Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: сформировать у учащихся понятие бинарных соединений на примере оксидов и летучих водородных  соединений.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить знания о  воде как представителе оксидов;
    • показать значение воды, распространение, использование;
    • показать значение летучих водородных соединений;
    • рассмотреть экологические проблемы, связанные с использованием бинарных соединений.
  • Развивающие:
    • развитие творческих способностей учащихся, в том числе через применение средств ИКТ;
    • развивать интерес к предмету через нестандартные формы;
    • развивать умение применять теоретические знания на практике;
    • развивать логическое мышление, умения объективно оценивать свои знания.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство товарищества, взаимоуважения;
    • чувство ответственности за сохранение  основного из оксидов (воды).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Вопросы и упражнения

– у доски 2 человека работают по карточкам.
– на месте 2 человека работают по карточкам

Вопросы для класса: (фронтальный опрос)

– Какие  вещества называются бинарными?
– Что называется степенью окисления?
– Какую степень окисления будут иметь элементы, если они отдают электроны?
– Какую степень окисления будут иметь элементы, если они принимают электроны?
– Как определить, сколько электронов будут отдавать, или принимать элементы?
– Какую степень окисления будут иметь одиночные атомы или молекулы?
– Как будут называться соединения, если в формуле на втором месте стоит сера?
– Как будут называться соединения, если в формуле на втором месте стоит хлор?
– Как будут называться соединения, если в формуле на втором месте стоит водород?
– Как будут называться соединения, если в формуле на втором месте стоит азот?
– Как будут называться соединения, если в формуле на втором месте стоит кислород?
Отвечавшие ученики фиксируют свои ответы в табло  самоконтроля.
Артамонов Александр и Гаврилова Алина (сильные ученики) проверяют работу учащихся выполнявших задание у доски.
– Итак, мы с вами повторили основные моменты темы прошлого урока, вспомнили какие соединения называют бинарными.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с «Важнейшими классами бинарных соединений – оксидами и летучими водородными соединениями»

III. Изучение нового материала

Тема урока спроецирована на экране.

Показ карточек с формулами  на экране

SiO2, H2O, CO2, AI2O3,  Fe2O3, Fe3O4, CO.

Вопросы:  
– Что общего в этих формулах?
– Как будут называться такие вещества?

Демонстрация оксидов (песок, вода, красный и магнитный железняк)

– Какие при обычных условиях эти оксиды?  Газы  среди них есть?

Учитель: Молодцы!
– Скажите ребята, а какое вещество является самым главным и самым важным для нас в окружающем мире? Ответ на этот вопрос можно дать уверенно и однозначно: это вода.
Для нашей планеты вода является главным оксидом. Сегодня на уроке у нас присутствует группа  «ученых», которые попытаются доказать сказанное выше.

Презентация:

Ученый-историк (слайды 3-6)
Ученый-биолог (слайды 7-9)
Ученый-химик (слайды 10-11)
Ученый-эколог (слайды 12-16)

– Спасибо ученым. Наверно  не осталось сомнений в том, что вода очень важна. Но есть и другие оксиды, которые имеют значение, но чуть меньше чем вода. Одним из таких оксидов является CO2 ( углекислый газ).

Выступление учащегося (слайды 19-22)

На экране спроецированы области применения газа/

Учитель: Посмотрите ребята, что у меня в руках. Правильно – известь. Это негашеная известь. А если ее погасить водой получиться гашеная известь, которая широко применяется в строительстве.

Демонстрация гашения извести. (Слайд 23)

Физминутка (формулы)

Учитель: У людей и животных это вещество содержится в желудочном соке, вещество создает своеобразный барьер для микробов, попадающих в желудок вместе с пищей.
– Как вы думаете, о каком веществе я говорю? (Соляная кислота)
– Эта кислота образуется при взаимодействии бесцветного, тяжелее воздуха газа, очень хорошо растворимого в воде – хлороводорода. (На доске формула, слайд 24)
Это вещество представитель летучих водородных соединений. Еще одним представителем этих  веществ  является аммиак (формула NH3). (Слайд 25) Это газ без цвета с резким запахом, очень легкий, хорошо растворимый в воде. Раствор газа в воде называют нашатырный спирт.

IV. Закрепление

Заполнение  таблицы, работа с учебником слабых учеников

Название вещества Формула Применение
 

 

   

Сильные работают с карточками

V. Выводы:

– Над чем мы сегодня работали?
– Чему научились?
– В табло самоконтроля ответьте на вопросы

VI. Домашнее задание: п. 8 Упр.1, 2 (3, 4). По желанию – сочинение об одном из изученных веществ.

Табло самоконтроля

Фамилия, имя Устные ответы Работа с карточкой Взаимопомощь кому оказал
 

 

     
  • Я хорошо усвоил материал. (Да,нет)
  • У меня есть проблемы. (Вписать какие)
  • Что мне понравилось или не понравилось … (Вписать)

Литература:

  1. М.Ю. Горковенко.  Поурочные разработки по химии 8 класс
  2. А.Г.Евстифеева, О.Б. Шевченко. Дидактические материалы к урокам химии
  3. О.С.Габриелян, Г.Г. Лысова. Настольная книга учителя 8 класс