Технология модульного обучения как одно из эффективных средств учебно-познавательных потребностей обучающихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов в подготовке квалифицированных работников. Развитие экономики создало такую ситуацию, когда получить образование на всю жизнь становится нереальным, поэтому мы, педагоги, испытываем особую потребность в надёжных педагогических технологиях, способных сделать образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения.

Чтобы вывести школу из кризисного состояния, не надо мудрить, создавая новаторские системы: вероятность нахождения при этом эффективного решения очень мала. Статистический анализ показал, что путь к успеху лежит через обогащение традиций применением диагностики и технологий, и мы приняли переход к диагностико-технологическому уровню профессионального мышления за основное направление современной педагогики.

В самом деле, все классные коллективы разные, отличаются между собой и достоинствами и болезнями, так разумно ли применять в них одни и те же рекомендации для работы? Нет, конечно, нужна диагностика.

Свою работу в этом направлении начали с изучения качества успеваемости учащихся.

Основной инструмент, которым мы пользуемся – оценочная плоскость. На ней нанесены линии, три основные (Приложение 1. Слайд 4):

  1. СГ – для среднегимназического уровня.
  2. СМ – для среднемассового уровня.
  3. Н – для уровня вдвое ниже среднемассового.

Синяя линия – показатель качества знаний мчащихся нашей школы.

Проанализировав результаты работы за прошлые годы, мы пришли к выводу, что путь к диагностике самый верный. Поэтому в 1998 учебном году школа начала работать над проблемой: "Переход к диагностико-технологическому управлению педагогическим процессом, как основе профессионального мышления учителя".

В своей работе мы опираемся на опыт межрегиональной, экспериментальной технологической площадки "Преемственность", под руководством В.Н.Зайцева. Всю работу мы разбиваем на четыре учебные четверти.

I четверть: восстановление общеучебных умений.
II четверть: овладение репродуктивным языком предметов.
III четверть: оптимизация алгоритмического применения.
IV четверть: форсирование творчества.

Общеизвестно, что ученики, снизив за лето уровень обшеучебных знаний, учатся в первой четверти хуже обычного.

Причина падения качества обучения в пятом классе состоит в удвоении объема материала по сравнению с начальной школой, при ухудшении работы по совершенствованию общеучебных умений.

Проведенные исследования показали, что скорость чтения снижается более чем у половины учащихся второй ступени, скорость письма у двух третей, вычислительные навыки сохраняются только у четвертой части школьников. Игнорирование этой закономерности нельзя признать разумным, пора взять на вооружение опыт сохранения общеучебных умений в летний период, и восстановление их в начале учебного года. Основная задача – восстановление общеучебных умений. С этой целью ежеурочно проводилась отработка вычислительных навыков, проверка усвоения таблицы умножения.

Хорошее знание таблицы умножения повысит уверенность учеников при умножении двухзначных чисел, позволит поднять скорость до 20 цифр в минуту. Уменьшится количество ошибок, связанных с незнанием таблицы. Возрастает объём выполняемой работы. При этом дадут себя знать ошибки, связанные со слабым развитием оперативной памяти, когда ученик не в состоянии удержать в памяти необходимые цифры. Поэтому уже при скорости 15-20 цифр в минуту есть смысл поработать над устранением этого недостатка, с помощью сорбонок тренируя учеников в умножении многозначных чисел на однозначные.

Далее используются карточки технологичного тренажа. Задания в них не имеют одинаковых примеров, поэтому один набор карточек можно использовать в течение 2-4 недель, ежедневно сдвигая варианты – сегодня у ученика первый вариант, завтра второй, послезавтра третий и т.д. Задания могут быть расположены под обрез, тогда ученик решает не на самой карточке, а на подкладываемом листе бумаги. (Приложение 1. Слайд 12)

Во второй четверти оказывается, что по ряду новых предметов (химия, физика, геометрия) дети не осваивают терминологию, слабо владеют обычной репродукцией. Основная задача второй четверти должна состоять в усилении репродуктивного освоения языка учебных предметов. Репродукция включает в себя воспроизведение и воссоздание, осмысление материала, в небольшой мере обобщения, текущее повторение ранее изученного материала. Репродукция не должна превращаться в зубрёжку; осмысление материала – залог успеха репродуктивной работы. Для того чтобы совершенствовать репродукцию необходимо применять в работе следующие методики:

  • иллюстрирование тетрадей;
  • обучение пересказу коротких текстов, используя опыт самарских учителей,
  • обучение учащихся правилам конспектирования,
  • включение в работу по повышению орфографической грамотности.

Третья четверть – это четверть усиления для большинства учеников алгоритмического применения знаний и умений. Творчество пока им малодоступно: если ученик имеет тройки по большинству предметов, то даже алгоритмическое применение знаний вызывает у него организационные трудности. Надо для каждого ученика создать зону повышенного внимания – выделить два предмета, по которым его будут чаще опрашивать.

Классные руководители располагают данными по успеваемости учеников по всем учебным предметам. Эти данные сводятся к дихотомии (двухуровневая шкала). При этом оценки "4" и "5" обозначаются единичками, более низкие – нулями.

Совокупность всех выделенных клеток и представляет собой зону повышенного внимания. Такую распечатку необходимо вклеить в классный журнал, чтобы каждый ученик знал, по каким предметам его чаще будут спрашивать, а каждый учитель будет знать, на кого из учеников он должен обратить внимание.

Шаг 1 и 2. Сведения данных по успеваемости к дихотомии. Суммирование по строкам и столбца». (Приложение 1. Слайд 19)

Шаг 3. Двойная ранжировка таблицы.

Строки ранжируются сверху вниз в порядке убывания значений столбцов на "итог". Столбцы ранжируется слева направо в порядке Убывания значений строки "суммой". Таблица приобретает такой вид, что в левом верхнем углу – находится освоенная зона (единички), а в правом нижнем – неосвоенная – нули.

Самим трудным предметом оказался математика. Построение зоны повышенного внимания – эффективное средство улучшения качества обучения.

Обычно в школах наращивают число хорошистов за счет усиленного внимания ученикам переходной части коллектива. Это не вполне правильно, т.к. данная зона постепенно «худеет», резервы падают до нуля. Мы заботимся о пополнении переходной части, работая с троечниками, создавая для каждого из них режим усиленного внимания. В третьей четверти мы не только увеличиваем число хорошистов, но и наращиваем переходную часть коллектива за счет троечников.

Только в четвертой четверти можно форсировать творчество: необходимые знания уже накоплены, теперь их можно преобразовывать, систематизировать и активно применять.

В настоящее время социально-экономические условия таковы, что возникла необходимость преобразования в системе общеобразовательных дисциплин, образование должно ориентироваться на подготовку учеников, обладающих высоким уровнем компетентности. Профессионализм и компетентность – те качества, от которых зависят трудовые успехи рабочих профессионалов, способных возродить экономику, и главное в этом процессе не объём получаемой информации, а умение творчески, самостоятельно находить, усваивать и пользоваться ею в практической деятельности.

Компетентность можно определить, как способность переносить знания и навыки в профессиональную деятельность.

Формулировка компетентности также:

  • дает информацию о том, что учащийся должен делать и определяет качество этой деятельности;
  • включает как практические, так и теоретические знания, которые учащийся обязан продемонстрировать, чтобы обеспечить выполнение действий на практике в соответствии со знаниями и навыками в ряде проблемных ситуаций.

Так как акцент делается на то, что учащийся должен иметь широкий кругозор для улучшения результата, преподаватель стремится отходить от традиционных подходов.

Модульное обучение, возникшее как альтернатива традиционному обучению, интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

На протяжении года коллектив школы изучал теоретическую базу, знакомились с печатными материалами, проводили семинары и практикумы.

Мы в своей работе интегрировали две научные линии, которые уже были апробированы и давали неплохие результаты: технологию модульного обучения и площадку «Преемственность» под руководством В.Н. Зайцева.

Работа школы в рамках модульной технологии приняла другое направление. И его сущность состоит в том, что обучающийся самостоятельно (с направляющей помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе индивидуальной работы с модулем.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровне целостности.

Только то, что сделано самостоятельно, остается в памяти надолго и активно развивает мышление. Очень важно то, что основополагающий принцип - свобода для самостоятельного обучения – достигается потому, что обучение ведется на уровне возможностей обучающегося без интеллектуальных, физических и моральных для него перегрузок.

Подчеркнем, что качество усвоения учебного материала зависит от уровня подготовки и индивидуальных особенностей личности и проходит эффективно, если обучающийся работал над ним именно самостоятельно.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Основным средством модульной технологии является сформированная на основе модулей модульная программа.

Модульная программа – система средств, приемов, с помощью которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей учебной дисциплины.

Рассмотрим последовательность действий учителя при составлении модульной программы. (Приложение 1. Слайд 33-38)

Первый шаг – это представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания.

- Сначала учитель сам, а затем вместе с методическим объединением выделяет стержневые линии всего учебного предмета, курса.

- Следующее действие состоит в отборе содержания для каждого класса по каждой стержневой линии.

- Отобранный материал сводится в таблицу.

Таким образом, учитель получает наглядное представление о содержании своего предмета и по каждому классу, и по восходящей от класса к классу.

Второй шаг состоит в том, что на каждый класс составляется технологическая карта. Приведем ее возможный вариант.

Составив такую карту, учитель четко и целостно видит все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.

Третий шаг – создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы

- Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела.

- Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.

Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей – также на трех уровнях – для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.

Пятый шаг – градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

Шестой шаг – построение самого модуля.

- Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели, которую на схеме обозначим как учебный элемент - 0.

Модульная программа по теме: «Равнобедренный треугольник» (Приложение 2) УЭ-0.

- Затем дается задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе.

(Приложение 2) «Входной контроль»

На данном этапе мы используем опыт площадки «Преемственность», повышение орфографической грамотности, работу с игровыми словариками.

Она проводится устно в режиме повторения, в режиме самопроверки и взаимопроверки, должна быть ежедневной, т.е. на каждом уроке. Учителя нашей школы разрабатывают словарики таким образом, что по ним с опорой на ключевые слова формулируются правила, пересказывается учебный материал. Нет необходимости напрягать учащихся требованием запомнить правила, при повторении в течение недели это произойдёт само собой.

Эффективность их применения объясняется на технологическом уровне:

  • применение игровых словариков активизирует ассоциативную память;
  • из подвергнутых оценки психологических качеств именно ассоциативная память более других влияет на уровни орфографической грамотности.

- Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений.

(Приложение 2) УЭ-1

В ходе объяснения материала в тетрадях учеников появляются соответствующие записи, рисунки, иллюстрации.

Иллюстрирование тетрадей – повышается интерес к учебному процессу, что положительно сказывается на уровне знаний и навыков учащихся.

Оно не сыграет решающую роль, но всё же оно поможет решать следующие задачи:

  • в аспекте обучения – обеспечивать осознание и осмысление учебного материала;
  • в аспекте развития – усиливать эмоции, воображение, глазомер, зрительную память;
  • в аспекте воспитания – делать учебный труд более привлекательным, вырабатывать аккуратность и трудолюбие.

Естественно, что само иллюстрирование должно проводится не очень трудоёмкими способами, чтобы решать наши задачи и не перенагружать учеников «Практическая дидактика» под руководством Всеволода Николаевича Зайцева предлагает включить в технику иллюстрирования самые простые операции:

  • нанесение контура с помощью копировальной бумаги;
  • рисование по клеткам;
  • не очень яркую карандашную раскраску;
  • наклейку журнально-газетных вырезок и фотокарточек;
  • составление текстов заданий к иллюстрациям. (Приложение 1. Слайд 15)

Учащиеся с удовольствием иллюстрируют свои работы, если это пригодится в дальнейшем: при взаимоопросе, во время тематических зачётов или при проведении внеклассных мероприятий. Основная трудность состоит в том, чтобы составить к иллюстрациям тексты заданий (вопросов) с определённой дидактической нагрузкой. При построении же системы примеров для иллюстрирования ограничимся поверхностным знакомством с этой последовательностью. Она включает в себя задания, позволяющие улучшить:

  • осознание смысла новых слов;
  • условия определения терминов;
  • выявление взаимосвязей при объяснении явления;
  • выделение главного в материале;
  • осмысление условий задачи;
  • построение свёрток информации;
  • конспектирование.

Вовсе не обязательно иллюстрировать всё в этой последовательности, достаточно ограничиться теми её местами, которые вызывают наибольшие затруднения. Они могут быть выявлены проведением после объяснения нового материала фронтального опроса – индикации, либо путём самостоятельного выбора учениками, что, по их мнению, полезнее проиллюстрировать. Например, при изучении данной темы в тетрадях учащихся появляются иллюстрации.

Контроль текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля, у каждого учащегося есть возможность сверить результаты своей деятельности с образцом - эталоном ответов.

(Приложение 2) УЭ-2

Пропадает неуверенность, боязнь получения неудовлетворительной оценки; учащиеся, общаясь в парах или малых группах, овладевают организационными коммуникативными способами.

Следующий учебный элемент, его цель изучить теорему о свойстве углов при основании треугольника, уметь ее доказывать.

(Приложение 2) УЭ-3

При воспроизведении теоремы учениками я использую опыт самарских учителей, пересказ с опорой на ключевые слова. Сначала учитель с помощью учеников находит главные слова, составляют план пересказа. «Сильный» ученик в группе доказывает теорему, затем доказательство воспроизводит «слабый».

На следующем этапе урока проходит отработка навыков решения задач.

(Приложение 2) УЭ-4

Именно здесь уместно организовать индивидуальную работу с учащимися, находящимися в ЗПВ, которая рассчитывается у Зайцева. Например, предложить им решить задачи по дано на доске или в тетради. (Приложение 3)

- Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.

(Приложение 2) УЭ-5

Входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем.

Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.

Блочно-модульная технология обучения обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, представляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе.

Блочно-модульное обучение позволяет каждому учащемуся достигать запланированных результатов за счет:

  • организации обучения индивидуально;
  • организации индивидуальной работы с отдельными учащимися, дозирование индивидуальной помощи.

Уроки по блочно-модульной технологии вызывают у учащихся гораздо меньше напряжение, тревогу, беспокойство, страх, утомляемость.

Модуль даёт понимание что делать; как это делать; зачем это делать; когда это нужно делать.

Учащийся сам оперирует учебным содержанием, только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, при этом развивается интеллект, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации, исчезает неуверенность, повышается творческая активность. При выполнении работ-модулей учащиеся оказываются в положении исследователя и открывателя. Это, безусловно, вызывает интерес к математике, так как исключает автоматизированные знания и умения, создавая почву для выработки более сложных и обобщенных навыков. Результаты деятельности учащихся по выполнению заданий, упражнений, творческих работ фиксируются в оценочном листе учебного пособия.

Итак, постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по выполнению упражнений, заданий способствуют закреплению интереса, повышает работоспособность учащихся, и сама работа выполняется осознанно, быстрее, продуктивнее.

Опыт моей работы показал, что данные технологии в процессе обучения учащихся повышают компетентность учащихся, уровень образовательного процесса, развивают самостоятельную и творческую способность каждого учащегося. Блочно-модульная технология – как здоровье сберегающая технология стимулирует стремление учащихся к самообразованию

Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями.

Основной целью модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.

Данное обучение также делает акцент на "ключевые навыки", которые необходимы на любом месте при получении дальнейшего образования. Этими ключевыми навыками являются: навык общения, математическая грамотность, способность решения проблем, использование информационных технологий и способность работы в группе, команде.