Какая технология используется: задачная форма организации учебного процесса.
Что будут осваивать учащиеся:
1) лексические единицы:
на рецептивном уровне – carnation, celebration, daisy, sunflower, tulip, grapes
на продуктивном уровне – preparation, hanging up balloons, festivals, meals, pumpkin, toffee apple, turkey, play drums, blow a horn, perform tricks, bobbing apples, Guy Fawkes Day, St. Patrick's Day, Thanksgiving Day, St. Valentine's Day.
2) разные способы представления результата классификации: таблицы, mindmapping)
3) разные способы получения информации о значении новых слов: догадка, по аналогии (по словообразованию), картинки, словарная статья из Wikipedia (Приложение №3), словарь.
Чем владеют учащиеся:
Учащиеся данного класса в основном имеют языковые навыки в соответствии с программой обучения на данном этапе на повышенном уровне.
Учащиеся умеют пользоваться билингвальным словарем.
Учащиеся умеют классифицировать известные слова.
На каком материале:
Л.Е.: carnation, celebration, daisy, sunflower, tulip, grapes, preparation, hanging up balloons, festivals, meals, pumpkin, Snap Apple, dooking, toffee apple, turkey, play drums, blow a horn, perform tricks, bobbing apples, Guy Fawkes Day, St. Patrick's Day, Thanksgiving Day, St. Valentine's Day.
Картинки с изображениями и подписями: carnation, celebration, daisy, sunflower, tulip, grapes, pumpkin, turkey, словарная статья из Wikipedia: bobbing for apples, Snap Apple, dooking.
Система заданий, обеспечивающая освоение учащимися заявленного содержания:
1) Актуализация (задание, с которым учащиеся с легкостью справляются, создает ситуацию успеха): Объединение знакомых слов в группы с обобщающим для них понятием. Для этого учащиеся переводят данные известные им слова (без использования словаря и других источников), анализируют их, выделяют из них обобщающие слова и классифицируют данные слова по обобщающим понятиям “Means of Travelling”, “Instructions”, “Neighbourhood”.
2) Ловушка (задание, напоминающее предыдущее, но содержащее в себе элементы неизвестного и ограничение по времени выполнения, создающие проблему, которую учащимся необходимо совместными усилиями решить. Ловушка также и в том, что учащимся задание кажется легким: некоторые незнакомые слова можно распределить по группам, пользуясь сходством по внешним признакам с известными словами (окончания, суффиксы). Для успешного решения проблемы учащимся необходимо самостоятельно выбрать способ получения значений не известных им слов для того, чтоб уложиться во времени): Объединение предложенных слов (с включением незнакомых) в группы с обобщающим для них понятием. Для этого учащиеся определяют (или не определяют, если в этом нет необходимости для выполнения поставленной задачи) значения неизвестных им слов, пользуясь разными источниками информации: словари, картинки (Приложение №3). Анализируют слова для определения принадлежности какому-то классу, выделяют из них обобщающие слова и классифицируют данные слова по обобщающим понятиям “preparation”, “dates”, “flowers”, “nationality”. Полученный результат заносят в таблицу.
3) Трансформация текста таблицы в Web-диаграмму. Это задание включено в урок как необходимое учащимся для формирования умений выстраивать ассоциативные цепочки при выполнении заданий на чтение, аудирование (задания на установление соответствия), говорение по какой-либо теме.
4) Точка рефлексии (задание, подобное второму и третьему): Объединение предложенных слов (сочетание знакомых слов, слов из предыдущего задания и новой группы незнакомых слов) в группы с обобщающим для них понятием. Для этого учащиеся определяют определяют (или не определяют, если в этом нет необходимости для выполнения поставленной задачи) значения неизвестных им слов, пользуясь разными источниками информации, к которым добавляется словарная статья из Wikipedia (Приложение №3). Анализируют слова для определения принадлежности определенному классу, выделяют из них обобщающие слова и классифицируют данные слова по обобщающим понятиям “preparation”, “festivals”, “meals”, “celebration”. Полученный результат заносят в таблицу и представляют полученную информацию в виде Web -диаграммы.
5) Итоговая рефлексия : состоит из 2-ух частей: первая – индивидуальные задания, подобные предыдущим №1,2,3,4, призванное закрепить полученные языковые знания и универсальные умения, проанализировать свои языковые знания и умения на данном этапе, сделать соответствующие выводы и принять решения, необходимые для успешного решения подобных задач – для учащихся, равно как и учителю проанализировать качество достижения поставленной цели, с последующей возможной коррекцией образовательного процесса; вторая часть-анализ учащимися своей деятельности на уроке.
За счет чего учащиеся включаются в различные виды деятельности:
Чередование форм деятельности: индивидуально, парами, в группах, всем классом.
Чередование видов деятельности: чтение, письмо, перевод, составление схем, поиск значения новых слов в словаре, из картинок, из словарной статьи.
Урок состоит из 5-ти этапов, во время которых учащимся предлагается решить определенную задачу, выполнив соответствующие задания, упомянутые выше.
При переходе от одного этапа к другому количество слов и количество групп, в которые объединяются предлагаемые для этого слова, увеличивается, а время, отведенное на выполнение задания уменьшается.
На каждом этапе выполнения заданий учащиеся самостоятельно определяют для себя конкретную задачу, которую они должны решить, и способ для эффективного достижения правильного результата.
Ответы записываются в заготовленные для каждой группы бланки на листах А2 (для заданий № 2,3,4), для каждой пары – для задания №1, и на индивидуальных бланках А4 -для задания №5 (Приложение 4).
По истечении отведенного на выполнение каждого задания (№1,2,3,4) времени учащиеся одновременно вывешивают свои листы с ответами на доску. Учащиеся из разных групп смотрят на все ответы на доске, сравнивают их, анализируют, принимают решение о необходимости внесении исправлений в свои ответы. Вносят соответствующие изменения в свои листы с ответами, если это необходимо. На это отводится не больше 1 минуты. Оценивают правильность выполненного ими задания по предлагаемым критериям.
Задания, возможные (предполагаемые) ответы учащихся, правильные ответы даны в Приложениях 1, 2 соответственно.
В целях экономии времени и, т.к. на этом уроке это не важно, задания даются на русском языке.
Ход урока
Этап |
Задание |
Название этапа |
Цель |
Задачи |
Время |
Организация деятельности учащихся |
Деятельность учащихся |
Критерии оценивания |
1 | 1 | Актуализация | актуализировать языковые знания и умения | 1) выявить обобщающие слова 2) классифицировать слова по обобщающим понятиям | 5 | в парах
|
восстанавливают из памяти значения известных слов, анализируют их, выделяют обобщающие слова, классифицируют по обобщающим понятиям, вписывают слова в таблицу | |
Педагогический комментарий к заданию №1: При выполнении данного задания учащиеся не испытывают никаких затруднений, так как значения предложенных слов им известны или об их значении можно догадаться? т.к. они являются международными (Instructions). | ||||||||
2 | 2 | Ловушка на определение принадлежности какому– либо классу слов: новые незнакомые слова preparation, hanging up balloons, carnation, daisy, sunflower, tulip | 1) научиться оптимизировать
процесс поиска значений незнакомых слов 2) научиться выполнять задачу по заданным критериям в заданное время 3) научиться работать слаженно в команде (сотрудничать) |
1) определить значение незнакомых
слов в условиях ограниченного времени, 2) выделить обобщающие понятия, 3) определить класс слов 4) решить, что важнее в этом задании: знать точный перевод незнакомого слова и потратить больше времени на поиски его значения в словаре и, возможно, не полностью справиться со всем заданием из-за потери времени или достаточно по картинке определить принадлежность данного слова определенному классу и выиграть во времени для поиска значения другого незнакомого слова для которого зрительный образ не предлагается |
10 | в группах по 4 человека | восстанавливают из памяти значения известных слов, определяют значения незнакомых слов: используют словари, картинки догадку, по аналогии (по словообразованию); анализируют, выделяют обобщающие слова, классифицируют слова по обобщающим понятиям, вписывают слова в таблицу | кол-во правильно распределенных
слов – отметка: 18-20 – “5” |
Педагогический комментарий к
заданию №2: Учащиеся легко определяют слова
November 5th, March 17, January 1st, 4th Thursday of November, October, 31st
в класс “dates”, т.к. они им знакомы, а также слова
Irish,British, American – в класс “nationality”. Сложности могут возникнуть при определении принадлежности классу слов decorations, preparation, carnation(ловушка), т.к. визуально эти слова имеют один и тот же суффикс -tion, то есть большая вероятность того, что учащиеся определят их в один класс (по принципу словообразования). В таком случае: Возникнет вопрос “Куда деть лишнюю группу?” |
||||||||
3 | 3 | Трансформация | научиться представлять информацию в виде Web-диаграммы | 1) понять, как представлены
(изображены) обобщающие слова и слова, входящие в
данный класс, в Web-диаграмме; 3) сравнить представление обобщающих слов и слов, входящих в данный класс, в таблице и в Web-диаграмме 2) перенести информацию из таблицы в Web-диаграмму |
5 | в тех же группах | Переносят (пишут) информацию из таблицы в Web-диаграмму | |
4 | 4 | Точка рефлексии | закрепить полученные знания и умения, научиться саморегуляции, самоанализу | 1) определить значение незнакомых
слов, 2) выделить обобщающие понятия, 3) определить класс слов |
10 | в тех же группах | восстанавливают из памяти значения известных слов, определяют значения незнакомых слов: используют словари, картинки, догадку, по аналогии (по словообразованию), словарную статью из Wikipedia; анализируют, выделяют обобщающие слова, классифицируют слова по обобщающим понятиям, вписывают слова в таблицу, переносят (или параллельно заполняют ) слова в Web-диаграмму | кол-во правильно распределенных
слов – отметка: 20-22 – “5” |
Педагогический комментарий к
заданию №4: Учащиеся легко справляются с
данным заданием. Фразы Guy Fawkes Day, Thanksgiving Day, St.Valentines
Day объединяют в одну группу по именам собственным
и слову Day. Подбирают этой группе обобщающее
слово “festivals” по созвучному festivаls-фестивал
(выстраивая ассоциативную цепочку: фестивали,
празднование, праздники). Не должны вызвать затруднений слова pumpkin, toffee apple, grapes, turkey ( apple – слово, известное учащимся, pumpkin, grapes, turkey – используя карточки с изображениями) Группа:“preparation”: making tea, do the washing up, cleaning, hanging up balloons легко подбирается, используя информацию и опыт из предыдущего задания. |
||||||||
5 | 5 | Итоговая рефлексия | научиться самоанализу своих действий, применить полученные знания и умения на практике самостоятельно (без помощи одноклассников) | 10 | индивидуально | восстанавливают из памяти значения известных слов, определяют значения незнакомых слов: используют словари, картинки догадку, по аналогии (по словообразованию); анализируют, выделяют обобщающие слова, классифицируют слова по обобщающим понятиям, вписывают слова в таблицу, переносят (или параллельно заполняют) слова в Web-диаграмму | кол-во правильно распределенных
слов – отметка: 29-32 – “5” |