенным усложнением речевого материала.

С детьми на логопункте я применяю индивидуальную и групповую формы обучения. Индивидуальная форма работы используется мной для постановки нарушенных звуков, обучения лексическим и грамматическим конструкциям, а групповая – для автоматизации поставленных звуков, пополнения словарного запаса, уточнения грамматических конструкций, звукового анализа слов, обучения связной речи

Организовывая игровую деятельность, я опираюсь на принципы активности, открытости и доступности, динамичности, наглядности, занимательности и эмоциональности, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Работая индивидуально или с группой детей, я применяю различные виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками), настольные печатные игры и словесные игры. На индивидуальных занятиях игры носят характер уточнения, закрепления поставленного звука, работу над звуковым анализом слова, развитием мелкой моторики рук и т.д. На этих занятиях, контроль за правильностью выполнения заданий проводится мной и непосредственно самим ребёнком. На групповых занятиях игры носят соревновательный характер, также дети стараются контролировать не только свою речь, но и речь товарищей. С помощью такого контроля уровень усвоения материала происходит гораздо успешнее.

Веду тесное сотрудничество с педагогом-психологом по работе психолого-медико-педагогического консилиума детского сада, по проблемам детей и в совместных путях коррекционной работы, разрабатываем совместную программу сопровождения на детей с проблемами в развитии. Совместно с воспитателями ведем тетрадь развития речи детей. В этой тетради фиксируется речевое развитие каждого ребёнка на начало, середину и конец года. Совместно с воспитателями планируем и осуществляем индивидуальную работу с нуждающимися детьми, включая игры на автоматизацию звуков и пополнение словарного запаса.

Так же работаю в тесном сотрудничестве с родителями. В индивидуальных беседах с родителями, я в доступной и корректной форме рассказываю о проблемах детей и способах исправления недостатков, описываю, какие игры можно проводить в домашних условиях с ребёнком, на что обратить особое внимание, рекомендую литературу в помощь, показываю способы артикуляционной гимнастики и т.д. Родители с большим удовольствием присутствуют на занятиях с детьми. Так же, на каждую группу, на сайте мной размещаются «Советы логопеда», в которых я рассказываю об актуальных проблемах речевого развития детей разного возраста и посильной помощи со стороны родителей.

Работая над своей темой «Дидактические игры, как средство успешной автоматизации звуков речи у детей дошкольного возраста», я изучаю специальную литературу, средства периодической печати, знакомлюсь с опытом других логопедов.

Такое построение образовательного процесса позволило достичь мне следующих результатов: создала методическую копилку дидактических игр на развитие: слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, на постановку и автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях, на автоматизацию в связной речи, на развитие лексико-грамматических конструкций.

Разработала серии занятий на постановку и автоматизацию звуков [Ш], [Ж], [Л], [Л'], [Р], [Р'] в слогах, словах; подобрала художественное слово на автоматизацию этих звуков в связной речи. Так же разработала серии занятий на развитие лексико-грамматического строя речи, по основным лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Деревья», «Грибы», «Одежда», «Перелётные птицы», «Зима», «Дикие животные и их детёныши», «Домашние животные и их детёныши», «Зимующие птицы», «Мебель», «Инструменты», «Транспорт», «Весна», «Профессии», «Растения луга», «Космос», «Насекомые». Выстроила систему работы с педагогическим коллективом ДОУ. Привлекла родителей логопатов к коррекционно-развивающей работе через систему индивидуальных консультаций, методических рекомендаций для успешной коррекции звукопроизношения. Подготовила информационно-консультативный материал для педагогов и родителей; оснастила логопедический пункт необходимыми пособиями, методической литературой, приобрела, дидактические игры оформила картотеку игр по секциям.

Принимаю активное участие в работе детского сада – выступаю на педагогических советах, семинарах, консультациях, в детских праздниках. Участвовала в семинаре с докладом «Развитие мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности», в круглом столе по теме «Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», «Игры на автоматизацию звуков в словах». Приняла участие, акция «Педагогическая мастерская» ( где показала открытое занятие «Автоматизация звука [Р] с использованием дидактических игр»);

Таким образом, при использовании дидактической игры создаются благоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения речевых нарушений.