Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда он только что научился говорить первые слова. Если мы последим за своим ребенком, то заметим: дети приглядываются ко всему, что их окружает гораздо внимательнее, чем это предполагают многие взрослые. Детей пугает и отталкивает все уродливое, безобразное. Зато как они радуются и распускающимся цветам, и алмазному блеску снега, и новому красивому. Ребенок верит, что за прекрасной внешностью всегда живет красивая сущность. Придет пора, и ребенок постепенно станет понимать, что внешность – это еще не обязательно точное отражение внутреннего мира человека. И помочь ему в этом могут в том числе и хорошие добрые сказки.
Я слишком тонка, я не создана для этого мира! – сказала она лежа в уличной канаве.
Г.Х. Андерсен
Цели:
- Продолжить знакомить с литературными сказками.
- Развивать представления о способах изображения персонажа средствами литературы.
- Формировать систему читательских умений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Подготовка к первичному восприятию.
Учитель: Умеете ли вы радоваться? Не в пол силы, не чуть-чуть, а по-настоящему? Любите ли вы жизнь во всех ее проявлениях? Способны ли вы бережно относиться к окружающему вас миру и ко всему, что наполняет его?
Все эти вопросы я задала, прежде всего самой себе, когда прочитала сказку Г.-Х. Андерсена "Штопальная игла".
Многие из вас, вероятно, знают, что Гадкий утенок – это сам Андерсен. «Сын бедного, рано умершего башмачника, нескладный долговязый юноша, всей душой стремившийся к поэзии и с трудом одолевавший учение, он стал великим писателем и прославил свою родину». Бог дал Андерсену удивительный дар: для него, не существовало в мире ничего неживого. Героями его сказок становились и простая штопальная игла, и чернильница, и разбитый чайник… Он сам писал: «Часто мне кажется, будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорят мне: «Только взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни». И действительно, стоит мне сделать так, как они велят, – и рассказ о любом из них готов».
III. Первичному восприятие. Чтение учителя (и хорошо читающих детей) сказки Г.-Х. Андерсена "Штопальная игла".
Учитель: Словарная работа
– Эти слова встретились вам в тексте. Чтобы полностью понять смысл текста, надо понимать значение слов. Объяснение слов.
- Са-мо-до-вольст-во – самодовольство (убежденный в своих достоинствах и потому довольный собой).
- Чван-ство – чванство (хвастовство, зазнайство; отрицательное моральное качество, выражающееся в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту, в ложной гордости).
- Ло-мо-вая телега (устаревшее, предназначенная для перевозки тяжестей, грузов).
- За-знай-ка – зазнайка (человек, который зазнаётся; задавака, воображала)
- Смерт-ный – смертный (недолговечный, непродолжительный).
- Во-до-сточная труба.
– В сказке встречаются фразеологические обороты. Как вы их понимаете? Замените их одним словом.
- Не падать духом – не унывать.
- Не задирать носа – не зазнаваться.
IV. Проверка первичного восприятия.
Учитель: Понравилась ли вам сказка? Какие эпизоды особенно понравились и почему? Кто из героев сказки понравился, а кто - нет и почему?
Увидели ли вы какое–нибудь сходство с народными волшебными сказками?
V. Постановка учебной задачи.
Учитель: Герои волшебных народных сказок очень четко делятся на хороших и плохих. В литературных сказках все несколько сложнее. Давайте постараемся определить характеры персонажей. Авторское отношение к героям.
– С чего начинается повествование? На долю штопальной иглы выпало множество испытаний. Почему же штопальная игла не вызывает сочувствия?
VI. Чтение и анализ текста. Подготовка к чтению по ролям.
Учитель: А какие же внутренние качества у иглы? Какая она, эта иголка?
Учащиеся: Штопальная.
Учитель: Вот именно, штопальная! А все время говорит, что она «слишком»... какая?
Учащиеся: Тонкая.
Учитель: Сравните иглу швейную и штопальную (показ). Штопальная игла на самом деле какая?
Учащиеся: Толстая.
Учитель: А хочет казаться тоненькой. И не только! Какой она себя считает? Найдите это место в тексте.
Учащиеся: «Я слишком тонка, слишком деликатна, но я горжусь этим, и это благородная гордость!». «Я не штука, а барышня».
Учащиеся: Игла гордится тем, что она благородная, барышня – это уже качество не иглы, а человека. А тогда скажите, имеет ли слово «тонкая» кроме прямого смысла еще и смысл переносный? А вы слышали такое выражение «тонкий человек»? Что это значит?
Учитель: Отзывчивый, тонко чувствует, понимает другого, чуткий, деликатный. Можно назвать иглу такой? (Нет)
– Но она на это претендует. И тем самым какое чувство вызывает у читателя? (Смех)
– Природа смешного, или, как говорят, комического, – очень сложный вопрос. И часто бывает трудно понять, как автор достигает этого. В чем секрет комического в этой сказке Андерсена? Как он этого достигает?
Учащиеся: Игла хвалится: «Не выдержу!», а сама выдержала.
Учитель: Но давайте все-таки разберемся: почему это смешно?
Открытие секрета комического.
1) Чтение. «Жила-была штопальная игла; она считала себя такой тонкой, что воображала … до слов:
– Фу, какая черная работа! – сказала штопальная игра. – Я не выдержу! Я сломаюсь!
И вправду сломалась».
Учитель: Симпатична ли рассказчику иголка? Иголка говорит: «Я иду с целой свитой». И затем идут слова рассказчика: «и потянула за собой длинную нитку, только без узелка». Почему «без узелка»? Узелок зачем делают? Если его нет, то что будет со свитой (вытягиваю на глазах детей нитку из игольного ушка)?
Учащиеся: Нет, иначе бы он не сказал, что она воображала. Она свиту потеряет.
Учитель: И дальше рассказчик говорит: «пальцы ткнули иглу прямо в кухаркину туфлю». Она важничает, а на самом-то деле? (Имеет дело со старым башмаком).
– Вот и получается, что игла говорит одно, претендует на одно, а рассказчик показывает, что же она представляет собой на самом деле, рисует подлинную жизнь штопальной иглы. Вот на этом контрасте претензий иглы и ее реальной жизни и строит Андерсен свою сказку, добиваясь комического эффекта.
2) Чтение. «– Ну вот, я же говорила, – сказала она. – Я слишком тонка! …
До слов… Я знаю себе цену, и этого у меня не отнимут!»
– Вот иголка «и вправду сломалась». И что же?
– Каким образом штопальная игла стала брошкой? (Ею закололи шейный платок)
– Прочитайте, как к этому она отнеслась?
– Как вы понимаете выражение “занять высокое положение”? (Стать самым главным)
«...кухарка накапала на сломанный конец иглы сургуч и потом заколола ею косынку». И тут иголка стала хвалиться: «Я – брошка». А рассказчик говорит, что она «вылетела из платка». И дальше – лежит в канаве и всех ругает.
– А может быть, она очень скромная? Говорит: «Я лежу тихо, смирно».
Учащиеся: Нет. Она говорит о всех свысока, презирает всех: «Ну, щепкой она век и останется». И еще: «Ишь, как плывут! Они и понятия не имеют о том, кто скрывается тут под ними. Это я тут скрываюсь! Я тут сижу!» Она говорит «я» – хвастается.
Чтение отрывка по ролям.
3) Чтение.
«Раз возле нее что-то заблестело, и штопальная игла вообразила, что это бриллиант. Это был бутылочный осколок, но он блестел, и штопальная игла заговорила с ним. Она назвала себя брошкой и спросила его: … до слов… В это время воды в канаве прибыло, так что она захлынула через край и унесла с собой осколок.
– Он продвинулся! – вздохнула штопальная игла. – А я осталась лежать! Я слишком тонка, слишком деликатна, но я горжусь этим, и это благородная гордость!»
Учитель: Как игла и осколок думают и говорят о себе и как это их характеризует?
(разыгрывание отрывка)
Учащиеся: Иголка думает про осколок, что это – бриллиант, и осколок не возражает. А рассказчик говорит – «бутылочный осколок». Они «оба думали друг про друга и про самих себя, что они настоящие драгоценности, и говорили между собой о невежественности и надменности света». Они задаваки, много о себе понимают, ставят себя выше других.
Учитель: Что говорит иголка о пальцах, в чем она видит их предназначение? Как это характеризует иголку?
Учащиеся: «Да, они только и знали, что хвастаться, и вот – я бросилась в раковину». А на самом деле пальцы – трудяги, а в раковину она упала нечаянно, потому что слишком «гордо выпрямилась».
Учитель: Найдите в тексте отрывок, где беседуют игла и бутылочный осколок.
– Разыграйте их диалог по ролям.
– В какой сказке герои тоже ничего не видят и не замечают вокруг себя? (сказка «Соловей», и в той и в другой сказке есть ирония)
4) Чтение.
«И она лежала, вытянувшись в струнку, и передумала много дум.
– Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, – так я тонка! … до слов …
– Крак! – сказала яичная скорлупа: ее переехала ломовая телега.
– Ух, как давит! – завопила штопальная игла. – Сейчас меня стошнит! Не выдержу! Сломаюсь!
Но она выдержала, хотя ее и переехала ломовая телега; она лежала на мостовой вытянувшись во всю длину, – ну и пусть себе лежит!»
Учитель: Но вот «сургуч с нее сошел, и она вся почернела». И что же?
(Она стала себе еще больше нравится – «в черном всегда выглядишь стройнее», «стала тоньше прежнего». Опять контраст между тем, что думает о себе игла, и тем, как она выглядит с точки зрения рассказчика).
– И в конце «Не выдержу!» – восклицает иголка, по которой проезжает тяжелая телега. А на самом деле?
Учащиеся: «Но она выдержала».
Учитель: Что вы можете сказать об игле? (Игла – хвастливая, любит только себя, считает себя самой важной и лучшей. Недаром она называет себя барышней. Считает, что она красивая, даже когда стала ржавой. При этом ей кажется, что она скромная и заслуживает к себе большего внимания).
Учитель: Какая последняя оценка рассказчика?
(«Ну и пусть себе лежит!»).
– Какой герой сказки тоже проходит множество испытаний? (оловянный солдатик)
– Почему же солдатик вызывал сострадание и уважение. А штопальная игла не вызывает сочувствия?
Учитель: Если бы вам нужно было подобрать музыку, то какая прозвучала бы музыка? (Музыку подобрать сложно).
VII. Обобщение.
Учитель: Чему нас учит сказка Г.-Х. Андерсена?
Учитель: Вот вы и открыли «секрет», с помощью которого Андерсен в этой сказке добивается смеха читателей: контраст претензий иглы на тонкие чувства, благородство с ее истинной сущностью - хвастовством, зазнайством. И все это на фоне помойной канавы.
Итак, в литературной сказке герои могут обладать сложным характером. Не любому существу мы можем сочувствовать. Андерсен высмеивал пустое чванство, ложную гордость, спесь.
– Как вам кажется, иголка – важная вещь в доме?
– Но ведь тогда она действительно может хвастаться своим положением?
VIII. Домашнее задание.
Подготовь выразительное чтение сказки.
Задание для желающих:
Найдите информацию о книгах, в которых есть сказки Г.-Х. Андерсена.
Самостоятельно подготовь выразительное чтение одной из сказок Андерсена, персонажами которой являются обычные предметы.
Нарисуйте иллюстрацию к сказке.
Узнай, есть ли иллюстрации к этой сказке, кто художник.
Подумайте над созданием мультфильма к этой сказке.
- Придумать последовательность кадров мультфильма и озаглавить их.
- Придумать макеты декораций, эскизов костюмов к мультфильму.
- Подобрать музыкальный отрывок к портрету кого-либо из героев сказки или к какому-либо ее фрагменту. Описать музыку, которая подходит к сказке.
(Данную работу можно провести с желающими, а результатом может быть показ мультфильма для учащихся начальной школы)