Детские работы, одухотворённые
творчеством ребёнка,
всегда являются игрушками, в которые ребёнок
играет.
Л.К. Шлегер
Дошкольный период жизни - важнейший в гендерной социализации человека. В дошкольные годы ребёнок приобретает представления о содержании ролевого поведения, а к старшему дошкольному возрасту обретает поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации.
В исследованиях по дошкольной педагогике доказана целесообразность дифференцированного подхода к организации деятельности детей 5-7 лет в зависимости от их пола. Однако в дошкольных образовательных учреждениях создана среда ориентированная более на девочек, чем мальчиков.
Исследования научной школы Л.А. Парамоновой отмечают особый интерес мальчиков к конструированию, изобретательству, экспериментированию. Как помочь ребенку раскрыть себя, удержать и развивать огромный потенциал фантазии, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности? Наблюдая детей, мною отмечено, что мальчики действительно любят собирать и играть с “бросовым материалом”, стремятся придумывать и видоизменять предметы, экспериментировать, создавать новые конструкции.
Возможности использования “бросового материала” (картонных коробок , деревянных катушек, пуговицы, пробок и т.д.) в детском конструировании велики , т.к. данный материал вариативен, динамичен, открывает широкий простор для детско-преобразовательской деятельности. Материал настолько разнообразен, что работая с ним, дети развивают нестандартное мышление, сенсорные процессы, чувство пропорции, глазомер и мелкую моторику рук. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными. Детей нацеливают не на постепенное овладение способами изготовления однотипных построек поделок, а на изготовление множества различных конструкций и моделей с помощью основного усвоенного ими способами действия.
Понимая актуальность проблемы мною разработаны циклы занятий с тематикой интересной мальчикам (создание разнообразных видов транспорта: космической, военной техники, изготовление замков и т.д.).
Например, цикл занятий “Делай и играй” ориентировании на работу с мальчиками по техническому конструированию и моделированию из бросового материала, созданию игрушек, моделей, интересных для игр мальчиков, широкое использование экспериментирования, деятельности с инструментами.
Цель занятий: удовлетворить естественное мальчишеское любопытство и любознательность, потребность в игре и новых впечатлениях; желание сделать что-либо своими руками и стремление познавать окружающий мир, через экспериментирования и изобретательство.
Этапы работы:
1) Знакомство с многообразием “бросового материала”. Экспериментирование с новым материалом, знакомство с его качествами и свойствами. Игровые упражнения на развитие воображения, позволяющие “определить” материал, увидеть в нём новый предмет.
2) Знакомство с инструментами (шило, кусочки, лобзик, циркуль), безопасного обращения с ними.
3) Знакомство схематическим материалом: альбомами, технологическими картами, развитие умения “читать” простейшие чертежи и схемы, составление самостоятельно рисунка-чертежа.
4) Реализация творческих проектов и поделок.
Важными составляющими элементами занятий являются:
1. Подбор тем (корректируются, варьируются, в зависимости от способностей детей , их интересов и желаний, выбора темы и т.д.)
2. Подготовительная работа к занятию:
- проведение тематических бесед, рассматривание иллюстраций в книгах, журналах, детских энциклопедиях, чтение художественного материала;
- подбор стандартного, а также нетрадиционного материала (многообразие и необычность подбора материала способствует возникновению новых идей, связанных с комбинациями разных материалов).
3. Организация занятий в разной форме (игры-путешествия, игра-эксперимент, игра-опыт и т.д.)
4. Использование различных техник и способов работы.
5. Создание поделок, моделей, мобилов, конструкций интересных для игр мальчиков.
Данный опыт работы поможет педагогам и родителям увлечь мальчиков техническим конструированием; привлечь их к экспериментальной, поисково-познавательной, конструктивной деятельности, участию в совместных, увлекательных занятиях и играх.
Литература
- Т. И. Бабаева, З.А. Михайлова. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб: “Детство”- Пресс, 2000 г.
- М.В. Крулехт. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб: “Детство”-Пресс, 2004 г.
- Питер Фермин. Сделай сам (Работающие механические модели из подручного материала) – Москва: “Русская книга”, 1995 г.
- А. Бахметьев, Т. Кизяков. Очумелые ручки. - Москва: “РОСМЭН”, 1997 г.
- Рей Гибсон и Дженни Тайлер. Весёлые игры. - Москва: “РОСМЭН”, 1994 г.
- М.В. Крулехт, А.А. Крулехт. Самоделкино. Образовательная программа и педагогическая технология содержательной досуговой деятельности мальчиков старшего возраста.- СПб: “Детство”- Пресс, 2004 г.
Цикл “Делай и играй”
Цель: развивать у детей элементарные представления о техническом прогрессе, через экспериментирование и техническое конструирование, как специфический вид детской деятельности, соответствующий возрастным и поло-ролевым интересам мальчиков старшего дошкольного возраста.
Предварительная работа:
- обратить внимание детей на разнообразие форм транспорта : воздушного, наземного, водного, на его историческую эволюцию;
- учить рассматривать иллюстрации и соотносить формы предметов со временем создания, с функцией, с развитием скоростей;
- сопоставить формы, созданные инженерами и художниками, с природными формами, предназначенными для решения сходных задач движения в пространстве (самолёт - стрекоза, птица; подводная лодка – рыба; автомобиль – жук и т.д.).
Водный транспорт | |
Вид занятий | Программные задачи |
Занятие-эксперимент | 1. Учить устанавливать связи и
зависимости на основе детского
экспериментирования при подборе материала для
будущей конструкции. 2. Развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и простейшие эксперименты с “бросовым материалом” для познания его качеств (прозрачность, гладкость, толщина, лёгкость, степень прочности) и свойств (не рвётся, не тонет в воде, не теряет форму, режется ножницами, протыкается шилом). 3. Формировать знания об инструментах (шило, ножницы, линейка, лобзик), правилах безопасного обращения с ним. |
Занятие “Плот” | 1. Знакомить детей с простейшими
средствами передвижения по воде (плот, лодка,
пирога). 2. Учить использовать свойства и качества материала (пластиковые полые трубочки от фломастеров, сока, деревянные трубочки, пенопласт, соломка) при создании при создании конструкции плота. 3. Формировать обобщённый способ конструирования: скрепление деталей с помощью скотча. |
Занятие “Речная флотилия” | 1. Продолжать знакомить детей с
усовершенствованием водного транспорта. 2. Поощрять детское экспериментирование – поиск бросового материала для создания модели (парусник, катамаран, катера). 3. Формировать умения и навыки в техническом конструировании: пользоваться схемой – чертежом; разрезать, делать надрезы, проколы; соединять детали с помощью проволоки, скотча. 4. Инициировать поиск способов и материалов для оформления модели. |
Занятие “Морская флотилия” | 1. Знакомить детей с современными
моделями кораблей (подводная лодка, ледокол,
пассажирский лайнер). 2. Формировать умение создавать замысел, обдумывать и планировать процесс деятельности по его воплощению. 3. Развивать умение находить схожий материал в ходе детского экспериментирования: *подводная лодка – пластиковая бутылка; *ледокол – пластиковая 5-литровая бутылка; *пассажирский лайнер – молочные пакеты. |
Занятие “Корабль – будущего” (по замыслу) | 1. Вызвать интерес к
конструированию фантастических кораблей
(корабль на воздушной подушке, корабль-самолёт) 2. Формировать умение видеть в “бросовом” материале новую конструкцию посредством мысленного отсечения мелкого и добавления новых деталей. 3. Развивать специальные трудовые умения и навыки. |
Результат | *Сюжетно-ролевая игра “Порт”. *Режиссёрская игра “Большое морское путешествие”. * Игра-состязание “На быстроходное судно”. * Игра-эксперимент “На самое непотопляемое”. * Игры-конкурсы “На самое оригинальное водное средство передвижения”. |
Наземный транспорт | |
Занятие “Карета” | 1. Познакомить детей с историей
развития наземного транспорта (от карет до
современных машин). 2. Показать и рассказать на основе движущейся модели машин, принцип механизма, с деталями (ось, колесо, подшипник). 3. Вызвать желание сделать простейший движущийся механизм (карету). 4. Учить использовать подручные материалы (катушки, резиновый пассик), запоминать ход “операции”. 5. Развивать творческую фантазию детей. |
Занятие “Гоночный автомобиль” | 1. Вызваьть желание изготовить
движущуюся модель гоночного автомобиля. 2. Учить изготавливать колёса свободного хода. 3. Формировать навыки у детей пользоваться инструментами : шилом, молотком. 4. Закрепить умение пользоваться планом-чертежом при работе. |
Занятие “Современные машины” | 1. Подвести детей к созданию
собственных моделей разнообразных современных
машин (пожарная, милицейская, грузовая). 2. Учить выстраивать план-замысел, доводить начатое дело до конца, пользоваться рисунком, чертежом, пооперационными картами. 3. Закреплять навыки вырезывания, скрепления деталей, пользования инструментами. |
Результат |
“Автосалон новых моделей автомобилей”
|
Космический транспорт | |
Занятие “Спутник и луноход” | 1. Познакомить с доступными детям
дошкольного возраста знаниями об астрономии,
истории покорения космоса человеком. 2. Развивать познавательную активность детей через включение в занимательные опыты, и помочь понять , как влияет на скорость обтекаемость предмета в ходе, эксперимента. 3. Развивать способность к “опредмечиванию” бросового материала, умело видеть в нём новый предмет: *спутник – пластиковые футляры от “киндер-сюрприза”, погремушка; *луноход – банки из под кофе, пластиковые ёмкости обтекаемой формы. 4. Формировать умение использовать в своей работе опорную схему, умение безопасного обращения с инструментами. |
Занятие “От кареты до ракеты” | 1. Продолжать знакомить детей с
усовершенствованием космической техники
(ракеты-носители). 2. Учить понимать условные обозначения на технологических картах, изображающих алгоритм конструирования. 3. Формировать умение использовать при планировании своей работы фотографии, иллюстрации из книг, журналов, детских энциклопедий. 4. Развивать специальные трудовые навыки в работе с бросовым материалом: * делать надрезы, проколы; * соединять детали с помощью проволоки, скотча, пластилина, клея. Пользоваться инструментами: *иголкой; *шилом; *ножницами; *лобзиком. |
Занятие “Космические корабли и станции” | 1. Продолжать учить детей
создавать современные космические аппараты
конструктивным способом, находить и выделять
детали (лопасти, крылья, отражатели, солнечные
батареи, антенны). 2. Развивать творческие способности при комбинировании разных техник и материалов : * пуговицы-иллюминаторы; * фольга – для оформления корпуса 3. Закреплять умение применять обобщённые способы конструирования, выстраивать алгоритм трудового процесса. |
Занятие “Космический городок” (коллективная работа) | 1. Познакомить детей с
усовершенствованием космической техники на
примере МКС – международной космической станции
, выделять части: жилой блок, лабораторный,
ремонтный блок, грузовой отсек. 2. Учить конструировать из бросового материала разные модули космической станции и объединять их в единую конструкцию, соблюдая пропорции и формы, прочность соединения деталей. 3. Развивать творческую активность детей через оригинальность замысла (увеличение качества деталей, усложнение конструкции). 4. Воспитывать интерес к сотворчеству. |
Занятие “Космическое путешествие” | 1. Обогащать замыслы детей через
расширение, дополнение сюжета - создание планет
Солнечной системы. 2. Учить конструировать подвижный “мобиль”, используя новый способ создания объёмных форм из нитей. 3. Совершенствовать технику изготовления : обкрутить базовую форму (воздушный шарик) кистью, пропущенной через пузырёк с клеем, накладывать виток за витком, получая кокон из нитей. 4. Развивать творческое воображение детей через конкретизацию образа: размер, цвет, расположение планет. |
Занятие “Покорители космоса” | 1. Вызвать у детей интерес к
конструированию из бросового материала
космонавтов для космических кораблей. 2. Формировать умения находить схожий материал при моделировании образа: *скафандр-пластик, прозрачные крышки, колпачки; *комбинезон – железные бигуди, спичечные коробки; *баллоны для кислорода-пробки, катушки; *наушники - бусинки, пуговицы. 3. Закреплять навык подвижного скрепления деталей с помощью проволоки. 4. Инициировать поиск вариантов для передачи движения космонавта (парит в невесомости, ремонтирует корабль, идет по Луне). |
Занятие “Космические пришельцы” | 1. Стимулировать интерес к
экспериментированию и конструированию из
разнообразного материала пришельцев и средств
их передвижения. 2. Инициировать самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (конструирование из бумаги, бросового, природного материала). 3. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию. |
“На далёкой планете” (по замыслу) | 1. Инициировать самостоятельный
выбор детьми фантазийных образов животных,
сюжетов, композиций. 2. Вызвать у детей интерес к экспериментированию , умело видеть в знакомом бросовом материале новую конструкцию по средствам добавления новых деталей (жирафозебр, птицеслон, лягушелёт). 3. Развивать умение планировать замысел в схематическом рисунке, в речевой форме. 4. Совершенствовать специфические навыки и умения в работе с бросовым материалом. |
Результат | 1. Презентация результатов
конструктивной деятельности дошкольников
коллективу детского сада и родителям. 2. Сюжетно-ролевая игра “Космодром”, “Космонавты на космических станциях”, “Конструкторское бюро” 3. Режиссёрские игры: “Космические путешествия”. “Путешествие на Планету Роботов”. “Путешествие на Планету невидимых зверей”. Игра-драматизация “На далёкой планете”. |