Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Разделы: Начальная школа


Задача:

  1. Научить писать имена существительные с шипящими на конце.
  2. Продолжить работы над развитием речи.
  3. Воспитывать умение слушать мнение другого, выражать свои мысли.

План:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Запись даты в тетради.
  3. Чистописание. Актуализация первичных знаний.
  4. Орфографическая работа. Актуализация первичных знаний. Комментированное письмо.
  5. Постановка задачи урока.
  6. Постановка проблемного вопроса.
  7. Формулировка темы урока.
  8. Решение проблемы.
  9. Проверка полученных знаний.
  10. Физкультурная минутка.
  11. Закрепление полученных знаний.
  12. Работа над предложением.
  13. Домашнее задание.
  14. Обобщение.
  15. Релаксация.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом? (Составить рассказ из пяти предложений о весне, используя опорные слова.)

- Чему учились, выполняя это задание?

- Проверка домашнего задания будет производиться в группах. Прослушайте все сочинения в своей группе и выберете наиболее удачное для зачитывания вслух перед классом (работа в группах).

У доски прочитываются лучшие сочинения.

- Что понравилось в тексте товарища?

- Какую отметку вы бы ему поставили?

2. Запись даты в тетради.

3. Чистописание. Актуализация первичных знаний.

На доске записаны буквы: ж, ш, ч, щ.

- Что объединяет все эти буквы? (Они шипящие.)

- На две группы можно разделить эти буквы? (ч, щ обозначают мягкий звук, ж, ш обозначают твёрдый звук.)

- Прописываем буквы в тетради.

4. Орфографическая работа. Актуализация первичных знаний. Комментированное письмо.

- Вставьте в слова пропущенные буквы: площ_дь, лаг_рь, п_льто, п_н_дельник, с_мья, д_ревья.

- Какая буква встречается во всех этих словах? (Буква мягкий знак.)

- Какой звук обозначает буква мягкий знак? (Мягкий знак звука не обозначает.)

- Зачем же необходима эта буква? (Мягкий знак служит для смягчения согласных, например, в словах площадь, лагерь, пальто, понедельник. В словах семья и деревья – разделительный мягкий знак.)

5. Постановка задачи урока.

- Сегодня я познакомлю вас с новой ролью мягкого знака в словах.

Игра «день и ночь».

- Ночь. Определите на слух, какими звуками оканчиваются эти слова: луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь.

- День (эти слова заканчиваются шипящими звуками).

6. Постановка проблемного вопроса.

- А теперь посмотрите на доске (экране) как эти слова пишутся. Какой вопрос у вас возник? (Когда нужно писать мягкий знак, а когда – нет?)

7. Формулировка темы урока.

- Ответить на этот вопрос – задача нашего урока. Давайте сформулируем тему урока и запишем её в тетрадь. (Мягкий знак на конце существительных после шипящих.)

8. Решение проблемы.

- Выскажите свои предположения по решению данной проблемы (выслушиваются ответы детей).

- Запишите эти существительные в два столбика по родам.

- Самостоятельная работа в тетрадях.

- Что вы заметили? (Имена существительные женского рода с шипящими на конце пишутся с мягким знаком, а имена существительные мужского с шипящими на конце пишутся без мягкого знака.)

9. Проверка полученных знаний.

- Давайте проверим наши предположения по учебнику (работа с правилом в учебнике).

10. Физкультурная минутка.

11. Закрепление полученных знаний.

- Составьте словосочетания по схеме: прилагательное + существительное с шипящим звуком на конце. Прилагательное записано на откидной доске, а существительные вы подберёте сами.

Дети работают «по цепочке» у доски.

  • Солнечный ______, ночной ______, длинный ______, верный ______,
    тёмная ______, скрипичный ______, скорая ______, дорогая ______,
    русская ______, полевая ______, славный ______.

12. Работа над предложением.

- Составьте предложение с одним из этих словосочетаний.

Самостоятельное выполнение упражнения по данной теме из учебника. Проверка.

13. Домашнее задание.

Упражнение из учебника по данной теме.

- Какое задание предлагают авторы учебника?

- Чему вы будете учиться, выполняя это задание?

14. Обобщение.

- Какое открытие мы сегодня сделали на уроке? (Имена существительные женского рода с шипящими на конце пишутся с мягким знаком, а имена существительные мужского с шипящими на конце пишутся без мягкого знака.)

Игра «Где спрятался мягкий знак?».

На карточке мягкий знак (или предполагаемое место мягкого знака) закрыт.

(Приложение 1)

Карточка №1.
Овощ, нож, рожь, печь.

Карточка №2.
Мяч, обруч, этаж, дочь.

Карточка №3.
Вещь, плащ, помощь, багаж.

Карточка №4.
Ёрш, тишь, товарищ, лещ.

Карточка №5.
Шалаш, мышь, камыш, ночь.

15. Релаксация.

- Как здорово, что вы так быстро и грамотно умеете находить мягкий знак после шипящих. Определите, есть ли мягкий знак в этих словах: отрежь, нарисуешь (мягкий знак закрыт).

Дети предлагают разные варианты, а потом приходят к выводу, что изученное правило к этим словам не подходит, так как это глаголы.

- Ребята вы молодцы. К сожалению, наш урок закончился, но следующих уроках русского языка мы с вами обязательно выясним роль мягкого знака в написании глаголов. Любите школу, тянитесь к знаниям, и у вас всё получится.