Задача:
- Научить писать имена существительные с шипящими на конце.
- Продолжить работы над развитием речи.
- Воспитывать умение слушать мнение другого, выражать свои мысли.
План:
- Проверка домашнего задания.
- Запись даты в тетради.
- Чистописание. Актуализация первичных знаний.
- Орфографическая работа. Актуализация первичных знаний. Комментированное письмо.
- Постановка задачи урока.
- Постановка проблемного вопроса.
- Формулировка темы урока.
- Решение проблемы.
- Проверка полученных знаний.
- Физкультурная минутка.
- Закрепление полученных знаний.
- Работа над предложением.
- Домашнее задание.
- Обобщение.
- Релаксация.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом? (Составить рассказ из пяти предложений о весне, используя опорные слова.)
- Чему учились, выполняя это задание?
- Проверка домашнего задания будет производиться в группах. Прослушайте все сочинения в своей группе и выберете наиболее удачное для зачитывания вслух перед классом (работа в группах).
У доски прочитываются лучшие сочинения.
- Что понравилось в тексте товарища?
- Какую отметку вы бы ему поставили?
2. Запись даты в тетради.
3. Чистописание. Актуализация первичных знаний.
На доске записаны буквы: ж, ш, ч, щ.
- Что объединяет все эти буквы? (Они шипящие.)
- На две группы можно разделить эти буквы? (ч, щ обозначают мягкий звук, ж, ш обозначают твёрдый звук.)
- Прописываем буквы в тетради.
4. Орфографическая работа. Актуализация первичных знаний. Комментированное письмо.
- Вставьте в слова пропущенные буквы: площ_дь, лаг_рь, п_льто, п_н_дельник, с_мья, д_ревья.
- Какая буква встречается во всех этих словах? (Буква мягкий знак.)
- Какой звук обозначает буква мягкий знак? (Мягкий знак звука не обозначает.)
- Зачем же необходима эта буква? (Мягкий знак служит для смягчения согласных, например, в словах площадь, лагерь, пальто, понедельник. В словах семья и деревья – разделительный мягкий знак.)
5. Постановка задачи урока.
- Сегодня я познакомлю вас с новой ролью мягкого знака в словах.
Игра «день и ночь».
- Ночь. Определите на слух, какими звуками оканчиваются эти слова: луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь.
- День (эти слова заканчиваются шипящими звуками).
6. Постановка проблемного вопроса.
- А теперь посмотрите на доске (экране) как эти слова пишутся. Какой вопрос у вас возник? (Когда нужно писать мягкий знак, а когда – нет?)
7. Формулировка темы урока.
- Ответить на этот вопрос – задача нашего урока. Давайте сформулируем тему урока и запишем её в тетрадь. (Мягкий знак на конце существительных после шипящих.)
8. Решение проблемы.
- Выскажите свои предположения по решению данной проблемы (выслушиваются ответы детей).
- Запишите эти существительные в два столбика по родам.
- Самостоятельная работа в тетрадях.
- Что вы заметили? (Имена существительные женского рода с шипящими на конце пишутся с мягким знаком, а имена существительные мужского с шипящими на конце пишутся без мягкого знака.)
9. Проверка полученных знаний.
- Давайте проверим наши предположения по учебнику (работа с правилом в учебнике).
10. Физкультурная минутка.
11. Закрепление полученных знаний.
- Составьте словосочетания по схеме: прилагательное + существительное с шипящим звуком на конце. Прилагательное записано на откидной доске, а существительные вы подберёте сами.
Дети работают «по цепочке» у доски.
- Солнечный ______, ночной ______, длинный ______, верный ______,
тёмная ______, скрипичный ______, скорая ______, дорогая ______,
русская ______, полевая ______, славный ______.
12. Работа над предложением.
- Составьте предложение с одним из этих словосочетаний.
Самостоятельное выполнение упражнения по данной теме из учебника. Проверка.
13. Домашнее задание.
Упражнение из учебника по данной теме.
- Какое задание предлагают авторы учебника?
- Чему вы будете учиться, выполняя это задание?
14. Обобщение.
- Какое открытие мы сегодня сделали на уроке? (Имена существительные женского рода с шипящими на конце пишутся с мягким знаком, а имена существительные мужского с шипящими на конце пишутся без мягкого знака.)
Игра «Где спрятался мягкий знак?».
На карточке мягкий знак (или предполагаемое место мягкого знака) закрыт.
Карточка №1.
Овощ, нож, рожь, печь.
Карточка №2.
Мяч, обруч, этаж, дочь.
Карточка №3.
Вещь, плащ, помощь, багаж.
Карточка №4.
Ёрш, тишь, товарищ, лещ.
Карточка №5.
Шалаш, мышь, камыш, ночь.
15. Релаксация.
- Как здорово, что вы так быстро и грамотно умеете находить мягкий знак после шипящих. Определите, есть ли мягкий знак в этих словах: отрежь, нарисуешь (мягкий знак закрыт).
Дети предлагают разные варианты, а потом приходят к выводу, что изученное правило к этим словам не подходит, так как это глаголы.
- Ребята вы молодцы. К сожалению, наш урок закончился, но следующих уроках русского языка мы с вами обязательно выясним роль мягкого знака в написании глаголов. Любите школу, тянитесь к знаниям, и у вас всё получится.