Цель урока: дать целостное представление о движении крови по сосудам и пульсе.
Задачи урока:
- познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца
- формировать понятие о пульсе и уметь его находить
- воспитывать интерес к изучаемой теме.
Ход урока
I. Активизирующее начало.
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос по вопросам:
- назовите отделы сердца (правое и левое предсердие, правый и левый желудочек)
- какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение крови в одном направлении? (Наличие створчатых клапанов между предсердиями и желудочками и полулунных между желудочками и артериями)
- как меняется сила и частота сокращений сердца при физической нагрузке? (Усиливается и учащается)
- какие сосуды называют артериями? (Сосуды, несущие кровь от сердца)
- какие сосуды называют венами? (Сосуды, несущие кровь к сердцу)
- какие сосуды называют капиллярами? (В капиллярах осуществляется газообмен и обмен питательных веществ)
- в чем различие в их строении. (Все сосуды, кроме капилляров состоят из трех слоев тканей: соединительной, гладкой мышечной и эпителиальной, стенки капилляров состоят из одного слоя клеток. Наиболее толстые стенки у артерий – им приходится выдерживать большое давление крови. Стенки вен более мягкие и эластичные, на внутренних стенках имеются кармановидные клапаны, они препятствуют обратному току крови)
II. Изучение нового материала.
- Почему кровь движется по сосудам в одном направлении?
- Что препятствует обратному току крови?
- Как происходит перераспределение крови в организме при физической и умственной нагрузке?
Выполнив следующие задания, мы должны получить ответы на поставленные вопросы.
- Рассмотрите рисунок в работе 65 (Приложение 1)
- Как изменяется давление крови в сосудах по мере их удаления от сердца? (Давление понижается)
- Как изменяется давление в сосудах в дальнейшем: где выше давление в венах или капиллярах? (Венах)
- Какое это имеет значение для организма? Какой физический закон здесь применим? (Жидкости из области повышенного давления устремляются в область пониженного давления)
- Рассмотрите рисунок в работе 63. (Приложение 1)
- Какая особенность строения вен препятствует обратному току крови? (наличие полулунных клапанов)
- Какой еще фактор способствует движению крови по венам снизу верх? (Работа скелетных мышц)
Запись в тетради.
Причины движение крови
- Работа сердца.
- Разница давления в сосудах (аорта – 125 мм рт. ст, крупные артерии - 120-11 мм рт. ст., артерии - 60-70 мм рт. ст. капилляры - 30 мм рт. ст., вены - 10-20 мм рт. ст., нижняя полая вена - 5-3 мм рт. ст.)
- Работа скелетных мышц
- Прижимающая сила грудной клетки при вдохе.
Рассмотрите рисунок в работе 64. (Приложение 1). Опыт Моссо. Предложите способы нарушения этого зыбкого равновесия. (решить арифметическую задачу – отклонение весов в сторону головы, пошевелить ногами – отклонение в строну ног).
При каждом сокращении сердца стенки артерий приходят в колебания. Эти колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в артериях (в ритме сокращения сердца), называют пульсом. Число и и сила пульсовых толчков отражаются на пульсовой волне. Поэтому по пульсу можно судить не только о числе сердечных толчков, но и о их силе, частоте, кровенаполнении сосудов и других показателях, важных для здоровья.
Цель нашей работы – как изменится ваш пульс после дозированной нагрузки и после отдыха, что позволит вам сделать вывод об уровни тренированности вашего сердца.
Выполните лабораторную работу. Работа проводится одновременно всем классом по командам учителя.
Тема: “Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки”.
Оборудование: секундомер.
Записать в тетради тему лабораторной работы и начертить таблицу. (Приложение 2)
Проведение лабораторной работы и запись результатов в таблицу.
Дадим вашему сердцу отдохнуть после нагрузки. Выполняем задания 1 и 2. (Приложение 2)
Задание 1. (Приложение 2)
Предполагаемые ответы учащихся:
- разница в цвете кистей рук связана с перераспределением крови в организме: у поднятой руки цвет более светлый, чем у той, что была опущена вниз
- ушные раковины покраснели, т.к. к работающим органам прилила кровь
- у гимнаста делающего длительную стойку кровь приливает к голове и лицо краснеет.
Задание 2. (Приложение 2)
Предполагаемые ответы учащихся:
- кровь приливает к голове, как работающему органу,
- это связано с разностью давления в сосудах,
- кровь интенсивней движется по сосудам,
- при длительном сидении происходит застой крови в сосудах, потягивание это работа мышц, к ним больше приливает крови – кровообращение усиливается.
После кратковременного отдыха подсчитаем ваш пульс.
Сравните частоту вашего пульса до физической нагрузки и после отдыха. Сделайте вывод о тренированности вашего сердца. (Данные частоты должны быть примерно одинаковыми, если сердце тренированно)
III. Задание на дом. §§ 32, 33. Подготовить доклады о заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
IV. Обобщение изученного материала.
Задание 4. (Приложение 2)
Предполагаемые ответы учащихся.
- в.
- б.
- г.
- г.