Самоанализ урока литературного чтения во 2-м классе "Открытие чуда"

Разделы: Начальная школа


Я считаю, что каждый учитель каждый день должен нести чудо в класс, в души детей.

Наши ученики – очень счастливые люди, потому что они еще многого не знают, а потому ждут открытий, невероятных свершений. Они искренне верят в то, что в жизни есть необычайные явления и предметы. Мы, взрослые, прекрасно понимаем, что чудеса, которые встречаются в текстах, в принципе совсем не чудеса. Но хорошо помним, что маленький ученик искренен, открыт миру, чувствителен к красоте образа, природы человеческих отношений. И если сейчас не разбудить его воображение, то, как показывает опыт, сделать это в подростковом возрасте практически невозможно. Поэтому урокам литературного чтения я уделяю особое внимание. На мой взгляд, они в системе развивающего обучения помогают ребенку реализовать скрытые возможности, способствовать росту творческого потенциала, формированию творческого, вдумчивого чтения.

Вполне естественным стал выбор темы для открытого учебного занятия во 2 классе, так как в этом возрасте складывается благоприятная ситуация для развития творческого мышления. И предложенная мною тема: «Открытие чуда» очень близка, понятна и интересна детям младшего школьного возраста. Моя задача – научить увидеть, услышать, прочитать о чуде в тексте.

Для реализации замыслов очень важно было ввести детей в атмосферу «чудес», чтобы усилить желание ребенка познавать, открывать смысл текста, тщательно вчитываться в каждое слово, чтобы увидеть или услышать чудо.

Для того чтобы ребенок сознавал важность чтения, ему необходимо увидеть слово в разных его проявлениях, почувствовать, как и с помощью чего автор создает образ. С этой целью в содержание урока были включены произведения разных жанров, изображающих один объект; в текстах присутствуют слова разные по сфере употребления, по индивидуальным изобразительным средствам автора. Это дало возможность показать, насколько разнообразен и удивителен мир литературы

Ребенок в раннем школьном возрасте открыт для восприятия, способен искренне переживать то, что увидел или услышал, желает делиться с окружающими своими впечатлениями. И этому подтверждение – мой урок, на котором все отмеченное можно было наблюдать.

Поэтому урок литературного чтения выстраивается как диалог, который является наиболее эффективным методом формой изучения произведения. У детей в ходе диалога возникало открытие, рождались разные мнения. Диалог помог установлению коммуникативных отношений между его участниками, в какой-то степени сыграл роль в развитии индивидуальных творческих способностей. В ходе творческой работы у детей появились даже рифмованные строки, а в их понятии это стихи.

Проводя подобную работу со своими учениками, уже с первого класса ввожу элементы дискуссии, учу приемам общения, для принятия различных точек зрения, разъяснения своего мнения.

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому материалу на протяжении всего урока использовался наглядный метод.

В системе развивающего обучения эффективными считаются исследовательский и поисковый методы. Применяя их при анализе произведения с целью создания образа, формировала представление детей о главном герое произведения – солнечном луче, таком ласковом, похожим и разным, в зависимости от того, кто каким его увидел.

Планируя свой урок, опиралась на основополагающий в системе развивающего обучения метод постановки учебной задачи. Ставя перед ребятами задачу урока, с целью создания образа солнечного луча, использовала частично-поисковый метод. С целью повышения мотивации и для достижения максимального результата на этапе анализа произведения «Песня солнечного луча» я посчитала наиболее эффективной формой – работу в группах, что позволило детям оценить себя, своих товарищей, объективно выделить лидера, а с другой стороны заменило физкультминутку: дети постояли, подвигались и одновременно выполняли учебную задачу.

Для сотрудничества, которое способствует развитию уверенности человека в себе, я использовала работу в парах. Она помогает детям быстро сориентироваться. Работу по создания образа я провожу не от случая к случаю, а систематически в течение четырех лет.

Учитывая, что основным направлением моей концепции является личностно - ориентировочный подход, все задания, предложенные для индивидуальной, парной и групповой работы, были дифференцированы по степени сложности. Дети сами выбирали предложенные варианты задания с учетом своих возможностей, что необходимо для создания ситуации успеха у каждого ученика. Я умышленно не отдавала приоритетов ни не одному из вариантов задания, чтобы не сковывать инициативу, ведь система развивающего обучения направлена на организацию учебной деятельности, которая способствует формированию сознательности, самостоятельности, инициативности, способности к самопознанию и рефлексии.

Любой труд должен быть оценен. Ребята младшего школьного возраста нуждаются в оценке собственных действий, как со стороны учителя, так и со стороны своих же сверстников.

Взаимоконтроль, как один из вариантов проверки и оценки результатов деятельности, помог ребятам оценить друг друга в парной и групповой работе. Осуществлялся и самоконтроль, где учащиеся оценили свой труд, отметив на шкале, в какой степени они стали волшебниками. Самооценка одно из условий развития полноценной личности.

Начальное звено – благоприятный возраст, в котором ребенок просто наслаждается книгой, игрой, чтением любимых произведений.

Поддерживая интерес учащихся, и, развивая познавательную активность, я предложила ребятам домашнее задание, которое способствует дальнейшему развитию познавательного интереса и расширению кругозора.

Финальный этап урока имел эмоциональную окраску: песня солнечного лучика, колпачки волшебника, улыбки на лицах ребят – все это ситуация успеха, которая позволит детям начать последующие уроки с настроением созидателя.

Образы, которые создает ребенок, передают его впечатления, являются средствами выражения чувств. Важно, чтобы в этом возрасте он пробовал выражать свои чувства и в чтении, и на письме в собственном сочинении, поэтому в конце урока было предложено задание: дописать начатый текст.

Для письменных работ пока важен небольшой объем (2-З предложения), важно, чтобы на этом этапе ребенок просто умел и хотел записывать возникшие мысли по поводу прочитанного. Здесь снова решалась проблема оценки и самооценки. Ведь оценить произведение писателя или поэта в этом возрасте кажется довольно легко, а вот оценить свое творение сложно.

Исходя из композиционной структуры урока, форм и методов работы, содержания, мой урок является уроком комбинированного типа, в ходе которого были реализованы поставленные цели:

  • формирование культуры творческого восприятия литературного произведения через дидактические принципы развивающего обучения;
  • реализация личностно-ориентированного подхода, позволяющего учащимся максимально раскрыть свои возможности в творчестве и рефлексивной самооценке;
  • воспитание эстетического отношения к книге как к одному из источников духовности.

Задачи, которые решались на этом уроке:

  • учить полноценно раскрывать смысловой потенциал произведения, с целью создания понятия «художественный образ»;
  • развивать чувство меры художественного слова при создании своего произведения, литературный вкус;
  • развивать и обогащать речь учащихся, внимание, творческое воображение, воспитывать интерес к предмету и развивать культуру общения.

Все этапы и дидактические моменты урока взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый последующий подготовлен предыдущим.

Однако в ходе урока пришлось изменить временные рамки этапа работы в группах, с целью достижения планируемого результата. Считаю это оправданным, способствующим более полной подготовке к творческой работе. Как следствие, явилось вручение призов после звонка. Отказ от такого финала урока не смог бы показать моего отношения к творчеству ребят, согласитесь, порой для открытия чуда нужно уметь ждать.

В системе развивающего обучения урок творчества не должен ограничиваться временем, чтобы дать возможность ребенку реализовать свои творческие способности.

Поэтому считаю, что урок своей цели достиг. Удалось реализовать намеченное. И, несомненно порадует первая поэтическая попытка:

Ученица гимназии написала такие строчки.

«Я яркий зайчик и живой.
Я добрый и шутник.
Я прыгаю по стенам цветочного ковра
И пою при этом «Ла-ла-ла»
Я все игрушки согреваю
И в это время оживляю.»

В самоанализе проведенного урока я опиралась на основные положения своей концепции, логически связанной с Программой развития нашей гимназии, которая базируется на инициативе и творчестве учителя не эксплуатирующего, а развивающего детскую одаренность.