Занятие по культуре речи в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

  • формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;
  • развивать способность оценивать позитивные и негативные поступки героев литературных произведений;
  • развивать связную интонационно выразительную речь.

Материал: медиаустановка; иллюстрации сказок: «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

Если желаешь «Доброго утра»,
Ты поступаешь очень мудро.
И очень глупо, если лень
Громко сказать при встрече:
Добрый день!
Или: – Добрый вечер!
Если сон смыкает очи
И тебя отправят спать,
Всем скажи: – Спокойной ночи!
А потом иди в кровать.

Воспитатель поднимает правую руку.

Воспитатель: Это ручка – мальчики, эта ручка (поднимает левую руку) – девочки. Пальчики – мальчики, поздоровайтесь с девочками (здороваясь, нужно поочередно прикоснуться кончиками одноименных пальцев, и каждый раз произносить: «Здравствуйте, рад вас видеть»).

Воспитатель: Что означает волшебное слово «Здравствуй»?

Дети: Я рад тебя видеть здоровым, я желаю тебе крепкого здоровья.

Воспитатель: А приветствия «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер»?

Дети: Люди, услышав эти слова, становятся добрее.

Воспитатель: С кем вам приятнее встречаться: с тем, кто вам улыбается или с тем, кто хмур и зол?

Детские ответы.

Воспитатель: Радостная улыбка делает людей счастливыми. А как можно поздороваться на расстоянии, чтобы не кричать?

Дети: Помахать рукой или кивнуть.

Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Кулачок-сундучок волшебных слов». В правой руке 5 вежливых мальчиков, а в левой – 5 вежливых девочек. Соберите их в сундучок-кулачок, пусть пошепчутся, и послушайте, о чем они говорят. Поднесите к уху и слушайте из кулачка-сундучка слова девочек и мальчиков. А теперь скажите, что услышали?

Детские варианты.

Воспитатель:

Соня  знает слов немало
Но одно из них пропало,
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.

Соня:

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Когда мы используем это слово?

Дети вспоминают жизненные ситуации.

Воспитатель:

Вероника знает слов немало
Но одно из них пропало,
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.

Вероника:

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать:

Дети: Пожалуйста!

Воспитатель: Скажите, когда мы его произносим?

Дети вспоминают жизненные ситуации.

Воспитатель:

Лиза знает слов немало
Но одно из них пропало,
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.

Лиза:

Если вы кого-то обидели случайно,
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите:

Дети: Извините!

Воспитатель: А когда это слово вспоминаем?

Дети вспоминают жизненные ситуации.

Физминутка «Игра-упражнение пожалуйста»

Воспитатель: Я буду показывать движения, а вы за мной их повторяйте в том случае, если я скажу пожалуйста. Будьте внимательны.

Воспитатель: А теперь – сказочная викторина. (На экране высвечивается иллюстрация сказки«Заюшкина избушка»).

– Что случилось с зайчиком?

Детские ответы.

Воспитатель: Кто помог зайчику?

Дети: Петушок. (появляется другая иллюстрация этой сказки)

Воспитатель: Какое слово за помощь сказал зайчик петушку.

Дети: Спасибо.

(Высвечивается иллюстрация к сказке «Репка»)

Воспитатель: А это, что за сказка?

Дети: Репка.

Воспитатель: С чего начинается эта сказка?

Детские ответы.

Воспитатель: Смог дедка вытянуть репку? Почему?

Детские ответы (появляется другая иллюстрация этой сказки)

Воспитатель: С какими словами дедка обращался за помощью?

Дети: Помогите пожалуйста.

(Высвечивается иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»)

Воспитатель: Что произошло с Ванечкой?

Детские ответы.

Воспитатель: Кто спас мальчика?

Дети: Сестрица Алёнушка.(появляется другая иллюстрация этой сказки)

Воспитатель: Как вы думаете, что сказала Алёнушка брату при встрече?

Дети: Извини пожалуйста, что оставила тебя одного.

Воспитатель: Чему учат эти сказки? Какими надо быть?

Дети: Быть добрыми, внимательными, вежливыми.

Воспитатель: Да, ребята. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.