Урок природоведения по теме "Рудные полезные ископаемые. Металлы"

Разделы: Биология


Цели:

  1. Расширить знания о полезных ископаемых, формировать новые понятия: руда, рудные полезные ископаемые, металлы и их свойства;
  2. Познакомить учащихся со способами запоминания материала через составление опорного конспекта.
  3. Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.
  4. Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу.

Оборудование:

  1. Образцы руд, металлов и изделий из металлов, магниты;
  2. Физическая карта России;
  3. Схема получения металлов;
  4. Иллюстрации изделий из металла.
  5. Презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

Я надеюсь, что сегодняшний урок природоведения будет для вас очередным открытием, удивлением.

Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр…”

- О какой земле идет речь? (О России)
- Как вы понимаете слово недра? (То, что внутри земли)
- О каком богатстве недр говорится? (О полезных ископаемых)

2. Актуализация знаний.

С.108 Прочитаем, что такое полезные ископаемые (все горные породы и минералы, которые использует человек)

- Будут ли обломочные горные породы, с которыми мы познакомились на прошлом уроке, полезными ископаемыми? Если да, то почему?
- Какие обломочные горные породы знаете? (Щебень, галька, гравий, песок, глина)
- Где они используются? (В строительстве, в стекольной промышленности, изготовление посуды)
- В результате какого процесса образуются обломочные горные породы? (Выветривания)

3. Проверка домашнего задания.

1) Индивидуальный опрос.

- Рассказать, что такое выветривание и факторы выветривания.

2) Фронтальная проверка д/з (Слайд 2)

Цифровой диктант:

1 вариант 2 вариант
1. Выветривание -7
2. Щебень -5
3. Глина -4
4. Песок -6
5. Солнечные лучи -8
6. Галька -2
7. Вода -3
8. Ветер -1

Вопросы:

  1. Как называется медленное разрушение горных пород под действием солнечных лучей, воды, живых организмов и ветра?
  2. В результате воздействия какого природного фактора на поверхности горной породы появляются трещины?
  3. Какой природный фактор способствует расширению трещин на поверхности горных пород?
  4. Остроугольная обломочная горная порода размером до 100мм.
  5. Окатанная горная порода.
  6. Какую обломочную горную породу используют в стекольной промышленности?
  7. Из какой породы изготовляют фарфор?
  8. Природный архитектор, придающий скалам причудливую форму.

Ответы:

1 вариант: 1 5 7 2 6 4 3 8
2 вариант: 7 8 3 5 2 6 4 1

Взаимопроверка.

4. Этап целеполагания.

- Прочитайте слова. (Слайд 3) Какое “лишнее”? Почему?

Железо
Ножницы
Медь
Алюминий
Золото

(Все металлы, а ножницы – изделие из металла).

Сформулируйте тему урока.

Металлы (запись в тетрадь)

Что вы знаете о металлах? (Ученики вспоминают все, что знают о металлах)

А сегодня на уроке мы с вами узнаем:

- На какие 2 группы делятся металлы?
- Из чего получают металлы?
- Какими свойствами они обладают ?
- Где используются?

5. Изучение нового материала.

1. Организация практической работы

- Перед вами изделия из металлов. Вам нужно разделить их на две группы.

Как это можно сделать? (Мнения детей)

Рассказ учителя.

Металлы, которые притягиваются магнитом, образуют группу черных металлов, другая группа- цветные металлы. К черным металлам относятся железо и его сплавы: чугун и сталь. К цветным металлам – алюминий, медь, свинец, цинк.

Ответим на первый вопрос:

- На какие 2 группы делятся металлы?

Составление опорного конспекта (Слайд 4)

- Из чего человек получает металлы? (Из руды)

2. Работа с учебником: с.108 - Чтение определения, что такое руда.

Рассказ учителя.

Скопление руды в земле называют месторождением. (Слайды 5-6)

Месторождения закрытого типа называются шахты или рудники,

открытого типа – карьеры или разрезы.

Чтобы получить черные металлы добывают руды черных металлов (магнитный, бурый и красный железняк).

Месторождения железных руд находятся на Урале и на Восточно – Европейской равнине (КМА) – показ на карте.

3. Учащиеся рассматривают образцы руды.

- Как найти руду магнитный железняк? (Притягивается магнитом).

Рассказ Арины В. о получении черных металлов по схеме: (Слайд 7)

Чугун и сталь – сплав железа с углеродом. В чугуне его чуть больше, чем в стали.

Покажите чугун и сталь (раздаточный материал).

4. Рассказ учителя.

Для получения цветных металлов добывают руды цветных металлов.

Учащиеся рассматривают образцы руды.

Боксит (напоминает глину, цвет красно-бурый, чистый боксит имеет почти белый цвет);
Медный колчедан (металлический блеск и латунно-желтый цвет);
Свинцовый блеск;
Цинковая обманка.

Показ учителем месторождений руд цветных металлов на карте.

Завершение опорного конспекта (Слайд 8)

- Определите, из какой руды какой цветной металл получают.

Ответим на второй вопрос:

- Из чего получают металлы?
- Назовите руды черных металлов? Цветных металлов?

6. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

- Знакомиться со свойствами металлов вы будете самостоятельно, работая с учебником с.109 и записывая их в тетрадь.

  1. Ковкость.
  2. Тягучесть.
  3. Плавкость.
  4. Теплопроводность.
  5. Блеск.
  6. Все твердые, кроме ртути.

Отвечаем на третий вопрос: Какими свойствами обладают металлы? (Слайд 9)

Чтобы ответить на четвертый вопрос, послушаем сообщение Марины М. об использовании металлов. (Слайд 10-11)

- Где используются металлы?

Дополнительные сведения.

Рассказ учителя.

В организме человека тоже есть металлы. Больше всего в организме человека железа, и большая его часть находится в крови в особых тельцах- эритроцитах. Они живут до 100 дней и заменяются новыми. За жизнь у человека вырабатывается 500 кг эритроцитов. Для этого ему нужно 0,5 кг железа. Железо поступает в организм человека с пищей. Больше всего железа в морской капусте, печени говяжей, фасоли, петрушке, овсянке и т.д.

7. Обобщение и контроль усвоения.

Игра “Да-нет” (с использованием опорного конспекта).

  1. Железо относится к группе черных металлов. (Да)
  2. Черные металлы выплавляют из железной руды. (Да)
  3. Цветные металлы притягиваются магнитом. (Нет)
  4. Для получения алюминия добывают боксит. (Да)
  5. У металлов плохая теплопроводность. (Нет)
  6. Все металлы обладают блеском. (Да)
  7. Все металлы твердые тела. (Нет)

Проверка.

8. Д/з: с.108-110, вопр.1-4, по желанию приготовить сообщение (V-0,5 стр.) о каком-либо металле

9. Итог урока.

В завершении урока поделитесь своими впечатлениями. Для этого закончите начатые предложения. (Слайд 12)

Сегодня я узнал (а)_________________
Я научился (лась)__________________
Мне было интересно _____________________