Новая жизнь старого города

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

Реализация деятельностного подхода в обучении.

Задачи урока

Образовательные: ознакомить учащихся со скульптурными памятниками Санкт– Петербурга 20-30-х годов XX века; помочь увидеть в скульптуре отражение острых моментов русской истории.

Развивающие: формирование у учащихся ключевых компетенции

Учебно-познавательные компетенции:

  • развитие навыков работы с информацией (отбор, анализ, обобщение, систематизация);
  • формулирование, высказывание и аргументация собственной позиции;
  • выдвижение и аргументация собственных версий.

Коммуникативные компетенции:

  • работа в группе;
  • публичное выступление;
  • представление творческого отчета о проделанном исследовании.

Воспитательные:

  • формирование навыков коммуникативной культуры и культуры эмоций.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала

Вступительное слово учителя.

Звучит “Интернационал” (первый куплет)

Неслучайно в начале нашего урока прозвучал “Интернационал”. Мы продолжаем разговор о довоенном Петрограде-Ленинграде.

Слова из этой песни я выбрала в качестве эпиграфа нашему уроку:

“ Мы наш, мы новый мир построим...”.

Мне кажется, что последними словами можно определить дух той эпохи, о которой мы с вами говорим. Особенной эпохи для государства в целом и нашего города в частности.

Есть в классе люди несогласные с этим утверждением? Попробуйте объяснить мой выбор.

Перечислите важнейшие, на ваш взгляд, события, коренным образом изменившие жизнь города в первой половине XX века.

Итак, начало XX века коренным образом изменило жизнь нашего города. В современном Петербурге есть памятники, здания и сооружения, которые напоминают нам о той эпохе, являются ее символами.

Назовите эти памятники.

Итак, начало XX века коренным образом изменило жизнь нашего города. В современном Петербурге есть памятники, здания и сооружения, которые напоминают нам о той эпохе, являются ее символами.

III. Изучение нового материала.

Итак, на прошлом уроке мы говорили об особенностях жизни довоенного Ленинграда, сегодня мы обратим наш взор на скульптурные памятники. Санкт-Петербург как никакой другой город страны богат произведениями скульптуры. Они составляют значительную часть его художественного богатства, ярко свидетельствуют обо всех периодах жизни города. Можно сказать, что в них отразились все этапы трехвекового развития города на Неве. Перед нами стоит непростая задача: сегодня мы должны не только узнать, какие памятники появились в довоенном Петрограде-Ленинграде, но и выяснить, какую роль играл этот вид искусства в жизни общества. А также мы постараемся ответить на вопрос, насколько уместно сегодня присутствие на улицах города памятников той поры.

Но прежде чем говорить о скульптуре конкретного периода, давайте вспомним, что представляет собой скульптура как особый вид искусства.

(Учащиеся представляют собственную презентацию на тему “Скульптура-вид изобразительного искусства”)

Итак, только что прозвучала мысль о том, что скульптурные памятники являют собой “своеобразный хранитель исторической памяти”.Согласны вы с этим утверждением? И если согласны, ответьте на вопрос: о чем может хранить память скульптура?

Возникает вопрос о том, насколько популярна скульптура после революционных событий 1917 года. Вспомните слова эпиграфа: “ Мы свой, мы новый мир построим...”. Так ли важно в этой связи сохранять историческую память. При этом статистика утверждает, что за первые 20 лет в городах страны количество установленных скульптурных памятников в десятки раз выше, чем за период с 1900 по 1917 год.

Предположите, чему были посвящены эти памятники.

Кто-нибудь знает такие памятники в нашем городе?

А теперь давайте представим, что мы с вами попали в те далекие годы, о которых идет речь на нашем уроке. Вспомните материалы курса истории России. Как вы думаете, легко было людям жить? Какие настроения витали в воздухе?

Существует такое понятие как дух времени. С какой цветовой гаммой ассоциируются у вас 20-30 годы ХХ века?

Если скульптура, как мы выяснили — “хранитель исторической памяти”, то эмоциональная окраска от ее восприятия должна быть такой же. Я предлагаю вам проверить это предположение.

Ваши одноклассники предоставят нам информацию о наиболее ярких скульптурах первого двадцатилетия советской власти. Это, безусловно, лишь малая часть скульптуры, появившейся на улицах города. Все эти памятники дошли до наших дней, они будут представлены в порядке возникновения в городском пространстве. Но, как обычно, мы не просто воспринимаем информацию, перерабатываем ее, работая с картой и заполняя таблицу.

Таблица 1

Название объекта Где находится Авторский коллектив О чем ( о ком) хранит память Цветовая ассоциация

Учащиеся представляют памятники.

  1. Памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала
  2. Скульптурная группа "Октябрь" перед входом в Большой Концертный Зал "Октябрьский".
  3. Памятник Д.И.Менделееву в сквере у Главной палаты мер и весов.
  4. Памятник “Научным экспериментам” (чаще его называют “Памятник Собаке”)
  5. Памятник С. М. Кирову.

IV. Закрепление нового материала

Учитель:

Перед вами изображения памятников, таблица. Попробуйте разделить их на несколько групп. Какие группы получились?

I вариант:

1) памятники конкретным людям (Ленину, Кирову, Менделееву)
2) памятники-символы (“Октябрь”, собаке Павлова)

II вариант:

1) памятники событиям (“Октябрь”, Ленину)
2) знаменитым петербуржцам ( Кирову, Менделееву, собаке Павлова)

III вариант:

1) памятники революционерам
2) памятники ученым

Посмотрите на последнюю графу таблицы. Какие цвета вы указали? Почему?

Как вы думаете, какой смысл вкладывали авторы в эти произведения, о чем хотели поведать человеку?

Действительно, все эти памятники посвящены людям нового общества, которое рождается в стране. Это агитация и пропаганда нового образа жизни, нового мира.

Я предлагаю вам сравнить выводы, к которым мы пришли с декларацией Ассоциации художников революции, которая была принята в 1922 году: “Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве”.

Действительно, центральными в скульптуре 20-30-х гг. становятся тема революции, образ участника революционных событий, строителя светлого будущего – социализма. Эти памятники – своеобразная пропаганда той жизни, к которой стремится страна.

Но в таком случае становится очевидным, что это время революционных лозунгов давно прошло. Кажется, что и памятники того периода в наши дни неактуальны. И действительно, был в истории уже новой России момент, когда многие скульптуры начала XX века были безвозвратно утрачены. Но памятники, о которых шла речь сегодня, выдержали испытание временем. Они не только остались в городском пространстве, но и по-прежнему являются символами нашего города. Считаете ли вы это правильным?

Нужно ли сохранять скульптурные памятники довоенного периода? Насколько актуальны они для нас, петербуржцев XXI века?

Домашнее задание:

Подготовьте презентацию (заочную экскурсию) на тему: “Новая жизнь старого города” с позиции современного петербуржца или жителя Ленинграда начала XX века.