Цели урока:
образовательные: повторение и систематизация полученные знания о местоимении,: усвоение учащимися особенностей лексико-грамматического значения местоимений, роли местоимений как средства связи частей текста; формирование навыка осмысленного использования местоимений в связной речи; знакомство с притяжательными местоимениями, склонение притяжательных местоимений; умение различать личные и притяжательные местоимения.
развивающие: развитие аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизирование мышления учащихся, выработка умений практического применения полученных знаний, активизация самостоятельной деятельности, развитие познавательной активности;
воспитательные: создание положительной культурно-речевой среды, атмосферы комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.
ХОД УРОКА
I.
1) На доске:
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
О какой части речи говорится в стихотворении? Что же нам уже известно о местоимениях?
2) Опрос. Ребята, выбирают себе аппонентов и задают им вопросы по теме “Местоимение”, если ответ не дан, учащийся, задавший вопрос, сам на него отвечает.
3) В это время 1 человек у доски записывает разряды местоимений, используя фамилию Нуповолов.
Неопределенные
У
П
Относительные
Вопросительные
Отрицательные
Личные
О
Возвратное
4) Запись под диктовку, комментированное письмо.
Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. (Пчелы)
Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, а прольется кровь моя. (Комар)
Что вы записали? Какие слова скрываются за местоимениями? На каком свойстве местоимений основаны загадки? (местоимение указывает на предмет, поэтому может заменить существительное) Найдите личные местоимения, укажите лицо. (Они – 3 лицо, мы– 1 лицо, из-за тебя – 2 лицо, тебя – 2 лицо)
5) А еще для чего нам нужны местоимения? Прослушайте стихотворение А.Барто.
И вот он начал Свой рассказ:
– Они ползут,
А он ей раз!
А тут как раз
Она ползла.
А он как даст ему
Со зла!
Она им – раз!
Они ей – раз!
Но тут как раз
Ее он спас:
Он был с ней заодно!
Ух, сильное кино!
- О чем идет речь? Кто действующие лица? Какие события описываются? Почему вы ничего не поняли? (Потому что местоимения должны использоваться для связи предложений в тексте как сцепляющие слова, чтобы избежать повторов.)
6) А еще с помощью местоимений мы можем сделать нашу речь ярче, выразительней, если местоимения входят в состав фразеологизмов.
Подготовленные ребята показывают пантомимы, класс должен узнать фразеологизм.
Не видать как своих ушей.
Заруби себе на носу.
Рвать на себе волосы.
II. 1) Задания по группам, карточки с разноуровневым заданием.
1 группа. Разберите местоимения по составу:
Кому-либо, какого, некоторые, ни у кого
2 группа. Распределите местоимения в следующем порядке: отрицательные, неопределенные, вопросительные, возвратные, личные, относительные.
Нисколько некоторые какие? собой нас сколько
3 группа. Соберите рассыпавшуюся табличку, каков разряд этих местоимений?
Единст.число | Множествен. число | |
1 лицо | Я | мы |
2 лицо | ты | вы |
3 лицо | он | они |
она | ||
оно |
Если задание выполнено правильно, то на обратной стороне можно прочитать пословицу.
2) Прослушайте стихотворение А.С.Пушкина, написанное маленькому мальчику Павлу, сыну поэта Вяземского.
Дума моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то.
Не делай того-то.
Кажись, это ясно?!
Прощай, мой прекрасный.
Серьезное это стихотворение или шуточное? Почему? Какие местоимения использует Пушкин? На что они указывают? А на что указывают отрицательные местоимения? Вспомним их правописание.
3) Представьте что вы попали в Некоторый город, в Некий переулок, Никакой проулок, где проживают весьма неграмотные люди. И чтобы пройти дальше, мы должны им помочь исправить ошибки.
НИ КОМУ | НИУКОГО | КТОНИБУДЬ |
НЕ КОГО | НЕТ ЛУЧШЕ | СКЕМЛИБО |
КОЕ УКОГО | НЕКТО | НЕЗНАЕТ |
4) Один человек у доски в это время работает со словарными словами
миллион
бассейн
коллекция
иллюстрация
профессия
экземпляр
орнамент
Проверка работы со словарными словами.
5) Задание классу. Составьте предложение, используя словарные слова и местоимения:
-
группа относительное местоимение
- группа неопределенное местоимение
- группа личные местоимения в косвенном падеже
III.
Какие же части речи могут заменять местоимения. (Существительные, прилагательные, числительные)
1) Какие разряды прилагательных вы знаете?
Распределите слова в три столбика:
3 группа |
2 группа |
1 группа |
качественные | относительные | притяжательные |
Каменный, куриный, глиняный, мышиный, ранний, юный, румяный, соловьиный, оловянный, петушиный.
По одному человеку от группы записывают слова на альбомных листах.
На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные? Что обозначают?
2) На доске записаны словосочетания:
мамин платок |
мой платок |
птичьи домики |
ваши домики |
На какие вопросы отвечают слова?
Какие из них прилагательные, а какие – местоимения?
Как вы думаете, как будет называться разряд этих местоимений? Почему?
Как будут изменяться притяжательные местоимения? Работа с материалом учебника на странице 155.
Дописываем разряд местоимений в фамилию.
Просклоняйте местоимение МОИ. Как проверить корень?
3) Запишите предложение.
Их сегодня не будет дома.
Определите разряд местоимения, падеж.
А теперь вернемся к стихотворению, записанному на доске.
Найдите местоимение ИХ, на какой вопрос оно отвечает? На что указывает? Каким членом предложения является? Какое это местоимение – личное или притяжательное?
Стр.156. Какие местоимения могут выступать в роли притяжательных?
4) Прослушайте стихотворение. Найдите притяжательные местоимения. Правильно ли они употреблены. Запишите, устранив речевые ошибки, притяжательные местоимения вместе со словами, к которым они относятся.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
“Так, съедите вы у пса весь обед евоный!”
Закричала хрюшка-мать: “Отойди от будки.
Детям надо наполнять ихние желудки”.
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
“Слушать я уже устал ейные упреки.
Детям все прощают тут, дети хрюшками растут.”
IV.
Промежуточное тестирование.