Цели занятия:
- Образовательная: закрепление умения делить многосложные слова на слоги (со стечением согласных и без); Осуществлять межпредметные связи (учить работать с картой города и справочником);
- Коррекционная: развитие зрительного и слухового внимания, пространственных представлений, долговременной памяти, логического мышления, связной речи;
- Воспитательная: воспитывать любознательность, любовь к нашему городу.
Оборудование занятия:
- Учебные принадлежности учащихся;
- Вещи, «оставленные на месте преступления»;
- Слоговая таблица;
- Карточки с заданиями для учеников;
- Направление в детективное агентство;
- Карта города Санкт-Петербург из городского справочника;
- Компьютер.
План занятия.
№ | Этап занятия. | Примечания. |
1 | Организационный момент | |
2 | Введение в тему. Чтение вырезки из газеты | Презентация |
3 | Подбор слов по заданной теме | |
4 | Составление портрета преступника по оставленным уликам | Вещи с « места преступления» |
5 | 1 способ шифровки (деление слов на слоги) | Карточки |
6 | Физ. минутка | |
7 | 2 способ шифровки (составление слов из слогов) | Карточки |
8 | Итог занятия | Справочник |
9 | Организационный момент |
Ход занятия.
1. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в своём кабинете. Проверьте наличие всех необходимых учебных принадлежностей для урока.
2. Сегодня утром, просматривая газеты, я нашла очень интересное объявление. Я думаю, что оно вас заинтересует. Прочитайте его, пожалуйста.
Уважаемые господа!
Спешим довести до вашего сведения, что открывается дополнительный конкурсный набор в частное сыскное агентство «Шерлок Холмс». Предлагаем попробовать свои силы в частном розыске и стать нашими агентами.
Администрация агентства « Шерлок Холмс».
- Что поняли из текста? (Краткий пересказ прочитанного).
- Почему агентство называется Шерлок Холмс? (в честь вымышленного знаменитого сыщика)
- Каких ещё вымышленных героев-сыщиков вы знаете?
Показ презентации (смотри приложение 1).
- Что такое конкурсный набор? (Когда из нескольких человек выбирают лучшего).
- Так вот, чтобы пройти этот конкурс и стать лучшими, нам надо потренироваться.
3. Для начала, давайте подберём слова, которые относятся к понятию детективное агентство. Например, какие слова относятся к понятию школа? (класс, урок, учитель, учебники). А к понятию детективное агентство … (преступники, улики, мотив, полиция, сыщики). Молодцы!
4. Среди ваших слов прозвучали такие слова, как преступник и улики. Вот о них и поговорим сейчас.
На месте преступления были оставлены вещи, которые указывают на определённый тип личности преступника. Наша задача внимательно рассмотреть эти вещи-улики и составить приблизительный портрет преступника.
Вот эти вещи: солнечные очки, часы, перчатки, карта Санкт-Петербурга.
- Кто готов попробовать? (был солнечный день – очки от солнца, преступник торопился – часы, этот человек готовился к преступлению – перчатки, преступник приезжий человек – карта города.)
5. Ну что же, приблизительный портрет преступника составлен. Теперь наша задача научиться общаться друг с другом так, чтобы важная информация не стала достоянием всех.
- Кто знает, как называется запись, которую понимают только агенты? (Шифровка).
- Правильно! Итак, мы должны научиться составлять различные шифровки. Есть множество способов. Мы освоим один из них.
Перед нами текст, который надо зашифровать. Код шифра очень прост: из слова надо вычеркнуть второй слог и заменить его чертой.
Например, машина – ма___на
школа- шко____
он- он
- Что поможет нам справиться с этим заданием? (умение делить слова на слоги)
- Как надо делить слова на слоги? (определить сколько в слове гласных- столько и слогов, подставить руку под подбородок и медленно произнести слово, сколько раз подбородок удариться о руку – столько слогов)
- А теперь за дело. Перед вами два варианта текста, который надо зашифровать.
1 вариант.
Сегодня в 5 часов вечера на углу Невского проспекта и улицы Маяковского встретятся два особо опасных преступника.
2 вариант.
Завтра в Зимнем Дворце будет проходить встреча министров обороны 6 государств. Надо обеспечить охрану.
Откройте тетради и зашифруйте данный текст.
- Молодцы!
- Но детективы должны не только уметь зашифровывать тексты, но и восстанавливать полученную информацию. Сейчас вы поменяетесь тетрадями, каждому я дам код, и вы расшифруете то, что зашифровал ваш сосед-коллега по агентству.
1 вариант.
Тро, нем, це, дет, хо, ча, нис, бо, су. До, бес, ра.
2 вариант.
Го, сов, че, лу, ско, пек, ли, я, тят, со, пас, туп.
- А теперь прочитайте то, что у вас получилось, и сравните результат вашей работы с первоначальным текстом. У кого тексты одинаковые, тот выполнил работу правильно.
6. Детективы должны обладать рядом качеств, одно из них – внимательность. Сейчас мы узнаем, насколько вы внимательны. Каждый из вас станет памятником, приняв определённую позу, а второй человек должен запомнить вашу позу и её воспроизвести.
7. Как я говорила, способов шифровки очень много. Мы сейчас освоим ещё один способ.
Вам предлагается таблица-код шифра.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
ду | квад | най | те | пя | вам | ра | мес | ва | ни | сле | той | чет |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
ти | том | стра | то | ет | це | вёр | на | в | у | ди | ли | ще |
А вот и сама шифровка:
6\11,1,18\3,14\8,17\21\5,12\16,10,19\22\13,20,15\2,7,4\21\23,25,19\7,24,26,9.
Теперь вы должны поставить вместо цифр слоги из таблицы, и тогда у вас получиться текст шифровки. Запишите его в тетрадь.
Поменяетесь тетрадями и проверьте запись вашего товарища. Шифровки должны совпадать. Молодцы!
А теперь давайте найдём на карте нашего города это место. Примерно в этом месте может находиться наш вымышленный преступник.
8. Вот и заканчивается время нашей подготовки, после которой вы можете попробовать свои силы в частном розыске. Мы отлично трудились.
- А чем занимались?
- Что нового сегодня делали?
- Чему научились?
По результатам подготовки каждому из вас торжественно вручается направление на работу.
Направление. |
прошёл начальный курс обучения составления шифровок и может работать в частном детективном агентстве « Шерлок Холмс». |
9. Урок закончен. Всего хорошего!