Цель: развивать читательский интерес, расширять знания учащихся о сказках, развитие речи учащихся, умение работать в группе.
Ход мероприятия
1. Представление команд.
Название, девиз, эмблема, песня (это домашнее задание; название, девиз, эмблема, песня составляют единое целое и по тематике связаны со сказками).
2. Разминка.
- Как мужик разделил без обиды одного гуся семерым: барину, барыне, их двум сыновьям, двум дочерям и себя не обидел?
- Кто с кем такой дележ устраивал: твои вершки, а мои корешки?
- Почему Морозец в литовской сказке «Мороз и Морозец» легко заморозил толстого-претолстого барина и не смог заморозить тощего мужика?
- Как бременские музыканты напугали разбойников?
- Какими словами обычно начинаются сказки?
- Какими словами заканчиваются сказки?
3. Волшебный диафильм.
Большие иллюстрации, нарисованные детьми к любимым сказкам, склеили как диафильм. Иллюстрации по очереди показывают командам, которые угадывают название сказки и ее автора.
4. Узнай героев по диалогам.
а) - Вот так шутка! В первый раз вижу, как лиса в утку обратилась...
Ну и хитер зверь!
- Дедушка, Лиса убежала.
- Убежала? Вот тебе, старуха, и воротник к шубе... Что же теперь буду делать, -
а? Ну и грех вышел... а ты, глупая, зачем тут плаваешь?
- А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко
попорчено...
- Ах, глупая, глупая! Да ведь замерзнешь тут или Лиса тебя съест... Да... А мы
вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются... А весной ты
старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Вот то-то, глупая...
б) - Лейко, гляди-ка, вон она!
- Я и глазки разглядел!
- А я хвостик видел! Она им как упрется и подскочит.
- Думаешь, я не видел?
- Сейчас. Золота добудем!
- Что ты делаешь? Загубишь себя! Тут поди-ка, черная беда рассыпана!
- Не допущу в том месте рыться! Себя загубишь. Надо с другой стороны.
- Никогда этого не будет! Загинешь там. Сам видел, как в ту сторону черная пыль
сыпалась. (Дерутся. До реву. Потом успокоились.)
- Как она нам головы закружила!
- Обоим навстречу показалась.
- Насмеялась, над нами. До драки довела, а к месту не подступишься.
- В другой раз, не прогневайся, не позовем.
- Умрем, а не позовем!
в) - Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!
- Кто меня зовет? (За сценой.)
- Это я Петя!
- А почему голос у тебя сегодня такой хриплый?
- А я и сам удивляюсь.
- Ой! (Вскрикивает тетя Наташа, появляясь на сцене.)
- Тетя Наташа, что с вами?
- Как что? Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его
дедушка.
- Какой же я дедушка! Я Петя, ученик 3 класса.
- Да вы посмотрите в зеркало.
(Уходит. Петя смотрит в зеркало. Видит свою окладистую бороду, усы. Побежал.
Кричит басом.)
- Мама!
(Из-за кулис входит мама.)
- Вам кого, дедушка?
- Ты меня не узнаешь?
- Простите, нет. (Уходит.)
(Петя один.)
- Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни
друзей... И главное – ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или
доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я только
ученик 3 класса! Мне даже пенсии не дадут, ведь я только 3 года работал. Да и
как работал – на двойки да на тройки. Что же со мной будет? Бедный я
старик! Несчастный мальчик! Чем же все это кончится?
г) (Заткнув пальцем горлышко бутылки и, поднеся ее к губам, он сделал
вид, что пьет.)
- Ах, какая чудесная, холодная, свежая вода!
- А это вода чистая? (Облизывается.)
- Еще бы! Она прозрачнее слезы!
- А в ней нет микробов?
- Помилуйте! Эту воду очистили и процедили два знаменитых профессора. Микробы
они оставили себе, а воду дали мне за то, что я починил им туфли. (Притворяется,
что пьет вод из бутылки.)
- Как это у вас получается, что эта бутылка все время остается полной?
- Дело в том, что эта бутылка подарок моего покойного дедушки. Она волшебная и
никогда не бывает пустой.
- А вы мне не позволите отхлебнуть хоть немного, хоть глоточек? Один глоточек!
- Глоточек? Да пейте сколько хотите! Я же сказал вам, что моя бутылка никогда не
пустеет! (Протягивает бутылку, собеседник схватил ее и с жадностью пьет.)
- Как, уже все? А вы сказали, что бутылка волше... (Засыпает.)
Отрывки инсценируют.
5. Узнай по портрету героя.
а) Чей портрет? Как называется сказка? Кто ее написал?
Правду молвить, молодица
Высока, стройна, бела.
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
б) А это о ком сказка? В какой сказке? Кто автор?
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
в) Кто это такой? В сказке какого писателя вы о нем читали?
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый...
г) Кто же это такая разнаряженная? Кто и где о ней рассказал? Что с ней случилось после?
В дорогой собольей душегрейке
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
д) А это кто такой? Из какой сказки?
Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
е) В какой сказке вы прочли про эту красавицу? Кто автор сказки?
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит.
ж) Подумайте хорошенько, – о ком так рассказывает писатель, в какой книге?
Он жил вместе с волчатами, и отец Волк учил его. Потому каждый шорох в траве, каждое дуновение теплого ночного ветерка, каждый крик совы над головой, каждое движение летучей мыши..., каждый всплеск маленькой рыбки в пруду очень много значили для него. Когда он ничему не учился, он дремал, сидя на солнце, ел и опять засыпал. Когда ему было жарко и хотелось освежиться, он плавал в лесных прудах, а когда ему хотелось меду, (он узнал от медведя, что мед и орехи так вкусны, как и сырое мясо) он лез прямо на дерево. Пантера показала ему, как это делается.
з) Кто этот обжора? У какого писателя, в какой сказке о нем рассказано?
Когда он был еще молод, он спал с вечера до утра, чтобы успеть переварить все, что съел за день. Но потом он сказал себе: «Спать – это только время терять: ведь когда я сплю, я не могу есть! Поэтому он решил питаться и ночью, оставив для пищеварения два часа в сутки.
и) Кто это? Где ты с ней встречался? Кто о ней написал?
Одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти, расти, пока наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллиона снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда и все же живая! Глаза её сияли, как звезды, но в них не было теплоты, ни доброты.
к) Кто эта такая? Кто нам о ней рассказал?
Веселенько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава зеленая да цветы лесные. На березе уж листочки зашумели. А она того больше старается, припевать стала:
У меня тепло! У меня светло! Красно летичко!
А сама волчком да волчком – сарафанчик пузырем.
л) Из какой сказки этот великан? Какого народа эта сказка?
Он заслонил собой солнце, и стало темно, как в сумерки. Он был огромного роста, голова его была как купол, руки – как вилы, ноги – как подорожные столбы, рот как пещера, а глаза метали искры.
м) У какого автора в сказке вы прочли про этого урода? Неужели это он!
Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, а он почти совсем не мог ее повернуть, а ростом он был такой же как семь лет назад – совсем маленький
6. Сума с потерянными вещами.
а) А вот рыба и оторванный волчий хвост. Ну, это вы сразу угадаете?
б) Маленький, красивый, шелковый мешочек с гречневой крупой. Ах, как жаль! В мешочке дырочка, и крупа из него сыплется. Скорее помогите, а то быть беде.
в) Головка сыра.
г) Вот какой красивый горшочек! Весь увешан бубенчиками. Слышите, бубенчики названивают старую песенку. Откуда он?
д) А вот зеркальце? А это что? Яблочко, наливное, золотое, поглядите-ка, видны зернышки насквозь. Нет, нет! Не трогайте его, оно ядовитое. Осторожно!
е) А вот еще зеркало. Ой, нет. Осколок только. Нехорошее это зеркало, злое; а что тут еще? А какое хорошее платьице, а еще что Муфта? А ну, куда их нам девать в какую сказку?
ж) А вот еще лампа и кольцо. Интересно, откуда они?
з) Комочек олова и обгорелая черная брошка! Видно, они побывали в печке, куда же их?
и) Ой, уколола, палец больно! Ох, да это веретено! Ой, какое колючее!
к) Сколько тут орешков! Ух, как много! Да не простые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд.
л) Еще одно зеркало – туалет из хрусталя восточного, венец золотой из камней самоцветных, а это что? Чуть не сломала... цветочек... краше которого на свете нет.
м) А тут полено, курточка из коричневой бумаги, ярко-зеленые штанишки, туфли из старого голенища, шапочка – колпачок с кисточкой. Огромная нечесаная борода и семихвостая плетка. Ну, теперь – то вы знаете, в какую сказку надо вернуть эти вещи.
Обычно собираю волшебные вещи в красочный мешок
7. Музыкальный конкурс.
Звучат мелодии и песни из мультфильмов. Дети называют его, а также сказку и автора сказки, по которой создан мультфильм
Оформление:
- Выставка книг.
- На доске присказки и пословицы.
- Выставка рисунков (это тоже домашнее задание).
В конце внеклассного мероприятия вручается призы:
- Команде победительнице.
- Лучшим игрокам команд.
- Победителям конкурса рисунков.