Отдельные аспекты работы администрации в оздоровительно-образовательном (социально-педагогическом) центре

Разделы: Администрирование школы


В 2011 году исполнилось 15 лет с момента основания МБОУ ДОД города Владимира «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр». Атмосфера творческого поиска, заинтересованности, внимания к детям, родителям и педагогам делают Центр уникальным учреждением. Детский центр оказывает услуги более 25000 учащихся, около 30000 родителей.

Основные задачи центра обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения учащихся; формирование общей культуры отношения к себе, к своему здоровью, к окружающему миру; социально-педагогическое и психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и семейного воспитания; адаптация к жизни в обществе, успешная социализация; организация оздоровления и отдыха детей; организация работы по поддержке замещающих семей.

Практически во всех школах города с успехом ведут просветительскую и профилактическую работу по авторской программе «Семья: нравственность, культура, здоровье» педагоги Центра. Оказывается адресная помощь в проведении классных часов, групповых и тренинговых занятий для учащихся 1-11 классов, родительских собраний и методических семинаров для педагогов. Для дошкольных образовательных учреждений Детский центр предлагает семинары и интерактивные занятия по актуальным вопросам развития и воспитания детей.

На базе Детского центра высококвалифицированные педагоги-психологи, логопеды и дефектологи, социальные педагоги, воспитатели, методисты помогают решать проблемы на индивидуальных и групповых консультациях.

Эффективная помощь дошкольникам, не посещающим дошкольные учреждения, и их родителям оказывается на занятиях консультативного пункта «Лучик». Для старшеклассников города в течение 15 лет работает психологическая студия.

С 2008 года специалисты Детского центра ведут социально – педагогическое и психологическое сопровождение воспитанников воинской части № 30790. Работа с детьми, имеющими статус дети-сироты строится на основе Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (24.04.2008 №48-ФЗ). Основная задача в работе с воспитанниками – их успешная адаптация и социализация в обществе.

Управление таким разнообразным составом педагогического коллектива требует не только системного психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, координации консультативной и коррекционной деятельности специалистов, но и умения найти индивидуальный подход к каждому, помочь раскрыть потенциальные возможности педагогов, обладать чувством толерантности и эмпатии.

Возрастает направляющая роль заместителя директора при руководстве психологической службы Центра. В составе психологической службы – 51 педагог – психолог. 66% из них имеют высшую и первую квалификационную категорию, средний возраст – 39,5 лет. Все специалисты имеют высшее профессиональное образование. 39 психологов оказывают первичную психологическую помощь учащимся, родителям и педагогам на местах в сорока четырех образовательных учреждениях. 12 психологов оказывают специализированную помощь в здании Детского центра. Педагог-психолог работает с детьми, которым необходима помощь в учебе (для повышения мотивации к обучению и приобретения учебных навыков), которые имеют проблемы в поведении (агрессивные, тревожные, застенчивые, не умеющие общаться), «неопытным» родителям, начинающим педагогам. Сохраняются основные направления работы: психологическое просвещение и профилактика; психологическая диагностика; коррекционно-развивающая работа; консультирование.

Педагогами-психологами подготовлено 313 тем занятий, тренингов, семинаров для учителей, детей и родителей. Самые востребованные темы: «Адаптация ребенка к школе», «Психофизиологические возрастные особенности школьного возраста», «Бесконфликтное общение», «Здоровье ребенка в школе и дома», «Агрессивный ребенок », « Проблемы неуспевающих учащихся», « Твой жизненный выбор» и т.д. Около 30000 родителей ежегодно повышают свою психолого-педагогическую компетентность.

При психологической диагностике и в коррекционно-развивающей работе используются лицензированные методики, диагностические материалы и коррекционные программы, рекомендованные Департаментом образования Администрации Владимирской области.

Всего за 2010-11 учебный год проведено 2476 консультаций для родителей (законных представителей).

По инициативе администрации создан и успешно функционирует Совет психологической службы и впервые во всех образовательных учреждениях, где работают педагоги-психологи Центра, с 14 февраля по 1 марта 2011 года проведены Дни психологии. Они прошли под девизом: «Объединение и взаимопонимание» и имели большой эмоциональный отклик. Эти дни прошли весело и занимательно: были выпущены газеты, проведены психологические тренинги, игры, конкурсы, классные часы, составлены личные портфолио учащихся. Интересные названия придумали психологи своим мероприятиям: «Клякса», «Ласковая ладошка», «Круг друзей», «Пси-фактор». «С каким настроением ты приходишь в школу, что бы ты хотел увидеть в школе?» - ответы на эти вопросы ребята выражали на больших листах «Радуга настроения», на школьных плакатах, «Заборах откровения», «Кирпичных стенах». Для родителей прошли собрания в необычной форме, а педагоги были обеспечены памятками и рекомендациями по профилактике эмоционального выгорания. Цитаты, притчи, мудрые мысли помогали психологам создать атмосферу творчества, дружбы и взаимопонимания.

Зам директора, курирующий работу психологов должен обладать большим педагогическим опытом, опытом административной работы и психологическими знаниями. Особенно это необходимо при разработке с каждым педагогом-психологом программы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС. Для облегчения работы психологов творческой группой во главе с заместителем директора был разработан примерный алгоритм работы по психологическому сопровождению процесса введения ФГОС в 1-ых классах по каждому месяцу (см. Приложение 1).

Успешно организована и методическая работа через методические объединения, творческие и балинтовские группы. Хороший отклик находит у молодых такая форма работы как наставничество.

Результаты радуют. Коллектив Центра бережно растит молодые кадры, активно поддерживает творческие инициативы, помогает формировать и достойно представлять на региональном и других уровнях интересный профессиональный опыт по наиболее актуальным и сложным проблемам воспитания.

За большой вклад в решение сложных проблем семейного воспитания, профилактики девиантного поведения подростков, преодоления трудностей в обучении и воспитании детей коллектив Детского оздоровительно-образовательного (социально-педагогического) центра был награжден Благодарственными письмами Администрации г. Владимира и Владимирской области, стал победителем Регионального конкурса программ и проектов учреждений, оказывающих социальные услуги детям и молодежи, а в 2007 году – победителем областного конкурса программ, способствующих повышению авторитета и общественного значения семьи, материнства и детства.

Специалисты Центра активно участвуют в международных и региональных научно-практических конференциях, Всероссийских форумах и съездах, в городских и областных семинарах, конкурсах и круглых столах по вопросам сохранения здоровья подрастающего поколения.