Современные социально-экономические условия, сложившиеся в России, неоднозначно сказываются на процессе вхождения в самостоятельную жизнь подрастающего поколения. Целями государственной социальной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации являются определение основных направлений деятельности государства и общества в интересах детей – инвалидов, обоснование необходимости формирования единой системы профилактики детской инвалидности, комплексной реабилитационной помощи детям – инвалидам, обеспечение социального развития и интеграции детей с ограниченными возможностям здоровья в общество.
Права на получение равных возможностей в производственной и общественной деятельности лиц с проблемами в развитии гарантируются международным сообществом и закреплены в Законе РФ «Об образовании», «Декларации прав ребенка», «Конвенции о правах ребенка», Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Уставе школы.
Такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможность ребенка в приобретении им социального опыта, его подготовку к самостоятельной жизни. Процесс вхождения в самостоятельную жизнь выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида труден. Часто выпускники школ не владеют необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками. Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, а также уточнения их жизненной перспективы. Комплексные исследования последних лет (Г. М. Андреева, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, И. С. Кон, М. Мид, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов, Н. Смелзер) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им.
Воспитанники школы – интерната испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессиональном и личностном самоопределении, установлении эмоциональных связей с другими людьми, овладение досуговой, общественной, бытовой деятельностью.
Трудности обусловлены и недостаточностью семейного воспитания в жизни этих детей - значимого фактора социализации.
При этом выпускники школ – интернатов, имеющие медицинский диагноз «олигофрения», не имеют никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях.
В этой связи возникает необходимость переориентирования целей специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в сторону поддержки их социально-эмоционального развития и повышения жизненной компетенции (в рамках Концепции развития государственной системы специального образования в современных условиях). Вопросы социализации весьма актуальны и значимы для обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Исходя из актуальности, целью работы школы является создание для детей специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития и, в конечном счете, - социальную адаптацию.
Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тальменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» обучает категорию детей, требующих неординарного подхода в охране их физического и психического здоровья, поиска дифференцированных форм организации обучения, коррекции недостатков, их реабилитации и социализации. Процесс обучения и воспитания социализации в нашем учреждении осуществляется с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности школьников. Конечным результатом является интеграция в общество.
С этой целью в школе разработана целостная программа подготовки обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения. Программа, которая включает различные направления и объединяет как традиционные, так и новые формы педагогической работы, предполагает определение целей и задач процесса подготовки обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни, создание необходимых для реализации условий, учитывая специфику интеллектуального дефекта детей, особенности социального окружения.
При разработке программы результативность, предполагалось, будет обеспечена, если программа педагогической деятельности будет разработана с учетом особенностей детей школы- интерната; содержание будет ориентировано на подготовку выпускников к самостоятельному решению основных проблем самостоятельного жизнеустройства после выпуска из школы; условия интернатного учреждения будут позволять реализовать эту программу.
Одним из условий реализации данной программы является интеграция коррекционного компонента в систему планирования всех служб учреждения, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста в отдельности и всех вместе взятых служб.
Взаимодействие классного руководителя, учителей- предметников, социального педагога, педагога- психолога, инструктора по труду, медицинских работников имеет своей целью совместно выявить проблемы, возникающие у подростка, прогнозировать развитие личности подростка, организацию работы по социализации школьников.
Основное содержание социальной коррекции в школе- интернате распределено между субъектами реализации работы в школе-интернате.
В соответствии с целью работы школы были определены следующие основные задачи:
- анализ и обобщение параметров, характеризующих успешность самостоятельного жизнеустройства; выявление причин, обуславливающих неспешность в самостоятельной жизни выпускников с интеллектуальной недостаточностью; определение показателей готовности к самостоятельной жизни выпускников.
- определение направлений, содержания и форм педагогической работы, способствующих повышению готовности детей с ОВЗ к самостоятельной жизни; условий, необходимых для успешной реализации заявленной программы.
- отслеживание эффективности работы по проблеме социализации.
Реализуя поставленные задачи, свою работу по социализации мы начали с изучения медицинских документов поступающих к нам детей, знакомства с их семьями.
Разрабатывая программу по социализации воспитанников, выпускников школы – интерната, были определены основные направления работы, способствующие решению задач социальной адаптации интеллектуально неполноценных школьников:
- социально-трудовая адаптация;
- социально-бытовая адаптация.
Работа по социальному развитию проходит на протяжении всех лет обучения.
В младшем школьном возрасте формируются первые представления об окружающей действительности, формируются навыки общения в совместной деятельности.
В результате работа в начальном звене по социализации помогает ребенку приобрести:
- четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
- чувство ответственности и понимания других людей;
- приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно- нравственного развития человека;
- умение увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
В среднем школьном возрасте одним из основных предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО — социально-бытовая ориентировка.
Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития.
Основными задачами обучения социально-бытовой ориентировки являются:
- дача ученикам знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам и по труду;
- воспитание у них положительных личностных качеств (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);
- коррекция имеющиеся у них дефектов и таким образом подготовка их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.
Проводимая во внеурочное время воспитательная работа дополняет занятия по социально-бытовой ориентировке.
Для отслеживания и контроля за формированием практических умений и навыков педагогами школы ведутся карты определения сформированности социально-бытовых навыков, помогающие правильно определить актуальное состояние практических умений, зону ближайшего развития у ребенка, определить стратегию работы по повышению мотивации ученика к овладению необходимыми умениями.
Одним из главных направлений работы школы для успешной самореализации в обществе является трудовое обучение учащихся.
Цель трудового обучения: создать условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков, социализацию и интеграцию в общество
Педагогическая деятельность учителей технологии направлена на развитие социально-трудовой компетенции.
Помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд — одна из главных задач обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Программа трудового обучения имеет профессиональную направленность и предоставляет учителю огромные возможности для воспитания у обучающихся, воспитанников готовности к труду. Анализ проводимых мониторингов по готовности к труду, уровню сформированности практических умений у воспитанников, оценка показателей трудового воспитания свидетельствует о правильно организованном трудовом обучении, что подтверждается положительными результатами: происходит коррекция учащихся, в результате чего формируется трудовой стереотип, что в будущем облегчит процесс адаптации обучающихся в трудовой деятельности. Немаловажную роль в решении проблемы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни играют проводимые инструктором по труду практические уроки по профессиональной ориентации - профессиональному самоопределению обучающихся коррекционной школы.
Многолетняя работа в школе VIII вида убеждает в том, что реализация общеобразовательной, коррекционной, воспитательной задач невозможна без тесной связи между преподаваемыми предметами.
Одним из приоритетных направлений работы является дальнейшее трудоустройство детей, получение ими профессионального образования.
В процессе работы по данному направлению получены следующие результаты:
- определено понятие «подготовка к самостоятельной жизни».
- выявлены и уточнены аспекты неуспешности выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья, в самостоятельной жизни и выявлены причины их неготовности к независимому жизнеустройству. Выведены показатели готовности к самостоятельной жизни выпускников данной категории.
- разработана программа подготовки обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни в условиях школы – интерната VIII вида, разработаны методические рекомендации по ее реализации
- разработан диагностический инструментарий службами сопровождения школы, позволяющий выявить показатели готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов школы – интерната.
- определены и созданы условия, необходимые для реализации процесса подготовки к самостоятельной жизни воспитанников.
по итогам предварительной работы отмечено изменение профессиональной позиции педагогов в сторону признаний приоритетов формирования у воспитанников качеств и способностей, обеспечивающих их успешность в самостоятельной жизни.
- результатом реализации программы стало повышение готовности к самостоятельной жизни обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы КГБС(К)ОУ «Тальменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» по программе подготовки обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни может быть использован и применён в практике подобных школ интернатного типа.