Проектно-исследовательская деятельность у одаренных детей

Разделы: История и обществознание


Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. На решение этих задач направлена и национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, в которой особая роль отводится развитию творческой среды для выявления и развития особо одарённых ребят, так как именно они в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая ставит перед собой задачу формирования творческой личности, становится одним из приоритетных направлений образования. Л.Н.Толстой сказал ещё в начале XX века сказал замечательные слова, которые сегодня находят отражение в национальном проекте “Наша новая школа”: “ Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать”.

Как указывает А.В.Леонтович, председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, в этимологии слова “исследование” заключено указание на то, чтобы извлечь нечто “из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. “…исследование, отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый “деликатный” по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины. …развитие способности занимать исследовательскую позицию является важнейшей задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию”.

По моему мнению,   проектно-исследовательская деятельность на уроках  истории, обществознания и внеурочной деятельности, одна из самых значимых в модели развивающего обучения и работы с одарёнными детьми, так как ориентирована на: развитие личности одаренных учащихся; развитие позитивной Я-концепции; развитие творческой самостоятельности; развитие коммуникативных умений; развитие рефлексивных умений.

В сентябре 2006–2007 года среди учеников 7-11-х классов мной была проведена анкета ““Потребность в выполнении исследовательских проектов”. Результаты указали на наличие большой группы детей, имеющих высокую мотивацию к проектно-исследовательской деятельности.

За пять последующих лет мною накоплен определенный опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология стал использоваться мною как на уроках, так и во внеклассной работе по истории и обществознанию. Стала внедрять исследование, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Данная работа очень нравится учащимся, кроме того, показывает, что любое событие в истории, в обществе независимо от времени его протекания, связано с современностью. Приведу примеры заданий таких исследований:

  • по истории: “Наши современники о событиях Октября”; “Судьба моей семьи в истории страны”; “Самое яркое событие века”, “Самая колоритная личность” и др.
  • по обществознанию: “Проблема “отцов” и “детей”; “Роль шпаргалки в учебном процессе”; “Как люди выбирают профессию”; “Нужна ли абсолютная свобода?” и др.

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. Выбор темы исследования – непростой момент. Анализ тем исследовательских работ, выполненных учащимися, показывает, что круг их интересов весьма широк: “белые пятна” отечественной и мировой истории разных периодов, краеведение, культура и др. Поэтому с учащимися для исследовательской работы мы выбираем темы, которые:

  • актуальны, т.е. являются требованием времени (посвящены юбилейным событиям, например в 2010г. – темы, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне – “Одна на всех Победа”, “Детство, опалённое войной”, “Учитель школы – участник Великой Отечественной войны”, “Военнопленные в годы Второй мировой войны”.)
  • будут интересны самим учащимся и аудитории (“Терроризм: от истоков до современности”, “Подросток и общение”, “Обряды и праздники на Урале”).
  • связаны с историей родного края, посёлка, школы (“Моя малая родина – посёлок Восточный в прошлом, настоящем, будущем”, “Символика родного края”, “Трагедия гражданской войны на Урале”, “Мои земляки – гордость края”.)
  • связаны с историей семьи, рода, так как такая тема всегда актуальна и интересна автору (“XX век в истории моей семьи”, “Мой дом – моя крепость”.)
  • актуальные политические и социальные темы (“Проблема Курильских островов в контексте российской истории”, “Царская семья как образец для подражания современной семье”, “Мы выбираем будущее”).

С целью организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления, в рамках программы патриотического воспитания учащихся и государственной программы “Одаренные дети” на базе школы был создан и функционирует историко-краеведческий музей, который в прошлом году прошёл процедуру аттестации.

Так, в 2009-2010 году в рамках урока истории и внеурочной деятельности в музее был реализован проект “Одна на всех Победа”. Творческие группы учащихся проводили сбор документальных и исследовательских материалов, которые впоследствии использовались для оформления временной выставки “Всё для фронта”. Продолжением данного замысла стал проект “Живая история”, в ходе которого учащиеся записывали воспоминания очевидцев военных событий и создавали школьную медиатеку о трагических годах отечественной истории. Общаясь с тружениками тыла и ветеранами войны, участники проекта не только расширяли свой информационный опыт, но и получали уроки нравственности, сострадания, взаимопонимания. В ходе работы над проектом группой учащихся был создан видеоролик “Учитель школы – участник Великой Отечественной войны”.

Обучение методики исследовательской работы происходит через непосредственный контакт с судьбами односельчан. Ученики 5-7-х классов получают исследовательские навыки через выполнение заданий по изучению истории своей семьи, сбору экспонатов для тематических выставок “История одной вещи”, “Новогодняя игрушка”, “Мой край родной”, “Школьный альбом” и др.

Ученики 9-11-х классов занимаются исследовательской деятельностью, работают над долгосрочным проектом “Восточный в прошлом, настоящем, будущем”. Составной частью проекта стали исследовательские работы: “Мои земляки – гордость края”, “Нет Родины милее, чем моя”. Оформляются выставки и учебные проекты. Ребята готовят слайдовые фильмы. Материалы, полученные в рамках исследовательской работы над проектом, используются для проведения Дня посёлка, часть материалов размещена в сети Интернет. Таким образом, наряду с обучением исследовательской деятельности формируются духовные ценности учащихся, такие как патриотизм.

Работают мои ученики и над краткосрочными проектами. Так, например, продуктами работы над проектом “Народные праздники Урала” стала исследовательская работа “Народные обряды и традиции”, компьютерные презентации и сценарий Масленицы. Именно этот сценарий использовали ученики 11-го класса для проведения общешкольного мероприятия Масленица.

Проектно-исследовательскую деятельность учащихся я считаю не только специфическим этапом формирования знаний, но он служит определенным стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предметам обществоведческого цикла.