Цели урока:
- познакомить учащихся с особенностями имен существительных в предложном падеже;
- развивать навык грамотного письма и слуховую память;
- отрабатывать прием распознавания падежей.
Оборудование: ребусы, карточки с падежами, таблица «Падежи имен существительных», медиа средства обучения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Словарно-орфографическая работа.
Повторить существительные, обозначающие профессии. Назвать орфограммы в этих словах. (Придумывают и диктуют учащиеся по 1 слову).
Каменщик, печник, балерина, доярка, крановщик, инженер, крановщик, врач, журналист, корреспондент, учитель, летчик, швея, тракторист, маляр.
-В домашнем задании вам встретилось новое слово из словаря. Какое? (Агроном).
- Можете ли вы объяснить значение этого слова? Кто это – агроном?
-Знаете ли вы о происхождении этого слова?
Истоки этого слова - в греческом языке. По - гречески «агрос» - это «поле, пашня, земля», а «номос» - это «закон». Значит, агроном – это человек, «знающий законы земледелия». В русский язык это слово пришло из французского языка в начале 19 века.
III. Введение в тему и постановка задачи урока.
-Какую тему мы изучаем в течение нескольких уроков? (Мы изучаем падежи и их свойства).
-Какие падежи мы изучили более подробно? (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный).
- Прочитайте вопрос Почемучки на стр. 66-67 и определите тему и задачи нашего урока.
IV. Наблюдение над особенностями предложного падежа.
1. Записать предложения, разобрать по членам, определить падежи существительных.
На уроке учитель рассказывал о животных.
Осенью в лесу тихо и красиво.
При школе работает спортивная секция.
Физминутка.
2. Работа над существительными в форме предложного падежа.
- Назовите существительные, которые употреблены в форме предложного падежа.
- Задайте вопросы к существительным (падежные и смысловые).
(На чем? где? на уроке;
о ком? о животных;
в чем? где? в лесу;
при чем? где? при школе. )
-Назовите предлоги этого падежа.
- Было ли хотя бы одно существительное употреблено без предлога? Как вы думаете, почему?
- Правильно. Предложный падеж так назвали потому, что без предлога существительное в этом падеже не употребляется. Это название падежу дал русский ученый М.В. Ломоносов за эту особенность. Первоначально этот падеж назывался сказательным.
- Какими членами предложения были существительные предложного падежа? (второстепенными)
- Глядя на таблицу, сделайте вывод о предложном падеже.
- А теперь прочитайте правило в учебнике на стр. 66.
V. Актуализация знаний.
1. Работа с интерактивной доской.
- Прочитайте стихотворение. Выпишите из текста имена существительные в предложном падеже вместе с предлогами.
На уроке я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне,
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне,
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле.
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже…
О предложном падеже!
VI. Упражнение в определении всех падежей существительных.
1. Развитие слуховой памяти.
Учитель диктует 1 предложение 1 раз, дети повторяют его с закрытыми глазами и пишут по памяти. Определяют падежи всех существительных.
Каникулы Кирилл проведет у тети Анны в деревне.
Илья кормил козленка травой с ладони.
2. На экране появляются ребусы: забор, врач, подруга, свеча.
Отгадать ребусы, составить с ними предложения, определить падежи существительных.
3. Работа с карточками (устно). Учитель диктует словосочетания, учащиеся показывают нужный падеж на карточке.
Готовились к отлету, вышел из дома, вспоминал о лете, бродил по лесу, люблю море, летел над рекой,
растет на грядке, встал на лед.
VII. Итог урока.
- В чем заключалась цель нашего урока?
- Достигли мы этой цели или нет?
- Что на уроке было интересного для вас?
VIII. Задание на дом.
Упр. №146.