Урок русского языка в 10–11-х классах по теме "Комплексный анализ текста"

Разделы: Русский язык


Цели урока: формирование коммуникативной и речевой компетенции старшеклассников, мобилизация теоретических знаний по русскому языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.

Задачи:

1) формировать навыки комплексного анализа текста;

2) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

3) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

4) формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ порусскому языку.

Оборудование: тексты для анализа, портрет В.П. Астафьева, словари.

Ход урока

Приветствие.

Сообщение темы и целей урока.

Учащимся предлагается совместно определить цели и задачи урока. Самая главная задача на данном этапе обучения – хорошо подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Какие умения помогут это сделать? Орфографическая и пунктуационная грамотность, знание теории, умение написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста. Комплексный анализ текста включает в себя следующие этапы:

  • восприятие (выразительное чтение, определение темы, основной мысли, типа и стиля речи, смысла заголовка);
  • анализ языковых единиц;
  • правописание.

Перед вами отрывок из автобиографической повести “Ода русскому огороду” нашего землякаВ.П. Астафьева, подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. Какой вывод можно сделать? (Это текст повышенной эмоциональности). Чтение текста.

(1)Если уж по уму да по совести и чести - спаситель наш - огород! (2)Тут и голову ломать незачем. (3)В огороде же том самоглавнейший спаситель - скромное, многотерпеливое существо, участью-долей схожее с русской женщиной, - картошка!

(4)В честь картошки надо бы поставить памятник в России. (5)Поставлены же памятники гусям, спасшим Рим. <...>

(6)Ну если уж картошке монумент неловко, неэтично воздвигать - плод всё же, овощь, тогда тому, кто нашёл этот плод в заморских землях, выделил его среди прочих диких растений, в Россию завёз и, рискуя головой, внедрял на русской земле. (7)Был ведь в старые, тёмные времена и картофельный бунт!

(8)Что есть, скажите, лучше этого растения? (9)Хлеб? (10)Да! (11)Однако хлебу сколь воздано! (12)Сколько о нём спето! (13)Так отчего же, почему же мы, российские люди, не раз, не два спасённые картошкой от глада и мора, забыли про неё? (13)К слову сказать, воин наш, русский, многим обязан ей, родимой картошке!!! (14)Где угодно готов это утверждать!

(15)Фронтовые дороги длинные, расхлюпанные. (16)Пушка идёт или тащат её; танк идёт, машина идёт, конь ковыляет; солдат бредёт вперёд на запад, поминая к разу кого надо и не надо. (17)А кухня отстала! <...>

(18)Глянул солдат налево - картошка растёт! (19)Глянул направо - картошка растёт! (20)Лопата при себе. (21)Взял за пыльные космы матушку-кормилицу, лопатой ковырнул, потянул с натугой - и вот полюбуйся: розоватые либо бледно-синие, жёлтые иль белые <...>картохи из земли возникли, рассыпались, лежат, готовые на поддержку тела и души. (22)Дров нету, соломы даже нету?! (23)Не беда! (24)Бурьян везде и всюду на русской земле сыщется. (25)Круши, ломай через колено, пали его!

(26)И вот забурлила, забормотала картоха в котелке. (27)Про родное ведь и бормочет, клятая! (28)Про дом, про пашню, про огород, про застолье семейное. (29)Как ребятишки с ладошки на ладошку треснутую картошку бросают, дуя на неё, а потом в соль её, в соль и - в рот, задохнувшись горячим, сытным паром. <...>

(30)Нет, я снова о памятнике речь завожу! (31)Картошке, из которой люди наловчились по всему белу свету готовить слишком две тысячи блюд, опоре нашей жизни - никакого внимания. (32)По гривеннику всем людям труда - главным картофелеедам - собрать, и пусть самые талантливые художники, самые даровитые скульпторы придумают памятник! (33)Тот, кто умеет сочинять гимны, должен найти самые торжественные слова, и самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади, при всём скоплении народа.

(34)Не знаю, кто как, я плакал бы, слушая тот гимн!

1971-1972

По В.П. Астафьеву. “Ода русскому огороду”

- Определите тему и основную мысль текста. (Гимн картошке, гимн земле-кормилице, народу)

- Дайте лексическое толкование слов: гимн, ода, картофельный бунт. Воспользуйтесь словарями.

Гимн – 1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или классового единства. 2. Вообще – хвалебная песня, музыкальное произведение. (Ожегов С.И. Словарь русского языка).

Ода – торжественное стихотворение, посвященное какому-н. историческому событию или герою (Ожегов С.И. Словарь русского языка).

Картофельные бунты - массовые антикрепостнические выступления удельных (1834) и государственных (1840-44) крестьян в России (Север, Приуралье, Ср. и Ниж.Поволжье, свыше 500 тыс. человек). Вызваны насильственным введением посадки картофеля. Подавлены войсками. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)

Заметьте, что слова “гимн” и “ода” применены к прозаическому, обыденному предмету.

- Вкладывает ли автор иронический смысл в слова “гимн”, “памятник”, “ода” в отношение картошки? Докажите текстом. Какой фразой из текста можно доказать?

(“ Не знаю, кто как, я плакал бы, слушая тот гимн!”)

- Какие типы речи использует В.П. Астафьев, чтобы воспеть картошку? (Используются все типы речи: повествование, описание, рассуждение).

- С помощью какого приёма достигается завершённость текста? (Кольцевая композиция: памятник картошке в начале и в конце).

- Обрисуйте ситуацию, представленную в тексте (Фронтовые дороги, кухня отстала, солдат очень голоден, видит картошку, за ней потянулись воспоминания о доме, о “родимом”)

- Какие синонимы к слову “картошка” используются автором? (плод, картоха, овощь, матушка-кормилица, опора жизни, клятая, родимая картошка)

- Почему “клятая”? (Нельзя на фронте думать “про родимое”, но за “картохой” то, что под запретом потянулось).

- В предпоследнем абзаце найдите все прилагательные, употреблённые в превосходной степени? (Самой широкой, самые талантливые, самые даровитые, самые торжественные, самые голосистые).

- В чём смысл такого многократного употребления прилагательных в превосходной степени? (Усилить, подчеркнуть смысл всего вышесказанного).

Перед нами конкретное произведение, его создал писатель-творец в определённую эпоху. Писатель умер, а произведение продолжает жить во времени. У каждого поколения своя позиция.

- Что же хотел нам сказать писатель Виктор Петрович Астафьев? В чём же основная мысль текста о картошке? (Памятник картошке – напоминание о наших ценностях, которые не должны уходить)

А теперь давайте проанализируем данный текст с точки зрения орфографии и пунктуации.

1. Найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне – кто больше. (Воздвигать, рискуя, внедрял, родимой, утверждать, фронтовые и т.д.)

2. В предложениях 1-7 найдите сложные слова. (Самоглавнейший, многотерпеливое, участью-долей)

3. В предложениях 8-10 найдите слово с чередующейся гласной в корне. (Растения)

4. Дайте верную характеристику 33 предложению:

А) простое с однородными членами;

Б) сложное с подчинительной и сочинительной связью;

В) сложное с бессоюзной связью;

Г) сложное с сочинительной связью.

5. В каких предложениях причастный оборот можно заменить придаточным определительным:

А) 3; Б) 13; В) 21; Г) 31.

6. В каком предложении употребленоолицетворение:

А) 12; Б) 24; В) 26; Г) 28.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на основе текста В.П.Астафьева.