Цели:
- Расширить знания о полезных ископаемых, формировать новые понятия: руда, рудные полезные ископаемые, металлы и их свойства;
- Познакомить учащихся со способами запоминания материала через составление опорного конспекта.
- Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу.
Оборудование:
- Образцы руд, металлов и изделий из металлов, магниты;
- Физическая карта России;
- Схема получения металлов;
- Иллюстрации изделий из металла.
- Презентация.
Ход урока
1. Оргмомент.
Я надеюсь, что сегодняшний урок природоведения будет для вас очередным открытием, удивлением.
Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр…”
- О какой земле идет речь? (О России)
- Как вы понимаете слово недра? (То, что внутри
земли)
- О каком богатстве недр говорится? (О полезных
ископаемых)
2. Актуализация знаний.
С.108 Прочитаем, что такое полезные ископаемые (все горные породы и минералы, которые использует человек)
- Будут ли обломочные горные породы, с которыми
мы познакомились на прошлом уроке, полезными
ископаемыми? Если да, то почему?
- Какие обломочные горные породы знаете? (Щебень,
галька, гравий, песок, глина)
- Где они используются? (В строительстве, в
стекольной промышленности, изготовление посуды)
- В результате какого процесса образуются
обломочные горные породы? (Выветривания)
3. Проверка домашнего задания.
1) Индивидуальный опрос.
- Рассказать, что такое выветривание и факторы выветривания.
2) Фронтальная проверка д/з (Слайд 2)
Цифровой диктант:
1 вариант | 2 вариант |
1. Выветривание | -7 |
2. Щебень | -5 |
3. Глина | -4 |
4. Песок | -6 |
5. Солнечные лучи | -8 |
6. Галька | -2 |
7. Вода | -3 |
8. Ветер | -1 |
Вопросы:
- Как называется медленное разрушение горных пород под действием солнечных лучей, воды, живых организмов и ветра?
- В результате воздействия какого природного фактора на поверхности горной породы появляются трещины?
- Какой природный фактор способствует расширению трещин на поверхности горных пород?
- Остроугольная обломочная горная порода размером до 100мм.
- Окатанная горная порода.
- Какую обломочную горную породу используют в стекольной промышленности?
- Из какой породы изготовляют фарфор?
- Природный архитектор, придающий скалам причудливую форму.
Ответы:
1 вариант: 1 5 7 2 6 4 3 8
2 вариант: 7 8 3 5 2 6 4 1
Взаимопроверка.
4. Этап целеполагания.
- Прочитайте слова. (Слайд 3) Какое “лишнее”? Почему?
Железо
Ножницы
Медь
Алюминий
Золото
(Все металлы, а ножницы – изделие из металла).
Сформулируйте тему урока.
Металлы (запись в тетрадь)
Что вы знаете о металлах? (Ученики вспоминают все, что знают о металлах)
А сегодня на уроке мы с вами узнаем:
- На какие 2 группы делятся металлы?
- Из чего получают металлы?
- Какими свойствами они обладают ?
- Где используются?
5. Изучение нового материала.
1. Организация практической работы
- Перед вами изделия из металлов. Вам нужно разделить их на две группы.
Как это можно сделать? (Мнения детей)
Рассказ учителя.
Металлы, которые притягиваются магнитом, образуют группу черных металлов, другая группа- цветные металлы. К черным металлам относятся железо и его сплавы: чугун и сталь. К цветным металлам – алюминий, медь, свинец, цинк.
Ответим на первый вопрос:
- На какие 2 группы делятся металлы?
Составление опорного конспекта (Слайд 4)
- Из чего человек получает металлы? (Из руды)
2. Работа с учебником: с.108 - Чтение определения, что такое руда.
Рассказ учителя.
Скопление руды в земле называют месторождением. (Слайды 5-6)
Месторождения закрытого типа называются шахты или рудники,
открытого типа – карьеры или разрезы.
Чтобы получить черные металлы добывают руды черных металлов (магнитный, бурый и красный железняк).
Месторождения железных руд находятся на Урале и на Восточно – Европейской равнине (КМА) – показ на карте.
3. Учащиеся рассматривают образцы руды.
- Как найти руду магнитный железняк? (Притягивается магнитом).
Рассказ Арины В. о получении черных металлов по схеме: (Слайд 7)
Чугун и сталь – сплав железа с углеродом. В чугуне его чуть больше, чем в стали.
Покажите чугун и сталь (раздаточный материал).
4. Рассказ учителя.
Для получения цветных металлов добывают руды цветных металлов.
Учащиеся рассматривают образцы руды.
Боксит (напоминает глину, цвет
красно-бурый, чистый боксит имеет почти белый
цвет);
Медный колчедан (металлический блеск
и латунно-желтый цвет);
Свинцовый блеск;
Цинковая обманка.
Показ учителем месторождений руд цветных металлов на карте.
Завершение опорного конспекта (Слайд 8)
- Определите, из какой руды какой цветной металл получают.
Ответим на второй вопрос:
- Из чего получают металлы?
- Назовите руды черных металлов? Цветных
металлов?
6. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
- Знакомиться со свойствами металлов вы будете самостоятельно, работая с учебником с.109 и записывая их в тетрадь.
- Ковкость.
- Тягучесть.
- Плавкость.
- Теплопроводность.
- Блеск.
- Все твердые, кроме ртути.
Отвечаем на третий вопрос: Какими свойствами обладают металлы? (Слайд 9)
Чтобы ответить на четвертый вопрос, послушаем сообщение Марины М. об использовании металлов. (Слайд 10-11)
- Где используются металлы?
Дополнительные сведения.
Рассказ учителя.
В организме человека тоже есть металлы. Больше всего в организме человека железа, и большая его часть находится в крови в особых тельцах- эритроцитах. Они живут до 100 дней и заменяются новыми. За жизнь у человека вырабатывается 500 кг эритроцитов. Для этого ему нужно 0,5 кг железа. Железо поступает в организм человека с пищей. Больше всего железа в морской капусте, печени говяжей, фасоли, петрушке, овсянке и т.д.
7. Обобщение и контроль усвоения.
Игра “Да-нет” (с использованием опорного конспекта).
- Железо относится к группе черных металлов. (Да)
- Черные металлы выплавляют из железной руды. (Да)
- Цветные металлы притягиваются магнитом. (Нет)
- Для получения алюминия добывают боксит. (Да)
- У металлов плохая теплопроводность. (Нет)
- Все металлы обладают блеском. (Да)
- Все металлы твердые тела. (Нет)
Проверка.
8. Д/з: с.108-110, вопр.1-4, по желанию приготовить сообщение (V-0,5 стр.) о каком-либо металле
9. Итог урока.
В завершении урока поделитесь своими впечатлениями. Для этого закончите начатые предложения. (Слайд 12)
Сегодня я узнал (а)_________________
Я научился (лась)__________________
Мне было интересно _____________________