Занятие по логопедии по теме "Формирование слогового анализа и синтеза. Алгоритм слогоделения"

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

  • Образовательная: закрепление умения делить многосложные слова на слоги (со стечением согласных и без); Осуществлять межпредметные связи (учить работать с картой города и справочником);
  • Коррекционная: развитие зрительного и слухового внимания, пространственных представлений, долговременной памяти, логического мышления, связной речи;
  • Воспитательная: воспитывать любознательность, любовь к нашему городу.

Оборудование занятия:

  1. Учебные принадлежности учащихся;
  2. Вещи, «оставленные на месте преступления»;
  3. Слоговая таблица;
  4. Карточки с заданиями для учеников;
  5. Направление в детективное агентство;
  6. Карта города Санкт-Петербург из городского справочника;
  7. Компьютер.

План занятия.

Этап занятия. Примечания.
1 Организационный момент  
2 Введение в тему. Чтение вырезки из газеты Презентация
3 Подбор слов по заданной теме  
4 Составление портрета преступника по оставленным уликам Вещи с « места преступления»
5 1 способ шифровки (деление слов на слоги) Карточки
6 Физ. минутка  
7 2 способ шифровки (составление слов из слогов) Карточки
8 Итог занятия Справочник
9 Организационный момент  

Ход занятия.

1. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в своём кабинете. Проверьте наличие всех необходимых учебных принадлежностей для урока.

2. Сегодня утром, просматривая газеты, я нашла очень интересное объявление. Я думаю, что оно вас заинтересует. Прочитайте его, пожалуйста.

Уважаемые господа!

Спешим довести до вашего сведения, что открывается дополнительный конкурсный набор в частное сыскное агентство «Шерлок Холмс». Предлагаем попробовать свои силы в частном розыске и стать нашими агентами.

Администрация агентства « Шерлок Холмс».

- Что поняли из текста? (Краткий пересказ прочитанного).

- Почему агентство называется Шерлок Холмс? (в честь вымышленного знаменитого сыщика)

- Каких ещё вымышленных героев-сыщиков вы знаете?

Показ презентации (смотри приложение 1).

- Что такое конкурсный набор? (Когда из нескольких человек выбирают лучшего).

- Так вот, чтобы пройти этот конкурс и стать лучшими, нам надо потренироваться.

3. Для начала, давайте подберём слова, которые относятся к понятию детективное агентство. Например, какие слова относятся к понятию школа? (класс, урок, учитель, учебники). А к понятию детективное агентство … (преступники, улики, мотив, полиция, сыщики). Молодцы!

4. Среди ваших слов прозвучали такие слова, как преступник и улики. Вот о них и поговорим сейчас.

На месте преступления были оставлены вещи, которые указывают на определённый тип личности преступника. Наша задача внимательно рассмотреть эти вещи-улики и составить приблизительный портрет преступника.

Вот эти вещи: солнечные очки, часы, перчатки, карта Санкт-Петербурга.

- Кто готов попробовать? (был солнечный день – очки от солнца, преступник торопился – часы, этот человек готовился к преступлению – перчатки, преступник приезжий человек – карта города.)

5. Ну что же, приблизительный портрет преступника составлен. Теперь наша задача научиться общаться друг с другом так, чтобы важная информация не стала достоянием всех.

- Кто знает, как называется запись, которую понимают только агенты? (Шифровка).

- Правильно! Итак, мы должны научиться составлять различные шифровки. Есть множество способов. Мы освоим один из них.

Перед нами текст, который надо зашифровать. Код шифра очень прост: из слова надо вычеркнуть второй слог и заменить его чертой.

Например, машина –     ма___на

школа- шко____

он- он

- Что поможет нам справиться с этим заданием? (умение делить слова на слоги)

- Как надо делить слова на слоги? (определить сколько в слове гласных- столько и слогов, подставить руку под подбородок и медленно произнести слово, сколько раз подбородок удариться о руку – столько слогов)

- А теперь за дело. Перед вами два варианта текста, который надо зашифровать.

1 вариант.

Сегодня в 5 часов вечера на углу Невского проспекта и улицы Маяковского встретятся два особо опасных преступника.

2 вариант.

Завтра в Зимнем Дворце будет проходить встреча министров обороны 6 государств. Надо обеспечить охрану.

Откройте тетради и зашифруйте данный текст.

- Молодцы!

- Но детективы должны не только уметь зашифровывать тексты, но и восстанавливать полученную информацию. Сейчас вы поменяетесь тетрадями, каждому я дам код, и вы расшифруете то, что зашифровал ваш сосед-коллега по агентству.

1 вариант.

Тро, нем, це, дет, хо, ча, нис, бо, су. До, бес, ра.

2 вариант.

Го, сов, че, лу, ско, пек, ли, я, тят, со, пас, туп.

- А теперь прочитайте то, что у вас получилось, и сравните результат вашей работы с первоначальным текстом. У кого тексты одинаковые, тот выполнил работу правильно.

6. Детективы должны обладать рядом качеств, одно из них – внимательность. Сейчас мы узнаем, насколько вы внимательны. Каждый из вас станет памятником, приняв определённую позу, а второй человек должен запомнить вашу позу и её воспроизвести.

7. Как я говорила, способов шифровки очень много. Мы сейчас освоим ещё один способ.

Вам предлагается таблица-код шифра.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
ду квад най те пя вам ра мес ва ни сле той чет
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
ти том стра то ет це вёр на в у ди ли ще

А вот и сама шифровка:

6\11,1,18\3,14\8,17\21\5,12\16,10,19\22\13,20,15\2,7,4\21\23,25,19\7,24,26,9.

Теперь вы должны поставить вместо цифр слоги из таблицы, и тогда у вас получиться текст шифровки. Запишите его в тетрадь.

Поменяетесь тетрадями и проверьте запись вашего товарища. Шифровки должны совпадать. Молодцы!

А теперь давайте найдём на карте нашего города это место. Примерно в этом месте может находиться наш вымышленный преступник.

8. Вот и заканчивается время нашей подготовки, после которой вы можете попробовать свои силы в частном розыске. Мы отлично трудились.

- А чем занимались?

- Что нового сегодня делали?

- Чему научились?

По результатам подготовки каждому из вас торжественно вручается направление на работу.

Направление.

прошёл начальный курс обучения составления шифровок и может работать в частном детективном агентстве « Шерлок Холмс».

   9. Урок закончен. Всего хорошего!

Презентация