Цели:
- формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;
- развивать способность оценивать позитивные и негативные поступки героев литературных произведений;
- развивать связную интонационно выразительную речь.
Материал: медиаустановка; иллюстрации сказок: «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
Если желаешь «Доброго утра»,
Ты поступаешь очень мудро.
И очень глупо, если лень
Громко сказать при встрече:
– Добрый день!
Или: – Добрый вечер!
Если сон смыкает очи
И тебя отправят спать,
Всем скажи: – Спокойной ночи!
А потом иди в кровать.
Воспитатель поднимает правую руку.
Воспитатель: Это ручка – мальчики, эта ручка (поднимает левую руку) – девочки. Пальчики – мальчики, поздоровайтесь с девочками (здороваясь, нужно поочередно прикоснуться кончиками одноименных пальцев, и каждый раз произносить: «Здравствуйте, рад вас видеть»).
Воспитатель: Что означает волшебное слово «Здравствуй»?
Дети: Я рад тебя видеть здоровым, я желаю тебе крепкого здоровья.
Воспитатель: А приветствия «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер»?
Дети: Люди, услышав эти слова, становятся добрее.
Воспитатель: С кем вам приятнее встречаться: с тем, кто вам улыбается или с тем, кто хмур и зол?
Детские ответы.
Воспитатель: Радостная улыбка делает людей счастливыми. А как можно поздороваться на расстоянии, чтобы не кричать?
Дети: Помахать рукой или кивнуть.
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Кулачок-сундучок волшебных слов». В правой руке 5 вежливых мальчиков, а в левой – 5 вежливых девочек. Соберите их в сундучок-кулачок, пусть пошепчутся, и послушайте, о чем они говорят. Поднесите к уху и слушайте из кулачка-сундучка слова девочек и мальчиков. А теперь скажите, что услышали?
Детские варианты.
Воспитатель:
Соня знает слов немало
Но одно из них пропало,
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Соня:
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:
Дети: Спасибо!
Воспитатель: Когда мы используем это слово?
Дети вспоминают жизненные ситуации.
Воспитатель:
Вероника знает слов немало
Но одно из них пропало,
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Вероника:
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать:
Дети: Пожалуйста!
Воспитатель: Скажите, когда мы его произносим?
Дети вспоминают жизненные ситуации.
Воспитатель:
Лиза знает слов немало
Но одно из них пропало,
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Лиза:
Если вы кого-то обидели случайно,
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите:
Дети: Извините!
Воспитатель: А когда это слово вспоминаем?
Дети вспоминают жизненные ситуации.
Физминутка «Игра-упражнение пожалуйста»
Воспитатель: Я буду показывать движения, а вы за мной их повторяйте в том случае, если я скажу пожалуйста. Будьте внимательны.
Воспитатель: А теперь – сказочная викторина. (На экране высвечивается иллюстрация сказки«Заюшкина избушка»).
– Что случилось с зайчиком?
Детские ответы.
Воспитатель: Кто помог зайчику?
Дети: Петушок. (появляется другая иллюстрация этой сказки)
Воспитатель: Какое слово за помощь сказал зайчик петушку.
Дети: Спасибо.
(Высвечивается иллюстрация к сказке «Репка»)
Воспитатель: А это, что за сказка?
Дети: Репка.
Воспитатель: С чего начинается эта сказка?
Детские ответы.
Воспитатель: Смог дедка вытянуть репку? Почему?
Детские ответы (появляется другая иллюстрация этой сказки)
Воспитатель: С какими словами дедка обращался за помощью?
Дети: Помогите пожалуйста.
(Высвечивается иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»)
Воспитатель: Что произошло с Ванечкой?
Детские ответы.
Воспитатель: Кто спас мальчика?
Дети: Сестрица Алёнушка.(появляется другая иллюстрация этой сказки)
Воспитатель: Как вы думаете, что сказала Алёнушка брату при встрече?
Дети: Извини пожалуйста, что оставила тебя одного.
Воспитатель: Чему учат эти сказки? Какими надо быть?
Дети: Быть добрыми, внимательными, вежливыми.
Воспитатель: Да, ребята. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.