Цели:
- продолжить знакомство детей с творчеством Э.Успенского;
- формировать навык выразительного чтения;
- развивать внимание память, речь учащихся;
- воспитывать нравственные качества.
Оборудование:
- мультимедиапроектор;
- выставка книг Э. Успенского;
- иллюстрации к произведениям Э. Успенского.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела.
Послушайте частушки и вы узнаете, о чём расскажут произведения нового раздела учебника.
(Дети исполняют частушки)
-
Мы немножко пошумели,
В окнах стёкла зазвенели.
Мы сказали: «Тишина»
В школе треснула стена. -
Буквы в Машиной тетради
Не стоят, как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Маше хвостиками машут. -
Форма новая надета,
Белая рубашечка.
Полюбуётесь на меня,
Какой я третьеклашечка!
– Прочитайте название нового раздела с. 109.
– Рассмотрите иллюстрации. (Приложение)
– Как вы думаете, о чём будем читать?
– Какими по характеру будут произведения?
– О какой школе будут произведения этого раздела?
III. Изучение нового материала.
1) Речевая минутка
Выразительное чтение хором (3 раза)
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Люблю цирк! Е. Благинина.
2) Чтение авторского текста с. 110 (ученик)
– Какую запись сделала в дневнике девочки учительница? – найдите в тексте, прочитайте.
– Почему учительница сделала такую запись?
– Как отреагировали родственники на замечание в дневнике?
– Что ответила Настя? Какими мечтами она поделилась с папой?
– Как правильно должны вести себя ученики на уроке?
– Можно ли смеяться, разговаривать и играть на уроке?
– Что посоветовал папа Насте?
3) Работа по выставке.
– Посмотрите на выставку. Какие книги Э. Успенского вам уже знакомы?
– Прочитайте фамилию автора.
– Сообщение об авторе.
– Как вы думаете, какой по настроению будет книга Э. Успенского «Школа клоунов».
– Какое по жанру это произведение?
– Рассмотрите иллюстрации
– Кто на них изображён?
– Кто же такие клоуны?
– Где их можно встретить?
– Кого называют в жизни «клоун»?
Клоун – цирковой комик.
Много лет тому назад слово «клоун» обозначало «мужик» – неграмотный, но весёлый, озорной.
– Ребята, вы уже знаете, что повести делятся на главы, а как разделена повесть Э. Успенского? (на занятие, да ещё с приложением)
– как вы думаете, почему автор так задумал? (В необычной школе все необычное).
Давайте поработаем над словами которые встретятся в этой повести.
4) Словарная работа.
– Объясните значение слов и выражений:
- Арфа – многострунный щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы.
- Доклад – публичное сообщение на определённую тему.
- Телеграмма – срочное сообщение, передаваемое по телеграфу.
- Тайга – лесная зона; дикие, труднопроходимые хвойные леса на севере Европы.
- Я со сдвигом – особенность, отличие человека.
- Суматоха – беспорядочная беготня, беспокойная торопливость в действиях.
- Глаза вытаращил – удивлённо посмотрел.
- Перезнакомились – (игра слов) познакомились.
- Совершенно взрослый – (игра слов автора).
- Завхоз – заведующий хозяйством.
- Наставительно сказала – поучительно.
- Курсы – объём какого-нибудь обучения.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Вверх ладошки!
Хлоп! Хлоп!
По коленкам –
Шлёп! Шлёп!
По плечам теперь
Похлопай!
По бокам
Себя пошлёпай!
Можем хлопнуть
За спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
5) Чтение главы «Первый день занятий».
Читают учитель и подготовленные учащиеся.
6) Анализ текста после чтения.
– Какое настроение у вас возникло при чтении объявления?
– Что вы можете сказать об организаторах школы, прочитав это объявление?
– Как прошло открытие школы?
– Какие уроки были в первый день занятий?
– Назовите героев этой повести.
– Какое настроение возникло у вас во время чтения?
Ребята у Э. Успенского кроме интересных повестей есть много интересных стихотворений. А некоторые его знаменитые стихотворения стали песнями, которые вы наверняка слышали и знаете. Вот одна из них. Вы хорошо знаете песню «Голубой вагон», но наверное не все знают, что написал её Э. Успенский.
IV. Итог урока.
Оценка работы детей.
V. Домашнее задание.
Стр. 111-120 выразительно читать, составить красочное объявление об открытии школы клоунов.