Формирование познавательного интереса в преподавании физики

Разделы: Физика


... я просматриваю сокровища древних мудрых мужей,
которые оставили нам последние в своих сочинениях
и если мы встретим что-либо хорошее, заимствуем
и считаем великой для себя прибылью.
( Сократ)

Физика как учебный предмет открывает исключительные возможности для развития познавательных и творческих способностей детей. Эта наука формирует современные представления об окружающем материальном мире, развивает умения наблюдать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, строить теоретические модели, планировать и осуществлять физические опыты для проверки следствий предложенных теорий, анализировать результаты и практически применять в повседневной жизни полученные знания.

Для успешного решения этих важных задач необходимо формирование познавательного интереса.

В триединой задаче обучение, развитие и воспитание личности – интерес является связующим звеном между ее сторонами.

Рисунок 1

Интересно – значит понятно.

Интерес в обучении – важный и благоприятный фактор развития личности и самостоятельности. Чтобы вызвать стремление к самовоспитанию определенных качеств и свойств личности необходимо пробудить мотивационную сферу ребенка.

Роль познавательного интереса и его значение в успешном обучении признавали выдающиеся педагоги.

«Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» – писал К.Д. Ушинский.

Он разработал систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям.

Схема пути формирования интереса \по Ушинскому\:

  • любопытство;
  • заинтересованность;
  • познавательная активность;
  • научная любознательность;
  • глубокое изучение предмета.

В процессе обучения зарождаются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. Проблема формирования познавательного интереса это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках, от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания активным достоянием школьника .

Метод (от греческого слова metodos – буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

К методам стимулирования мотивов интереса к учению относятся:

  • познавательные игры;
  • учебные дискуссии;
  • неожиданность;
  • занимательность;
  • парадоксальность;
  • создание ситуации новизны;
  • создание ситуации успеха.

Среди различных методов обучения познавательные игры и учебные дискуссии имеют ряд преимуществ для формирования знаний, умений и развития мыслительной деятельности.

Приложение 1 – таблица «Сравнительные возможности различных методов обучения»

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает информационным и мотивационным воздействием.

Одним из интереснейших методов обучения является метод эмоционального стимулирования – прием создания на уроке ситуации занимательности.

«Загадки я помещал не с целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение, дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому , что живописная и интересная для него загадка ляжет прочно в его памяти ...»
К.Д.Ушинский

Сказанные много лет назад, слова эти и сегодня актуальны.

На уроках ученикам можно предложить пословицы, рассказы с « моралью», загадки, игры «разума».

Пример 1. Прочитав пословицы, ответь на вопросы.

- О каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в пословице?
- Каков ее физический смысл?
- Верна ли пословица с точки зрения физики?

  1. Пошло дело как по маслу (русская).
  2. Угря в руках не удержишь (французская).
  3. Что круто – легко катится (японская).
  4. Лыжи скользят по погоде (финская).
  5. Из навощенной нити трудно плести сети (корейская).
  6. Сильная река и вверх потечет (осетинская).

Пример 2. Физика в сказках.

Как сумасшедший победил налуслепа (сказка атолла Улити, Океания).

«Он закрыл глаза, а люди пошли прятаться. Но прятаться они не стали. Вместо этого они выбрали кокосовую пальму и согнули её. Затем сумасшедший велел своему другу сбегать к лодке и принести веревку. Один конец веревки они привязали к верхушки пальмы, а на другом конце сделали петлю...
Иалуслеп (людоед) пошел на его голос, и когда он приблизился к ловушке, сумасшедший крикнул: «Ха!» Великан повернулся в его сторону и попал ногой в петлю. Ловушка сработала, пальма распрямилась, и налуслеп повис вниз головой»?

- Действие, какой силы вы узнаете в этом эпизоде?

Первая оленья нарта (хантыйская сказка).

«Два ханта решили построить нарты. У них есть олени, и они где-то слышали, что на оленях надо ездить. Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик ничего не обтесал, сучками ствол оставил, другой всё снял и сделал его гладким. Каждый сделал нарту, она одного человека держит. Один поехал – только пыль столбом; у другого олени тянут, тянут – и никак: сучки обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него всё гладко сделано, а мы весь лес вместо с талой землей тащим за собой, у нас силы нет». С того времени стали обстругивать всё гладко снизу»?

- Почему деревья при изготовлении нарт «стали обстругивать гладко»?

Пример 3. Игры «разума».

Забрось орехи.

Берем в одну руку большой пластиковый стакан из-под сметаны, а в другую руку – 2 грецких ореха. Немного разводим руки и стараемся по очереди забросить в стакан орехи. Первый забросит легко, а вот как забросит второй, что бы не вылетел первый, надо думать.

Выдуй монетку.

В рюмку кладем копейку, а сверху – пятак. Нужно дунуть в рюмку так, чтобы копейка вылетела, а пятак остался. (Успех зависит не от силы дыхания, а от направления струи воздуха, – она должна проходить вдоль рюмки. В струе давление понижается, и атмосферное давление выталкивает монетку из рюмки.)

Мыльные пузыри.

Для приготовления мыльного раствора берем воду и строгаем туда любое мыло, добавляем немного глицерина и сахара, чтобы пузыри держались дольше. Фанерку обматываем шерстяной тряпкой. Выдуваем мыльный пузырь (с помощью согнутой проволочки или пластмассовой трубочки для коктейля) и подбрасываем его, как мячик, на фонаре или картоне. У кого больше подпрыгнет?

Пример 4. Занимательные факты.

Предельная температура, которую может перенести человек, это 160°С. Это было доказано английскими физиками Бланденом и Чентури путем эксперимента. В 1928 году сообщалось и о 170°С, но достоверность этих сведений сомнительна. Температуру 104°С человек может терпеть 26 минут, 93°С – 33 минуты, а 71°С – 1час. Установлено это в ходе эксперимента со здоровыми людьми – добровольцами.

Пример 5. Задача в стихах.

Летел, летел лепесток,
Не на запад и восток,
А на север, через юг,
Возвратился, сделав круг.
Через час у ног упал.
Его ты скорость посчитал?

Решение. Понятно, что лепесток летел по земному меридиану, так что длина его пути равна длине меридианам, а скорость соответственно равна:

Приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления, нравственного переживания вызывают эмоциональную приподнятость, которая приводит к появлению радости познания.

Литература.

  1. «Педагогика» под редакцией Ю.Б. Бабанского, «Просвещение», - М., 1983.
  2. Поташник М.М.Требования к современному уроку. - М., 2007.
  3. Формирование ключевых компетенций при решении физических задач Методические рекомендации. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011.
  4. «Первое сентября» серия «Физика», 19/06.
  5. Малофеев Р.И. Творческие экспериментальные задания по физике.9-11 классы. -М.: Школьная пресса, 2003.
  6. Решанова В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физики: Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 1985.