Сразу хотелось бы отметить, что данная тема
мастер класса реализуется, начиная со среднего
звена в школе. Также этот мастер-класс был
показан и опробован на коллегах на финальном
этапе конкурса «Педагогиеский дебют» и получил
очень высокие оценки.
Попытайтесь смоделировать подобную ситуацию на
уроке английского языка. Как вы думаете, успешна
ли такая методика? Успешна!
Я предлагаю использовать всё вышесказанное в
изучении английского языка. Обращая внимания
учащихся на подобные надписи, учитель может
стимулировать их мотивацию в изучении
иностранного языка: ученики смогут убедиться в
том, что иностранный язык стоит изучать не только
для того, чтобы читать тексты в учебниках, но и
для того, чтобы разбираться в окружающих их
надписях, названиях, рекламе и как мы думаем,
чтобы не попадать в неприятные ситуации.
Задавая вопросы из практической части, я
заставляю учащихся провести маленькую
исследовательскую работу. Ведь если ученик
получит в школе исследовательские навыки
ориентироваться в потоке информации, научится
анализировать её, обобщать, видеть тенденцию,
сопоставлять факты, делать выводы и заключения,
то он в силу более высокого образовательного
уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей
жизни, правильно выберет будущую профессию,
будет жить творческой жизнью.
Мастер-класс состоит из трех этапов: введение, практическая часть, подведение итогов. Теоретический материал сопровождается наглядным материалом и слайдами с практическими упражнениями/
Цель: овладение участниками умений по распознанию иностранных слов в повседневной жизни; формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Задачи:
- познакомить членов жюри с теоретической основой представляемого опыта;
- показать на практике, каким образом
использование исследовательских форм работ
способствует:
- развитию коммуникативных навыков учащихся;
- расширению общекультурного и филологического кругозора.
Оборудование: технические средства обучения (компьютер, проектор); реквизит: футболки с иностранными надписями, вырезки из газет, ярлыки с одежды.
Слайд 3
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I. Организационный момент. Введение учащихся в атмосферу иноязычного общения.
T: В последние годы в связи с
расширением международных контактов в наше
окружение проникает все больше и больше
элементов иностранной речи, особенно английской.
Прежде всего, это реклама, широко
распространившаяся в последнее время, вывески
магазинов, указания, и, объявления. У вас на
столах вы можете видеть вырезки из различных
газет, которые изобилуют подобными словами.
Попытайтесь самостоятельно найти иностранные
слова в текстах газет (учащиеся находят
иностранные слова и пытаются объяснить их
значение).
Определённый процент иностранных слов врастает
в язык. И как правильно заметил А.Н.Толстой: «не
нужно от них открещиваться, но не нужно ими и
злоупотреблять. Лучше говорить лифт, чем
самоподымальщик, или телефон, чем
дальнеразговория».
К многочисленным надписям добавляются и
заимствованные, уже обрусевшие в той или иной
степени слова. Например, можно услышать такие
фразы, как: Это было шоу! Давай купим гамбургер.
Смотреть видики. Покупать пиццу. Купить
бестселлер. Это был хит и английские слова,
которые употребляют некоторые люди, политики без
перевода: «Он высказал такую сентенцию» (sentence –
предложение), «Много преференций для солдат
срочной службы…» (preference – предпочтение). «Я
сделала тебе промоушн (promotion – раскрутка,
реклама) на всю Россию». Сейчас мы попытаемся с
вами научиться распознавать подобные
заимствованные слова в нашей речи, а также
окружающих нас надписях.
II. Практическая часть
Я предлагаю учащимся выполнить несколько следующих упражнений (А, В, С)
А. T: По каким элементам в
слове можно узнать, что слово пришло из
английского языка?
– Замените английские звуки и буквы русскими:
Слайд 4
T: Теперь перед вами задание – нужно английские слова распределить по тематическим группам и написать обозначение этого понятия по-русски, не пользуясь словарем:
Mixer, toaster, printer, browser, image, match, jazz, diving, revolution
Слайд 5
Т: Теперь сделайте вывод о том, из каких областей происходит больше всего заимствований.
B. Мы исследуем окружающие нас надписи.
T: Взгляните на надписи на английском языке на майках или футболках, попытайтесь понять и объяснить, что они означают (Здесь необходимо подготовить несколько футболок с иностранными надписями. Некоторые надписи корректного, подходящего содержания, некоторые – наоборот. Мной были представлены следующие надписи на футболках: «I love this world!» – «Я люблю этот мир!» «Broken rake» – «Сломанная грабля» )
С. Выполняем упражнение на понимание.
T: Прослушайте текст:
Это было воскресенье. Я решила устроить
уборку. Но с удивлением заметила, что все
необходимые мне средства закончились. И вот, я в
магазине. Сразу на глаза попалось исчезновение.
Возьму, пока не забыла. Здесь же взяла волну и
газель арабскую. Уже на выходе вспомнила про фею
и комету.
Нашла время и для себя. Купила себе голову с
плечами и максимальный множитель, который почти
закончился.
Вопрос: что я купила? Наверное, вы сейчас находитесь в заблуждении, правда? Очень часто мы просто не обращаем внимания на окружающие нас надписи. А ведь это так интересно (сделанные покупки – это различные названия моющих и косметических средств на английском языке)!
Слайд 6
III. Подведение итогов
Т: Ребята, я предлагаю использовать
всё вышесказанное в изучении английского языка.
Обращайте внимание на иностранные надписи!
Теперь я уверена, что вы со мной согласитесь, что
иностранный язык стоит изучать не только для
того, чтобы читать тексты в учебниках, но и для
того, чтобы разбираться в окружающих вас
надписях, названиях, рекламе и как мы можем
сделать вывод, чтобы не попадать в неприятные
ситуации.
Работая с газетами вы провели маленькую
исследовательскую работу. Ведь если вы
научитесь ориентироваться в потоке информации,
научитесь анализировать её, обобщать, видеть
тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и
заключения, то вы в силу более высокого
образовательного уровня легче будете
адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно
выберете будущую профессию и будете жить
творческой жизнью!